Экономика России

Без роста вливаний в сельское хозяйство ни о каком импортозамещении говорить не приходится

Государство сегодня занимается не импортозамещением пищевой продукции, а поисками других экспортеров взамен прежних.
Без роста вливаний в сельское хозяйство ни о каком импортозамещении говорить не приходится
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Государство сегодня занимается не импортозамещением пищевой продукции, а поисками других экспортеров взамен прежних. Об этом 12 августа в ходе круглого стола «Продуктовые войны: Санкции Запада и ответные меры России» заявил зампредседателя комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Павел Грудинин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Сегодня Россельхознадзор, Минсельхоз и прочие чиновники бросились вести переговоры с кем угодно - Бразилией, Аргентиной, Китаем, Турцией, Азербайджаном - о замещении одного импортного продукта другим, - заметил Грудинин. - То есть речь идет не об импортозамещении, а всего лишь о европо- и америкозамещении. Пока мы не слышали, что сельскому хозяйству России снизят или уберут вообще налоги, окажут финансовую поддержку на уровне государства, обеспечат доступ на рынки не просто разговорами о том, что мы будем ходить и мониторить цены, а экономическими, то есть законными методами, которые применяются во многих странах мира.

Пока сигнал от государства только один - давайте, начинайте работать. А если через год санкции перестанут работать, выяснится, что польские яблоки снова везут сюда по тем же ценам, а мы уже начали сажать сады?».

«Для того чтобы произвести картошку, нужно как минимум год, - продолжил глава комитета ТПП. - Молоко - два с половиной года корову растить из теленка. Яблоко  - пять-восемь лет, пока вырастет сад. В сельском хозяйстве ничего быстро не делается, это не санкции вводить.

Возьмите изменения в федеральный бюджет 2014 года - там из-за разницы в курсах валют появились дополнительные доходы. Но ассигнования на сельское хозяйство не увеличились ни на рубль. А тем временем общий долг сельского хозяйства России перед банками - больше 2 триллионов рублей, что превышает годовой валовый продукт отрасли. Мы в долгах все полностью. И если в ближайшее время политика государства не изменится, то надеяться на импортозамещение не придется.

Государство установило систему софинансирования сельского хозяйства через субъекты Федерации. Принцип такой - вы сначала дайте деньги из субъекта, а мы потом из федерального бюджета добавим. Но если у субъектов нет денег, то вроде бы как федеральная программа по увеличению производства сельхозпродукции не сработает. Весной министр сельского хозяйства Федоров возмущался, что губернаторы отказались от 5 миллиардов рублей только потому, что у них не было денег на софинансирование. Но у них главное - врачи, учителя и так далее, а сельское хозяйство стоит на втором десятке мест по значимости. Хотя доктрина продовольственной безопасности - это федеральное дело. В США, чтоб вы знали, категорически, законодательно запрещено из бюджета штата помогать сельскому хозяйству. В ЕС - только из бюджета самого ЕС, но не отдельной страны.

Наша поддержка сельского хозяйства - это 4-5 млрд. долларов в год. При вступлении в ВТО нам поставили планку около 9 млрд. Мы ее, как видим, не достигли. Но даже в Белоруссии и Казахстане уровень поддержки выше, и нам трудно выдерживать конкуренцию в рамках Таможенного союза. Кроме того, наша поддержка очень интересно считается.  В ЕС и США 2-4% годовых на 20-40 лет - это не поддержка, это такая просто ставка сельхозкредита. А у нас ставка в 4-5% считается поддержкой. Если финский фермер покупает трактор у официального дилера, то сразу получает назад от государства 50% его стоимости, а остальное - в течение трех лет. У нас же есть удивительная организация «Росагролизинг», и вся поддержка оказывается там. То есть мы поддерживаем Росагролизинг, а никаких не фермеров.

Поддержка сельского хозяйства после вступления России в ВТО даже уменьшилась, вместе с изменением способов ее расчета. Сельское хозяйство ответило на это снижением производства молока и овощей. Росстат, конечно, дает обратные цифры. Но на самом деле у нас нет 32 млн. тонн молока в год, тем более что его товарность - 50%. Это означает, что остальные 50% выпиваются там же, где и производятся.

В общем, если политика государства не изменится, то санкции не приведут ни к чему, кроме роста цен».

Комментарии

1
  • НатальяС
    Вливайте-вливайте в сельское хозяйство, ещё не все кулаки себе и потомству замки построили и автомобили дорогие купили.