Телевидение - вымысел или реальность?

Так уж исторически сложилось, что мне довелось работать как в кино, так и на телевидении. Поэтому я не понаслышке знаю о технологиях создания псевдореальности, которую мы воспринимаем с экранов ТВ и кинозалов.
Телевидение - вымысел или реальность?

Так уж исторически сложилось, что мне довелось работать как в кино, так и на телевидении. Поэтому я не понаслышке знаю о технологиях создания псевдореальности, которую мы воспринимаем с экранов ТВ и кинозалов.

Кино – интересный феномен. С одной стороны зритель готов всё простить создателям фильма, ведь он понимает, что с первых титров до последних, всё есть вымысел, и возможны лишь случайные совпадения с нашей жизнью. С другой стороны зрители на уровне подсознания переносят модели поведения из кино в свою жизнь.

 Идеально создание псевдореальности проиллюстрировано в американской картине «Последний герой», где мальчик попадает по ту сторону экрана – в фильм со своим любимым актером Арнольдом Шварценеггером. В «закадровом» мире живут только самые красивые женщины и мужчины, стоят ультрасовременные здания, а бравые герои неуязвимы. Интересно, что подобная псевдореальность создается в каждом фильме, а не только в фантастике для детей. В прессе неоднократно озвучивалось, что той Америке, которую мы видим в голливудских фильмах не существует вообще. И в этом виновато не столько творческое воображение сценаристов, сколько вполне реальные политические мотивы. Мир должен знать ту Америку, которую «продают» вместе с фильмом.

Похожая история происходит и в российском кино. Так, например, в кино мне поведали о магическом воздействии титра «Основано на реальных событиях» на зрителя. Российские продюсеры быстро поняли, что стоит поставить данный титр в начало фильма, как рейтинги возрастут. В итоге в определенный период был целый бум фильмов, «основанных на реальных событиях». Хотя, по сути, эта надпись была как тот взорвавшийся вертолет из киношной байки: Мудрый продюсер вставлял в рекламу каждого фильма взрыв вертолета, и зрители ломились в залы, чтобы просто понять, почему в рекламе посреди нашествия пришельцев на другую планету вдруг взрывается обычный вертолет.

Ну, да и Бог бы с ним с кино… В любом случае, это лишь художественный вымысел, сплошная метафора с аллегорией и что уж там судить. Совершенно другой спрос с телевидения. И тут уж казалось бы не место разгулу фантазии. Но не тут-то было. Полная дискредитация телевидения произошла благодаря программам «Окна», «Час суда», «Федеральный судья» и иже с ними. Массовка разыгрывала сценки из  как бы реальной жизни, а в конце программы ведущий прочитывал морализаторскую отводку. Данные программы фактом своего существованием окончательно подорвали авторитет телевидения в целом. Однако создатели данных программ не сделали ничего нового – наше телевидение всегда грешило подставами.

Чтобы не быть голословной, приведу пример. Летом прошлого года лондонская газета «The Times» обвинила программу «Вести» (канал «Россия») в подделке собственной передовицы. В сюжете о Борисе Березовском была продемонстрирована первая полоса «The Times», на которой якобы опубликована разоблачительная статья. Англичане пояснили, что статья была размещена не на первой полосе, а в глубине газеты, и не является новостным материалом, а просто личным мнением одного из авторов «The Times». Поразительным был ответ руководства ВГТРК. В свое оправдание они заявили, что это нормальная практика! "Это наша компьютерная верстка: мы даем «шапку» издания, а под нее подверстываем и выделяем цитируемый текст",- сказала советник главы ВГТРК Виктория Арутюнова.

На телевидении всегда так – что-то подверстывается, подделывается, подтасовывается. Забавную историю рассказала мне моя подруга, долгое время проработавшая на НТВ. Как-то раз они снимали сюжет про то, как собака разоблачила жестокого убийцу. За дремучие леса Воронежской области запросто сошел Лосиноостровский парк, куда и прибыла съемочная группа. Нашли собак, «убийцу», «жертву»… Мотор, начали! В кадре ноги жертвы, через которые ползет щенок, все происходит на фоне леса и кровавого заката… Красота! И тут кто-то возьми и скажи: «И хорошо бы еще в небе кружилась стая ворон на фоне заката!».. «Да, хорошо бы», - с сожалением вздохнула съемочная группа и съемки продолжились. Через 40 минут раздался телефонный звонок. Директор программы кричал в трубку: «Какого лешего Вы там расселись?! Вы что?! Не можете элементарно встретить автобус с воронами?!!!» Сначала никто долго не мог понять, о каких собственно воронах идет речь. Потом же выяснилось, что чересчур исполнительный редактор позвонил директору программы и затребовал до захода солнца организовать стаю ворон. Очень талантливый директор за 40 минут нашел стаю дрессированных ворон и прислал автобус с ними в Лосиный остров.

Итак на телевидении художественный вымысел вплетается в документальную канву и отделить одно от другого не могут уже ни телезрители, ни даже сами создатели сюжетов. Однако сейчас телевидение начинает потихоньку «отмываться от «Окон». Постепенно появляются программы, претендующие на документальность и достоверность. Пока это реализовывается в рамках ток-шоу, где приглашенные гости в ходе беседы выходят за рамки сценария. Более того, начали появляться программы «разговорного жанра», в которых реальные люди обсуждают не чужие, а свои собственные проблемы. В частности, канал ТВ Центр запустил подобный проект – «Решите за меня». Однако придет ли телевидение к подлинному документализму или же победит художественный вымысел, вопрос не столько риторический, сколько политический.

P.S.: В статьи изложено частное мнение автора, которое может не совпадать с мнением редакции.

Комментарии

3
  • Татьяна Никанорова
    Очень интересно! Побольше бы такого рода "разоблачений" :) Надежда, может продолжение статьи напишете?
  • news
    Татьяна, спасибо.... пока про продолжение не думала :)