Как стало известно газете “КоммерсантЪ”, в рамках подготовки к заседанию госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Минсельхоз попросил представителей пищевой промышленности представить свои предложения — какие виды продукции, по их мнению, нужно промаркировать радиочастотными RFID-метками в приоритетном порядке. Однако вместо перечня такой продукции ведомство получило от бизнеса заявление о бесперспективности самой идеи маркировки пищевой продукции.
Так, НП «РусБренд» (содружество крупнейших производителей брендовой продукции с годовым оборотом в $30 млрд) в своем ответе Минсельхозу (есть у “Ъ”) называет маркировку продуктов избыточным шагом, который может негативно отразиться на участниках рынка из-за повышения финансовых издержек (так, производителям придется оснащать предприятия устройствами по нанесению меток на упаковку, а ритейлерам и всем компаниям, занятым в логистике,— соответствующими сканерами), нарушений ритмичности производств и цепи поставок. Это, в свою очередь, вызовет удорожание товаров для потребителей. Авторы письма предупреждают, что введение таких меток чревато и возможными техническими сбоями, которые могут вызвать перебои в поставках продукции массового производства, в том числе ежедневного потребления. В Минсельхозе о позиции самого ведомства по вопросам необходимости радиочастотной маркировки продовольствия ничего сообщить не смогли.
Отметим, правовая база для повсеместного введения маркировки пока не утверждена. Законопроект, который устанавливает основы применения маркировки товаров в целом с 1 июля 2017 года, Минфин разработал еще весной 2016 года. Отметим, что документ носит рамочный характер. Он описывает маркировку любых товаров, не делая между ними различий,— предполагается, что товарную номенклатуру, которая попадет под действие закона, утвердит правительство. В Минэкономики “Ъ” сообщили, что не имеют замечаний к документу.
Нарекания к проекту возникли, однако, у Экспертного совета при правительстве (заключение есть у “Ъ”) — на маркировку как способ борьбы с фальсификатом эксперты смотрят скептически, напоминая про ЕГАИС, которая так и не решила вопрос нелегальной алкогольной продукции. Однако дороговизна самих знаков и связанных с ними процедур угрожает конкуренции и может обернуться уходом с рынка недорогой продукции, стоимость которой сопоставима со стоимостью маркировки. Напомним, внедряя маркировку шуб, власти объясняли свой выбор тем, что стоимость метки в 3–5 руб. не отразится на итоговой цене дорогостоящих меховых изделий. Однако за год цена метки выросла до 15–22 руб., что крайне существенно для сегмента недорогих продуктов питания.
Комментарии
1