Малый и средний бизнес

У Счетной палаты есть сомнения по поводу результативности той помощи, что оказывается субъектам МСП

Коллегия Счетной палаты провела анализ эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса в рамках антикризисного плана Правительства и пришла к выводу, что в вопросе поддержки МСП есть некоторые недостатки.

Коллегия Счетной палаты провела анализ эффективности мер поддержки малого и среднего бизнеса в рамках антикризисного плана Правительства и пришла к выводу, что в вопросе поддержки МСП есть некоторые недостатки.

Согласно единому реестру субъектов МСП, сформированному ФНС, в РФ насчитывалось 5,8 млн юрлиц и ИП, отвечающих критериям малого и среднего предпринимательства. Численность замещенных рабочих мест у субъектов МСП составила 15,8 млн.

До 2016 года основным и наиболее полным источником информации о субъектах МСП являлись данные Росстата. Так, по данным Росстата, в 2010 году насчитывалось 4,6 млн субъектов МСП, у которых было замещено 19 млн рабочих мест.

Таким образом, на основании данных Росстата и ФНС России за 2010-2016 гг. в целом количество субъектов МСП увеличилось на 1,2 млн единиц, или на 27,6%. Вместе с тем количество занятого населения у субъектов МСП за указанный период сократилось на 3,2 млн рабочих мест, или на 16,9%. При этом в последние годы наблюдается рост неформальной занятости.

За 2015-2016 гг. на реализацию мероприятий поддержки МСП направлено 152,8 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета в рамках госпрограмм МЭР было выделено 28,2 млрд рублей, Минсельхозом России - 18,9 млрд рублей, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» - 11,4 млрд рублей, из бюджетов регионов - 3,2 млрд рублей, АО «Корпорация МСП» - 78,8 млрд рублей, АО «МСП Банк» - 12,3 млрд рублей.

Реализация региональных программ поддерживается за счет субсидий из федерального бюджета по линии МЭР.

В программе приняли участие 85 регионов. В то же время финансовая помощь была оказана небольшому количеству субъектов МСП в 2015 году – 4% общей численности субъектов МСП, в 2016 году порядка 1%. При этом результативность оказанной финансовой помощи вызывает сомнение, отметили в Счетной палате.

В отдельных регионах установлены факты дробления бизнеса на более мелкий, предоставления финансовой поддержки ежегодно одним и тем же субъектам МСП, при этом не исключается наличие коррупционной составляющей.

Анализ деятельности органов государственной власти РФ показывает отсутствие скоординированной политики.

«Ни один из органов государственной власти не проводит комплексную и объективную оценку состояния малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, влияние предоставленных льгот и преференций субъектам МСП, результативности использования бюджетных средств, направленных на поддержку малых и средних хозяйствующих субъектов, а также необходимости их выделения на указанные цели в последующие отчетные периоды», - говорится в заключении Счетной палаты.

Вместе с тем вопреки всем недостаткам государственной поддержки МСП, в данной сфере наметилась некоторая позитивная тенденция, отмечается увеличение количества субъектов МСП и рост предпринимательской активности. В то же время очевидно, что эффективность реализуемых мер недостаточна, отсутствует системный результат, пока не удается диверсифицировать экономику Российской Федерации, ключевым звеном которой стал бы малый и средний бизнес.

Комментарии

2
  • Вячеслав
    А можно ни каких вовсе программ и финансирования, НЕ выделять? А просто не вводить онлайн-кассы. Вот просто взять и ЗАБЫТЬ! про малый бизнес раз и навсегда. То, что у вас рост малого, за счёт дробления среднего, это понятно. Но готовы ли Вы "удивляться" , когда число трудоустроенных в этих малых, вовсе исчезнет?
  • Ян

    > в последние годы наблюдается рост неформальной занятости.
    А они не этого добиваются???
    Или они думают, что они будут что-то придумывать, а народ будет молча на это смотреть???