Личные финансы

Подозрительной будет каждая третья квартира

В парламент внесены поправки к закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Если они будут приняты, то «под колпаком» у Федеральной службы по финансовому мониторингу окажутся все, кто покупает ценные бумаги, антиквариат, золото, крупные партии валюты на сумму свыше 20 тысяч долларов и недвижимость на сумму свыше 100 тысяч долларов.

В парламент внесены поправки к закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Если они будут приняты, то «под колпаком» у Федеральной службы по финансовому мониторингу окажутся все, кто покупает ценные бумаги, антиквариат, золото, крупные партии валюты на сумму свыше 20 тысяч долларов и недвижимость на сумму свыше 100 тысяч долларов. Фактически речь идет о восстановлении контроля за крупными расходами, отмененного в прошлом году. Но - на добровольной основе. Агенты недвижимости, нотариусы и бухгалтеры не обязаны будут «стучать» о таких сделках в ФСФМ, но могут делать это, если захотят.

Источник: Газета


Контроль ради контроля
Контроль за крупными расходами физических лиц власти отменили в прошлом году: близились выборы, президенту и депутатам хотелось показать себя с лучшей стороны. Но отмену можно было считать формальной. В Налоговом кодексе существовал список покупок, которые интересовали налоговиков: недвижимость, акции, автомобили, антиквариат и золото в слитках. Банки, риелторы и торговцы должны были информировать налоговую инспекцию о каждой покупке, стоимость которой превышает 600 000 рублей (примерно 20 тысяч долларов). Если стоимость покупки и доход покупателя не совпадали, налоговый инспектор отправлял письмо с требованием объяснить, откуда взялись деньги. При этом налоговые инспекции хотя и получали сведения о крупных сделках, все равно не имели права на этом основании доначислять налоги.

С отменой контроля за крупными расходами государство лишь потеряло право требовать у граждан отчета о происхождении денег. Однако сведения о покупках все равно сохранялись и в налоговых, и в регистрационных органах (например, в нотариальных конторах) - просто государство ни в чем не могло упрекнуть гражданина на их основании.

Каждая третья квартира
Однако на прошлой неделе в Думу были внесены поправки в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", из которых следует, что в список "информаторов" кроме банков и торговцев попадут агентства недвижимости, адвокаты, нотариусы - все, кто ведет и сопровождает крупные сделки купли-продажи (свыше 600 000 тысяч рублей). Это касается покупок ценных бумаг за наличные, сделок с валютой, покупок золота, драгоценных камней и антиквариата. Вырос только порог для сделок по недвижимости: теперь подозрительной считается продажа и покупка квартир на сумму, равную или свыше 3 млн. рублей (около 100 тысяч долларов). Под него подпадает чуть ли не каждая третья квартира, которая продается в Москве: по нынешним временам 100 тысяч долларов стоит средняя «трешка» в не самом отдаленном районе.

По словам автора поправок главы банковского комитета Думы Владислава Резника, их необходимость связана с требованием Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF). Впрочем, поправки, которые написаны Резником, сильно недотягивают до требований FATF: последние рекомендации организации вообще советуют проверять на предмет отмывания даже случаи, когда игрок казино тратит более 3 тыс. долларов, а покупатель драгоценностей - свыше 15 тысяч долларов. Причем в последнем случае требуется выявить бенефициария - то есть в интересах кого совершается сделка.

Российские законы пока указывать бенефициария не требуют, да и порог по сделкам в России достаточно высокий по сравнению со странами, которые следуют рекомендациям FATF. Например, в США подозрительной становится сделка на сумму 10 тысяч долларов, а в Эстонии - на сумму свыше 100 000 крон (около 8 тысяч долларов) по наличному или 200 000 (15 тысяч долларов) по безналичному расчету.

Впрочем, далеко не все страны следуют требованиям FATF: например, польским налоговым службам вообще никто не помогает в "информировании" - те собирают сведения по своим каналам. А еще в мае этого года глава ФСФМ Виктор Зубков и вовсе уверял, что и Россия «не готова распространять требования FATF на адвокатов и нотариусов".


Необязательные поправки
Мягкость поправок еще и в том, что адвокатам, нотариусам и финансовым консультантам не будет вменено в обязанность уведомлять ФСФМ обо всех сделках свыше определенного порога (как это принято в других странах). «Стучать» в ФСФМ они должны сугубо добровольно, «при наличии у них оснований полагать, что сделки и финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма», указано в документе.

Дело в том, что деятельность адвокатов, нотариусов и всех, кого затронут поправки, регулируется еще и профессиональными законами об адвокатуре, о нотариате и т.д. Эти законы содержат понятия «адвокатская тайна» и «нотариальная тайна» и имеют преимущество перед законом об отмывании средств. А в соответствии со своими профессиональными законами никуда ничего адвокаты и нотариусы сообщать не обязаны. Владислав Резник считает, что адвокаты и нотариусы вольны сами выбирать, как использовать новые законодательные нормы. «Например, кто-то может узнать о том, что готовится теракт. Тогда, естественно, он должен пренебречь адвокатской тайной и сообщить соответствующим органам о том, что узнал», - пояснил ГАЗЕТЕ Резник.

ФСФМ будет обращаться в прокуратуру
Юристы отмечают, что отсутствие четких критериев «подозрительности» сделки создает почву для злоупотреблений. По словам вице-спикера Думы Георгия Бооса, в такой сомнительной формулировке закон имеет большие шансы превратиться «в инструмент борьбы с неугодными». И тогда любой юрист, недовольный своим клиентом, может организовать ему неприятности, написав письмо в ФСФМ.

Опрошенные ГАЗЕТОЙ эксперты согласны, что закон написан только в угоду FATF, а исполняться не будет. «На практике никто этой нормой пользоваться не будет», - отмечает управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс» Альберт Еганян. А в Федеральной нотариальной палате России вообще заявили ГАЗЕТЕ, что «дополнительной нагрузки или неудобств с принятием поправок не ожидается. Есть тайна нотариального действия, так что для того, чтобы мы кого-то информировали, пусть внесут поправки в закон о нотариате. К тому же никаких критериев, по которым можно определить, чистая сделка или нет, в законе не прописано».

Отдельный вопрос - что ФСФМ будет делать с полученной информацией. Самостоятельно доначислять налоги тем, кто совершал подозрительные сделки, ФСФМ не имеет права. Его задача - только анализировать и передавать информацию в контролирующие органы МВД, Генпрокуратуру, Счетную палату, которые уже могут возбудить против несознательных граждан уголовные дела.

Светлана Бороздина
Наталия Биянова

Начать дискуссию