Вчера президент внес в Госдуму законопроект, регламентирующий сроки и порядок ответов на обращения граждан. Эксперты предостерегают, что один закон проблемы бюрократической волокиты не решит, а контроль за некоммерческими организациями может усилить.
Согласно законопроекту, рассматривать заявления граждан чиновники будут обязаны в течение 30 дней после их регистрации, т. е. столько, сколько и сейчас. Россияне могут писать чиновникам как по обычной, так и по электронной почте “предложения”, “заявления”, “жалобы”, “повторные (многократные) и анонимные обращения”. Не реагировать чиновники смогут лишь на анонимки или письма с “ложными личными данными”. Но если в них речь идет об угрозе государственной или общественной безопасности, то их придется отправлять “соответствующим госорганам”, говорится в законопроекте. “Сейчас вопрос о порядке рассмотрения обращения граждан регулируется указом президента и постановлениями Верховного совета РСФСР, а закона о порядке обращения с документацией граждан нет, и нередко нарушаются сроки ответов, а чиновники порой отделываются отписками”, — объясняет появление закона источник в аппарате вице-премьера Александра Жукова. “Это попытка свести к минимуму произвол чиновников в работе с обращениями граждан”, — говорит он.
Новый закон разрешает чиновникам не рассматривать вопросы, “по которым уже вынесены судебные решения”, или “многократные обращения, если иные доводы гражданином не приводятся”. Преследовать россиян за апелляцию в госорганы или разглашать информацию из обращений нельзя, подчеркивается в тексте законопроекта. Но эксперты опасаются, что он может быть увязан с законом “О некоммерческих организациях”, который усиливает контроль государства за деятельностью общественных организаций. Законопроект об обращении граждан запрещает принуждать россиян писать письмо чиновникам, говорит независимый юрист Игорь Лебедев. Эта норма, по мнению юриста, дает возможность силовым органам дополнительно проверять общественников на предмет их причастности к обращениям граждан.
Попытки разработать подобный закон неоднократно заканчивались крахом. Чиновники и эксперты уже писали законопроекты “О письмах” и “О петициях граждан”. Еще один законопроект — “Об обращениях граждан” лежит в Госдуме уже порядка 10 лет, вспоминает председатель профильного комитета Госдумы Владимир Плигин. Но президентский законопроект в парламенте не запылится, уверены депутаты, ведь его одобрило правительство, прислав за подписью вице-премьера Александра Жукова положительный отзыв. Законопроект подготовлен в рамках административной реформы, признается один из помощников вице-премьера. На его рассмотрение Плигин отводит порядка “двух месяцев”. Но с принятием одного президентского закона вал переписки и проблемы россиян вряд ли сократятся, опасается эксперт Центра стратегических разработок Владимир Южаков: “Сейчас большая часть обращений граждан возвращается в те государственные или муниципальные органы, на действия которых гражданин, собственно, и жаловался. К реальному результату приводит лишь 2-4% обращений граждан”.
Елена Руднева
Александр Беккер
Арина Шарипова
Чиновники пытаются упорядочить вал обращений россиян в госструктуры
Вчера президент внес в Госдуму законопроект, регламентирующий сроки и порядок ответов на обращения граждан.
Начать дискуссию