Налоговые преобразования – любимое занятие реформаторов. Правила уплаты налогов в результате все больше запутываются. Возможно, не вполне бескорыстно. Апофеозом стало разрешение налоговому инспектору не знакомить плательщика с необходимыми для уплаты налога инструкциями. Путь сначала сделает ошибки, а потом налоговая служба его накажет.
Михаил Делягин
источник: "Новые
известия"
Новый виток реформы сейчас проходит под лозунгом «Решим проблему единого
социального налога!». Уклонение от него угрожающе растет из-за такого несправедливого
факта: человек платит тем меньше, чем он богаче. С учетом подоходного налога
бедный отдает почти 45% начисленной оплаты труда, богатый – чуть больше 15%.
Сама возможность быть честным превращена в имущественную привилегию.
Выход – возврат к нормальной прогрессивной шкале, при которой богатая и наиболее
влиятельная часть общества несет наибольшую ответственность за итоги своего
влияния, выраженную в том числе и в налоговой форме. Но более чем обеспеченные
реформаторы, освободившиеся от ответственности перед страной, не способны
ущемить свои интересы и хотят решить проблему полумерой. Суть ее в том, чтобы
уменьшить начальную ставку ЕСН до 26% за счет переноса части налоговой нагрузки,
идущей на пенсионные нужды, с фонда оплаты труда на доходы граждан. Если
раньше они платили 13% подоходного налога, то теперь будет добавлено еще
4%. Без массовой легализации и оживления бизнеса это усилит налоговое давление
и снизит, а не повысит доходы людей.
Популярна идея сделать пенсионные взносы в 4% не обязательными, а добровольными,
«стимулируя» их дополнительным финансированием (в размере 2%) государства.
Между тем бедные – не менее 60% населения – предпочтут текущее потребление
неопределенным перспективам будущей пенсии. Это обернется отложенной социальной
катастрофой.
Другой шаг реформы – снижение ставки налога на имущество с 2% до 0,1%. Так
как старая ставка исчисляется с оценки БТИ, а новая будет браться с рыночной
цены, налог возрастет. Больнее всего он ударит по «среднему классу», а наиболее
богатые смогут занижать налог с помощью махинаций при оценке имущества.
Еще одна вызревающая «продуктивная» идея – поставить в зависимость от мировых
цен налогообложение нефти, потребляемой внутри страны. Экономическая абсурдность
этого никого не смущает, как и то, что таким образом тормозится развитие
России и стимулируется сокращение поставок нефти для внутренних нужд.
Разумен возврат к мировой практике более высокого налогообложения добычи
сырья в более благоприятных горно-геологических условиях. Отмена этого правила
в 2001 году привела к концентрации средств у олигархов, контролирующих лучшие
месторождения. Еще в конце 2003 года президент Путин заявил о необходимости
исправить ситуацию, но Министерство финансов, по сути, отказалось выполнять
его поручение.
Начать дискуссию