Жители регионов, в которых в 2014 году сокращено или отменено пригородное железнодорожное сообщение, нуждаются в его доступной альтернативе. Об этом 15 мая в ходе пресс-конференции "Электричка: цена отмены" сообщил генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
C начала текущего года «Российские железные дороги» отменили 303 рейса электропоездов в 26 регионах России. Причина – отсутствие компенсации убытков от перевозок из региональных бюджетов. По расчетам самих РЖД, общая сумма долга к 1 января превысила 30 миллиардов рублей.
Бюджеты субъектов Федерации, сверстанные на 2014 год, предусматривают выплату лишь 39% от общего объема субсидий, на которые претендует РЖД. В марте правительство одобрило концепцию Минэкономразвития по развитию пригородного железнодорожного сообщения, в соответствии с которым РЖД получила право прекращать оказание услуг, если региональная администрация не компенсирует накопившийся долг.
Как известно, в так называемых «майских указах» Владимира Путина говорилось о быстром и существенном повышении зарплат работников бюджетной сферы. Эти обязательства были возложены именно на региональные бюджеты. По словам министра финансов Антона Силуанова, в 2014 году суммарный дефицит бюджетов регионов составит 210-220 миллиардов рублей.
(ВЦИОМ) опросил пассажиров электричек в десяти регионах РФ - как с высокой, так и низкой долей отмененных и запланированных к отмене электричек(соответственно, Ставропольский край, Вологодская, Калининградская, Псковская и Белгородская области, с одной стороны и Рязанская, Самарская, Кемеровская, Вологодская области и Хабаровский край – с другой стороны).
Выяснилось, что в случае отмены пригородных электричек по необходимому маршруту 15% пассажиров полностью откажутся от поездки (среди лиц пенсионного возраста показатель равен 27%). Каждый пятый респондент в этой ситуации готов воспользоваться личным автомобилем (как правило, это пассажиры в возрасте 25-44 года). 60% пассажиров совершили бы поездку на пригородных автобусах.
Большая часть респондентов положительно отозвалась о работе пригородного железнодорожного транспорта. Основной негатив связан с недостаточной частотой рейсов и непродуманностью расписания.
Как бы то ни было, а электрички, в которых заполнена в лучшем случае одна пятая часть мест, РЖД без соответствующей компенсации больше обслуживать не станет. Возможной альтернативой полноценным поездам могут являться так называемые «рельсовые автобусы», выпускаемые мытищинским «Метровагонмашем». Сегодня на малоиспользуемых участках в разных концах страны ужу курсируют несколько десятков таких аппаратов. Впрочем, и это тоже будет являться предметом переговоров с региональными администрациями.
На днях сообщалось, что «Российские железные дороги» подали в арбитражный суд иск на 4,8 млрд. рублей против Министерства финансов и Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). Иск связан с компенсацией выпадающих доходов от пригородных пассажирских перевозок в 2011 году. За несколько дней до того арбитраж уже удовлетворил аналогичные иски за 2009 и 2010 годы – на 7 и 1,7 млрд. рублей соответственно.
Начать дискуссию