Без оперативной поддержки государства автомобильный рынок России в 2015 году рухнул бы полностью и безнадежно. Об этом 28 января в ходе пресс-конференции, посвященной состоянию автомобильной отрасли, заявил президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
По отчету Ассоциации европейского бизнеса, в 2015 году в России было продано 1,601 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. В то же время, по информации агентства «Автостат», на учет за тот же период в стране было поставлено лишь 1,4 млн машин, отметил Владимир Моженков.
«Очевидно, статистика АЕБ учитывает еще и показанные покупателю, но не проданные автомобили, – сделал он вывод. – Таким образом, падение рынка за год составило не 37,5%, а несколько больше».
Президент РОАД поблагодарил правительство за оперативную реакцию в виде программ льготного автокредитования и льготного автолизинга, которые, по его словам, спасли отрасль от еще более страшного провала. Более трети продаж за прошлый год пришлось именно на программы госсубсидий, напомнил он.
Что касается автолизинга, то это популярная на Западе, но еще не слишком освоенная в России форма владения автомобилем. В коммерческом варианте этот инструмент появился на нашем рынке лишь в 2014 году. Автолизинг представляет собой не что иное как долгосрочную аренду автомобиля с возможностью его выкупа по окончании срока договора. Ежемесячный платеж при этом, как правило, гораздо ниже аналогичного платежа по кредиту.
С 15 мая 2015 года стартовала государственная программа льготного автолизинга, распространявшаяся на автомобили, произведенные на территории РФ. Она предусматривала скидку с авансового платежа в размере 10% от стоимости автомобиля. Правда, уже в сентябре, в связи с ажиотажем, госпрограмму приостановили, а позже возобновили, исключив легковые автомобили и оставив только коммерческий транспорт. Ожидается, что в этом году легковые автомобили вернут в программу, правда, с ограничением максимальной стоимости пределом в 1,15 млн рублей.
В целом на программу льготного автолизинга в 2016 году выделено 5 млрд рублей. По крайней мере, в первом полугодии этот инструмент окажется даже более действенным и массовым, чем льготное автокредитование при поддержке государства. Несмотря на то, что в целом в 2016 году на поддержку авторынка выделено 50 млрд рублей против 43 млрд рублей год назад, большая часть субсидий по автокредитам придется на погашение долгов, уже накопленных в 2014 и 2015 годах.
«Дилеры надеются, что во втором полугодии государство все же найдет возможность субсидировать и новые кредиты», – отметил Владимир Моженков.
А пока что, по его словам, даже выжившие участники рынка продолжают балансировать на грани рентабельности.
Начать дискуссию