Личные финансы

Российские предприниматели — умеренные оптимисты

Тех, кто рассчитывает на бурный рост собственного бизнеса — увеличение товарооборота, прибыльности, инвестиций в производство, — в кругу российских бизнесменов стало меньше. К такому выводу пришли эксперты аудиторской и консалтинговой компании Grant Thornton, которые ежегодно проводят международное исследование среди предпринимателей, управляющих собственным бизнесом.

Тех, кто рассчитывает на бурный рост собственного бизнеса — увеличение товарооборота, прибыльности, инвестиций в производство, — в кругу российских бизнесменов стало меньше. К такому выводу пришли эксперты аудиторской и консалтинговой компании Grant Thornton, которые ежегодно проводят международное исследование среди предпринимателей, управляющих собственным бизнесом.

По результатам 2003 г. предприниматели настроены гораздо более оптимистично в отношении перспектив развития экономики своих стран. В среднем количество оптимистично настроенных бизнесменов на 40% превышает число пессимистов. Для сравнения: в 2002 г. этот показатель составлял всего 3%. Список наиболее оптимистично настроенных стран — с рекордным балансом между оптимистами и пессимистами (+83%) — возглавляет Индия. В то время как Япония с балансом -46% уже второй год подряд является самой пессимистично настроенной страной, пишут эксперты в своем отчете.

Ранжирование стран по степени оптимизма работающих в них предпринимателей позволяет сделать вывод, что Россия сдала свои позиции. В 2003 г. она заняла 11-е место против 8-го годом ранее. Правда, если посмотреть на баланс между оптимистами и пессимистами, то можно сделать и другой вывод. По последнему опросу он составил +31%, а в 2002 г. +17%. То есть число оптимистов внутри страны растет, но не так быстро, как в других странах. Из списка ярко выраженных оптимистов мы попали в разряд умеренных, поясняет Сергей Аслибекян, управляющий партнер Grant Thornton в России. По его словам, пока рано говорить о тенденции, но настроение предпринимателей слегка ухудшилось. Особенно отчетливо это видно при анализе ожиданий предпринимателей от 2004 г. Баланс ожиданий (разница между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями на ближайшие 12 месяцев) по такому показателю, как рост товарооборота, составил +52% (годом ранее +61%), прибыльность своего бизнеса +41% (годом ранее +50%), а готовность производить инвестиции +45% (годом ранее +57%). В среднем баланс ожиданий уменьшился на 20%.

Ярко выраженных причин для снижения оптимизма исследование не выявило, и эксперты полагают, что это связано главным образом с насыщением рынков и ростом конкуренции. С таким выводом соглашаются и предприниматели. “Чем выше конкуренция, тем меньше оптимизма, — говорит гендиректор и совладелец компании “Биокад” Дмитрий Морозов. По его словам, срок вывода новых продуктов на рынок увеличился. Морозов приводит в пример новый препарат для нормализации микрофлоры кишечника “Бифистим”, разработанный его компанией. “Пять лет назад с таким продуктом можно было выйти на запланированный объем продаж всего за год, сейчас для этого потребуется в два-три раза больше времени, — говорит он. — Ведь, к примеру, его продвижение через врачей заметно усложнилось: сейчас они получают еще пять предложений от конкурентов, выпускающих похожие препараты”. По словам Морозова, “супербурного роста своего бизнеса” в ближайшем будущем он не ожидает.

Как показало исследование, небольшие компании в России сделали ставку на маркетинг. Усиление маркетинговой политики — второй по популярности (после снижения расходов) способ, используемый у нас для повышения прибыльности бизнеса. 76% российских компаний прибегали к такой мере, в то время как в среднем по миру — 72%. “И это в стране, в которой совсем недавно узнали, что такое маркетинг”, — замечает Аслибекян.

Большинство наших предпринимателей не спешат избавляться от непрофильных видов деятельности — таков еще один вывод исследователей из Grant Thornton. Если в мире этот способ повышения прибыльности практикуют 56% компаний, то в России — всего 26%. “Многие еще не определились, что для них основное дело, а что побочное”, — считает Аслибекян. И это тормозит развитие бизнеса.

Хотя те, кто все же решается на подобный шаг, результатами довольны. “Мы поняли, что непрофильные виды деятельности тянут нас назад, и избавились от них в течение последних двух лет”, — рассказал Антон Чернопятко, председатель совета директоров Wessen, управляющей компании ОАО “Потенциал”. Сейчас предприятие производит розетки и выключатели. Еще недавно кроме них здесь выпускали автозапчасти, детские игрушки, резисторы. Чернопятко рассказал, что они сумели сконцентрироваться на главном продукте, который умеют производить и продавать, — розетках и выключателях. По его словам, им удалось добиться стабильного ежегодного роста продаж на 50% начиная с 2002 г.

Недооценивают наши предприниматели и новые технологии. Инвестиции в новые технологии и методы ведения бизнеса как способ увеличения прибыльности занимает 3-е место в мире (после снижения расходов и улучшения управления денежными потоками): его используют 81% компаний. В России его практикуют только 60% компаний.

Вместе с анализом ожиданий российских предпринимателей эксперты из Grant Thornton насчитали около десяти черт, которые отличают отечественного владельца бизнеса от его зарубежных коллег. К примеру, только 40% российских руководителей могут вести переговоры хотя бы на одном иностранном языке. В среднем по миру этим навыком обладают около 60% менеджеров того же уровня. Директор Российского независимого института социальных и национальных проблем Александр Чепуренко объясняет это тем, что большинство российских предпринимателей имеют высшее техническое образование, полученное еще в советское время. “А оно не делало акцент на коммуникациях и бизнес-знаниях, — говорит Чепуренко. — Два часа иностранного языка в неделю — и все”. Хотя в целом, по его словам, у наших предпринимателей образовательный уровень выше, чем у европейских. Институт, где работает Чепуренко, проводил опрос руководителей и собственников — 400 человек в России и около 500 в Германии. “Выяснилось, что у нас 85-90% менеджеров с высшим образованием, тогда как в Германии — 60-65%”, — добавляет Чепуренко.

Елена Горелова

Начать дискуссию