Антимонопольное право

Ничего не меняется: количество жалоб на госзакупки растет с каждым годом

Тенденция к увеличению жалоб на государственные закупки и закупки госкомпаний сохраняется из года в год.

Тенденция к увеличению жалоб на государственные закупки и закупки госкомпаний сохраняется из года в год.

До сих пор к конкурентным относится лишь 5% тендеров компаний с госучастием, рассказал RNS замглавы Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян.

«Количество жалоб, поступающих в ФАС России на государственные закупки и закупки госкомпаний, постоянно растет, — сообщил RNS Петросян через пресс-службу. — За половину текущего года мы уже рассмотрели более 40 тыс. жалоб по госзаказу и 4 тыс. — по закупкам госкомпаний».

За весь 2016 год по государственным закупкам было рассмотрено 84 тыс. жалоб, по закупкам госкомпаний — 7,8 тыс.

По словам Петросяна, тенденция к увеличению количества жалоб, с одной стороны, свидетельствует о сохранении проблем в сфере закупок, с другой — о росте веры бизнеса в возможность восстановить свои права.

Большая часть нарушений в сфере госзакупок связана с документацией: зачастую она составлена таким образом, что не позволяет участникам понять, чего именно хочет заказчик, либо в документации устанавливаются требования об излишне детализированном описании объекта закупки. Например, при участии в закупке на ремонт дороги участники должны указать в заявке параметр шероховатости поверхности пиломатериалов хвойных пород, но для определения такой характеристики нужно провести детальный анализ материала, хотя закон не обязывает участника иметь товар в наличии на момент подачи заявки, объясняет Петросян. Такие требования затрудняют подготовку заявки и, как следствие, ограничивают количество потенциальных участников закупки.

Госкомпании также злоупотребляют ограничением участников закупки, констатирует Петросян. К примеру, в документации устанавливаются требования о том, что участник должен быть производителем либо официальным дилером продукции, предлагаемой к поставке. В ФАС считают подобные требования недопустимыми, поскольку другие компании абсолютно законно имеют возможность поставлять те же товары и зачастую на более выгодных условиях

 Закон о контрактной системе № 44, по которому закупаются государственные и муниципальные структуры, несмотря на существующие недостатки и большое количество жалоб представляет собой более прозрачный и продвинутый порядок проведения конкурентных процедур, чем закон о корпоративных закупках для госкомпаний № 223, носящий рамочный характер и фактически обязывающий госкомпании лишь обеспечить публичность торгов, отмечает замглавы ФАС.

«До сих пор только 5% закупок можно отнести к конкурентным процедурам. Остальные 95% — это закупки у единственного поставщика и закупки с применением "иных способов" вроде "приглашения к сотрудничеству", "иного не запрещенного законом способа", "прямого контакта", "прямого выбора", — указывает Петросян. — Всего по итогам 2016 года зафиксировано около 4,5 тыс. таких способов, причем многие из них маскируют закупки у единственного поставщика».

В ФАС рассчитывают, что ситуацию должен изменить разработанный антимонопольным органом совместно с Минфином и Минэкономразвития пакет поправок в законодательство о закупках.

Начать дискуссию