Фрадков переверстал структуру правительства "под себя"

Премьер Михаил Фрадков продемонстрировал, чего стоит его аппаратный опыт. Владимир Путин вчера позволил ему "переформатировать" под себя структуру правительства и взять под личный контроль деятельность высших федеральных чиновников. Эксперты отмечают, что одновременно с усилением премьера были размыты принципы административной реформы.

Премьер Михаил Фрадков продемонстрировал, чего стоит его аппаратный опыт. Владимир Путин вчера позволил ему "переформатировать" под себя структуру правительства и взять под личный контроль деятельность высших федеральных чиновников. Эксперты отмечают, что одновременно с усилением премьера были размыты принципы административной реформы.

На встречах с журналистами Фрадков не раз сетовал на то, что не влиял на указ Владимира Путина от 9 марта о системе федеральных органов исполнительной власти. Тот документ после отставки премьера Михаила Касьянова спешно готовили Дмитрий Козак, тогда первый заместитель главы кремлевской администрации, а ныне руководитель аппарата правительства, и министр экономического развития Герман Греф. Идеология реформы правительства состояла в том, чтобы ликвидировать внутренний конфликт, когда одно и то же ведомство пишет законы, осуществляет надзор за их исполнением, регулирует доступ на рынки и через подчиненные предприятия оказывает коммерческие услуги.

С указом от 9 марта число министерств сократилось с 23 до 14, но общее число ведомств выросло с 59 до 73. Однако и такая структура была признана несовершенной. Как посетовал Путин, "пропал" Росгидромет. Силовые министерства негодовали из-за исчезновения комитета по геодезии и картографии, чьими услугами пользовались. Вчерашний указ президента уточнил структуру федеральных органов. Их число возросло до 81. Под именем Министерства информатизационных технологий возродилось упраздненное в марте Минсвязи (см. статью на стр. А1). В подчинении Путина находится пять министерств, 13 служб и три агентства. Десяти министерствам, которыми руководит правительство, подведомственны 16 служб и 26 агентств. Непосредственно премьеру теперь подконтрольны шесть служб и два агентства: к антимонопольной службе и службе по финансовым рынкам добавились тарифная и статистическая службы, которые ранее курировало Минэкономразвития, служба по гидрометеорологии и преобразованная служба по экологическому, технологическому и атомнадзору, агентства по атомной энергии и космосу. Фрадков добился, чтобы полномочия Российского фонда федерального имущества были переданы агентству по управлению имуществом. Указ также наделил премьера правом утверждать планы и прогнозные показатели деятельности министерств и ведомств.

Источник в Белом доме утверждает, что в подготовке указа участвовали Фрадков, Козак и Жуков, но первую скрипку играл премьер. Другой чиновник сказал, что Козак во многом не согласен с окончательным вариантом, представленным Путину. Первый замминистра экономического развития Михаил Дмитриев считает, что не все в указе соответствует первоначальному замыслу реорганизации правительства. Например, увеличение числа служб и агентств, подчиненных премьеру, может потребовать изменений в структуре аппарата Белого дома, которая формировалась не по отраслевому принципу. Другая проблема, по словам Дмитриева, связана с конфликтом интересов из-за объединения экологического, атомного и технологического надзора.

Чиновник администрации президента отмечает усиление позиций премьера и подчеркивает, что при этом идеология реформы оказалась размыта. Он напоминает, что Касьянов непосредственно руководил семью ведомствами, возглавлял комиссию по ВТС и координировал взаимодействие с ЦБ. Авторы указа от 9 марта стремились вывести федеральные органы из-под премьера, чтобы тот сосредоточился на стратегии. Вторая идея - разделить законодательные функции министерств и контрольно-надзорные, которые являются прерогативой федеральных служб. Однако вчерашний указ, подчеркивает кремлевский чиновник, эту логику нарушил: министерства смогут осуществлять функции контроля и надзора по индивидуальному разрешению правительства. Точно так же правительство сможет делегировать службам функции нормотворчества, которые 9 марта были закреплены за министерствами. "Другой человек [Фрадков] пришел к руководству и убежден, что его подходы более оправданны. Время покажет", - замечает чиновник администрации президента.

Директор Центра проблем госуправления Павел Кудюкин тоже считает нынешний указ отступлением от принципов, утвержденных 9 марта. "Опять органы разных типов смогут осуществлять разделенные ранее функции, - говорит Кудюкин. - Если службы получат право, да еще по постановлению правительства издавать нормативные акты - это называется "приехали". Готовивший предложения правительству по структурной реформе член бюро РСПП Александр Шохин считает, что наделение премьера правом устанавливать количественные критерии для оценки деятельности ведомств - это исключительно важный шаг, который заставит чиновников работать на результат.

По словам чиновника Федерального агентства по атомной энергии, подчинение бывшего Минатома непосредственно правительству вызвано тем, что оно решает стратегические оборонные задачи, связанные с ядерным оружием. "И до вчерашнего указа мы были в двойном подчинении: у Минпромэнергетики и в части, касающейся ядерного оружия, - у Минобороны", - говорит чиновник. Кроме того, бывший Минатом был агентом по международным договорам, число которых перевалило за сотню, и подчинение его министерству по промышленности могло вызвать вопросы у его зарубежных контрагентов, говорит чиновник агентства. Двойное подчинение (Минпромэнергетики и Минобороны) и статус исполнительного агента по многим международным договорам имело и федеральное космическое агентство, также подчиненное правительству. Но менеджер одного из аэрокосмических предприятий говорит, что прямое подчинение премьеру пролоббировал у президента новый начальник космического агентства генерал Анатолий Перминов. Ему не хотелось находиться в подчинении бывшего гендиректора "Росавиакосмоса", а ныне директора департамента ОПК Минпромэнерго Юрия Коптева, с которым у него имеются давние противоречия.

Бывший министр экономики Евгений Ясин считает, что "каким бы ни был Фрадков, ему поручен второй пост в стране и он не хочет быть пешкой". "Наивные Козак и Греф думали, что он будет "жевать" их голую схему, но ошиблись", - говорит он.

У СМИ НОВЫЙ РЕГУЛЯТОР: Своим указом президент также создал федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Она будет подчиняться Министерству культуры и массовых коммуникаций и займется в том числе регистрацией СМИ. Среди претендентов на пост главы службы информированный источник в министерстве называет нынешнего и. о. руководителя департамента лицензионной работы Минкультпечати, выходца из "Еврофинанса" Бориса Боярскова. Другой источник в министерстве говорит, что руководителем службы может стать Павел Хорошилов, курирующий в министерстве изобразительное искусство.

Александр Беккер
Анна Николаева
Алексей Никольский
Анфиса Воронина

Начать дискуссию