Владимир Гусинский победил Российскую Федерацию в суде. Европейский суд по правам человека постановил вчера, что медиамагната в 2000 г. арестовали незаконно и теперь Россия должна ему 88 000 евро.
В медиаимперию Гусинского входили телекомпания НТВ, радиостанция "Эхо Москвы" и издательский дом "Семь дней", издававший в числе прочего газету "Сегодня" и журнал "Итоги".
9 июля 2002 г. Гусинский и "Газпром" объявили, что достигли окончательной договоренности о выходе Гусинского и представляющих его интересы компаний из капитала всех активов, составлявших когда-то группу "Медиа-Мост". Источник, близкий к переговорам, рассказывал тогда, что цена сделки составила около $150 млн. По словам топ-менеджеров "Газпром-Медиа", сделки не завершены до сих пор.
Председатель совета директоров и контролирующий акционер "Медиа-Моста" Владимир Гусинский был задержан 13 июня 2000 г. и отправлен в СИЗО по подозрению в мошенничестве - участии в якобы незаконной приватизации компании "Русское видео". 16 июня к обвинениям добавилось мошенничество. Как позже рассказал первый заместитель Гусинского в "Медиа-Мосте" Игорь Малашенко, через несколько часов после задержания медиамагната ему на мобильный позвонил министр по делам печати Михаил Лесин и сообщил цену свободы - контроль над НТВ. А еще через пару недель, по рассказу Малашенко, Гусинскому объявили схему "сделки" - продать за $300 млн все компании "Медиа-Моста". Гусинский и гендиректор "Газпром-Медиа" Альфред Кох 20 июля подписали соглашение о переуступке и покупке акций, в приложении N 6 к которому Гусинскому гарантировалось прекращение уголовного преследования. 26 июля медиамагнат был выпущен из СИЗО под подписку о невыезде, а затем уехал в Испанию.
Позднее выяснилось, что за два дня до подписания соглашения Гусинский подписал заявление о том, что на него "оказывается давление со стороны официальных лиц Российской Федерации", принуждающих его продать "по заведомо заниженной цене [. .. ] акции и доли в холдинге "Медиа-Мост", входящих в него и иных компаниях". Далее Гусинский заявил, что подписывает соглашение, чтобы "избежать расправы", поэтому оно юридически несостоятельно.
Рассмотренная вчера Европейским судом по правам человека жалоба Гусинского была подана 9 января 2001 г. Медиамагнат жаловался, что его заключение под стражу было незаконным и нарушало предусмотренное Европейской конвенцией о правах человека право на свободу и безопасность.
Семеро судей единогласно решили, что, хотя для задержания Гусинского в 2000 г. были основания, задержали его незаконно: по старому российскому УПК задерживать подозреваемого до обвинительного приговора суда можно было лишь "в исключительных случаях", а четкого определения таковых не нашлось. К тому же суд признал, что сидельца Бутырской тюрьмы можно было амнистировать как кавалера ордена Дружбы народов. Да и установить, что "представление истца перед соответствующими судебными властями" было единственной целью его задержания, суд не смог. В итоге Россия признана виновной перед опальным олигархом и должна выплатить ему в течение трех месяцев 88 000 евро в качестве компенсации судебных издержек.
Это решение возмутило российские власти. Уполномоченный при Европейском суде по правам человека Павел Лаптев разразился вчера двухстраничным официальным заявлением, которое передало РИА "Новости". Постановление суда Лаптев назвал "как теоретически, так и фактически ущербным" и пообещал его опротестовать. Уполномоченный убежден, что "Европейский суд не разобрался с теоретическим основанием понятия "амнистия", которое "как конституционный институт сложна для понимания иностранных юристов". Да и 88 000 евро, отметил Лаптев, многовато.
Адвокаты, защищающие интересы россиян в Европейском суде по правам человека, считают, что опротестовать решение крайне нелегко. Прежде чем Большая палата станет рассматривать жалобу, ее должны рассмотреть пятеро судей, которые могут отказать в рассмотрении без объяснения причин, говорит Елена Липцер, защищающая совладельца "ЮКОСа" Платона Лебедева.
С самим Гусинским вчера связаться не удалось, а Игорь Малашенко и адвокат Гусинского Александр Березин отказались от комментариев. "Решение красноречиво и говорит само за себя", - объяснил Малашенко. Отказался от комментариев и советник президента Михаил Лесин, а с гендиректором "Газпром-Медиа" Александром Дыбалем связаться не удалось.
Юристы же расходятся в оценке значения судебной победы Гусинского. Российский адвокат, ведущий сейчас несколько дел в Европейском суде по правам человека и просивший не называть его имени в печати, называет прикладные последствия "очень шаткими": "Прямого указания признать задержание Гусинского незаконным нет". Но Липцер считает, что теперь Гусинский может обращаться в российские суды за восстановлением своих прав, компенсацией нанесенного вреда и даже привлечением к ответственности тех, кто незаконно содержал его под стражей.
Она считает, что теперь по всем аналогичным жалобам на заключение под стражу без достаточных оснований Европейский суд должен принимать аналогичные решения. А ее коллега напоминает, что все решения Европейского суда являются составной частью международного права, а российский Конституционный суд "в последнее время ссылается на международные прецеденты".
Начать дискуссию