В последнее время в средствах массовой информации все чаще встречаются заявления о необходимости реформирования российского налогового законодательства. О том, какие проблемы назрели в Налоговом кодексе корреспонденту ИА «Клерк.ру» Андрею Соколову рассказала Тамара Касьянова, генеральный директор независимой консалтинговой группы «2К Аудит – Деловые консультации».
Тамара, на ваш взгляд, какие недостатки существуют в налоговом законодательстве?
Разговоры о несовершенстве российского Налогового кодекса ведутся на различных уровнях – от правительства до рядовых граждан. Прежде всего, хотелось бы отметить проблемы в части администрирования единого социального налога, НДС и налога на прибыль.
Действительно, в последнее время много говорят о реформировании ЕСН и даже о возможности его отмены. Возможен ли отказ от этого вида налога?
Единый социальный налог был введен в России взамен социальному страхованию. На данный момент этот налог представляет собой ежемесячный сбор денег для обеспечения прав работников на социальное страхование, бесплатную медпомощь и пенсионное обеспечение.
Исходя из разрастающегося дефицита Пенсионного фонда и Фонда медицинского страхования, необходимость реформирования налога очевидна. В Российской Федерации готовится к реализации законопроект о добровольных страховых отчислениях, которые придут на смену ЕСН. С одной стороны, страховые платежи отличаются от налогообложения возмездностью, то есть человек при выходе на пенсию или по болезни получает ту сумму, которую платит он сам. А при системе ЕСН налогоплательщикам гарантируется одно и то же. С другой стороны, необходимо решить вопрос об эффективном администрировании добровольных взносов и модернизации систем пенсионного, медицинского и социального страхования.
Недавно Президент Владимир Путин заявил о введении единого налога на добавочную стоимость на уровне 12-13%. Как вы считаете, к чему это может привести?
На данный момент ставка НДС составляет 18%. Существует и льготная ставка - 10%, по которой производят отчисления предприятия пищевой и легкой промышленности, и в первую очередь уровень НДС в 12-13% негативно отразится именно на них, так как повышение отчислений в казну может увеличить стоимость продовольствия и услуг. Выиграют от снижения налога на добавочную стоимость добывающие компании, например, «Газпром».
Понижение ставки может привести к существенному дефициту бюджета, и поставить его в еще большую зависимость от цен на нефть.
Помимо отрицательных моментов существуют и плюсы. Ставка 13% может оказаться одной из самых низких в Европе, что вероятно создаст привлекательный налоговый фон для компаний и снизит вероятность их регистрации в оффшорных зонах. На Кипре, к примеру, процентная ставка НДС для нерезидентов составляет 15%, а в случае, если нерезидент зарегистрирован для целей НДС – ставка 0%. Также для примера: в Германии ставка НДС равна 19%, поэтому немецким предприятиям гораздо выгоднее выносить свое производство на восток.
Кроме того, низкий НДС будет стимулировать уход от серых схем уплаты налогов. Также единый налог на добавочную стоимость обеспечит инвестиционные вливания в российские предприятия, обеспечит их конкурентоспособность и выход на международный уровень.
Оффшорные зоны и трансфертное ценообразование являются головной болью российского налогового законодательства. Какие меры может использовать Минфин для борьбы с такими схемами ухода от налогов?
Трансфертное ценообразование является легальным способом уменьшения налогов, хотя российские компании также используют этот механизм для защиты активов. В контексте налогообложения проблемы в этой сфере связаны с распределением прибыли между подразделениями одной группы, расположенными в разных странах. Отменить трансфертное ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами чрезвычайно сложно. Частично решить проблему контроля за этой областью поможет принятое соглашение между ФСН и Росстатом об информационном взаимодействии, а также подготовленные Минфином поправки в Налоговый кодекс, где установлен закрытый перечень сделок, который налоговые органы могут контролировать.
Для стимулирования инвестиций в российскую экономику российские власти в течение 10 лет внедряли систему так называемых специальных экономических зон (внутренних оффшоров), где были установлены льготы по ряду федеральных налогов. К сожалению, предприятия использовали такие зоны только в качестве ухода от налогов, потому внутренние оффшоры были упразднены. Российские предприятия используют внешние оффшорные зоны, что в свою очередь способствует оттоку капитала из страны. Министерство финансов для борьбы с такими схемами предлагает облагать налогом на прибыль на территории России доход контролируемой иностранной компании и ввести в налоговое законодательство понятие «резиденство юридического лица».
Как Вы относитесь к идее замены НДС налогом с продаж?
Реформирование НДС ведется с 2000 года, и практически все принятые решения относительно этого налога приводили к росту его эффективности и нейтральности. Дискуссия об отмене налога на добавленную стоимость и его замена на налог с продаж началась в 2006 году, когда была отмечена отрицательная динамика поступлений НДС в государственный бюджет.
На мой взгляд, замена одного налога другим нецелесообразна, так как они разные по своей сути. НДС – налог федеральный, а налог с продаж должен поступать в местные бюджеты. Изменение системы налогового администрирования может привести к колоссальным издержкам, а соответственно, потере бюджетных средств. Однако по части администрирования НДС уступает налогу с продаж, так как у НСП нет двойного толкования.
Несколько слов о налоге на прибыль.
В таком сложном налоге ставка не имеет решающего значения, в случае если она установлена на разумном уровне. До 2004 года существовала льгота на часть прибыли, инвестируемой в производство, и налоговая ставка составляла 30%. После отмены льготы ставка снизилась до 24% и стала единой для предприятий всех сфер деятельности. Я считаю, что отмена инвестиционной льготы была шагом на пути к снижению стимулирующей функции этого налога. Но с другой стороны, дальнейшее снижение налоговой ставки безусловно будет иметь положительный результат для российских предприятий-экспортеров.
Минфин прогнозирует введение налога на недвижимость к 2009 году. Актуально ли его появление и кого он может коснуться?
Введение этого налога обсуждается уже довольно давно. В 2004 году появился законопроект, который должен был заменить налог на имущество и земельный налог местным налогом на недвижимость, но дальше этого дело не пошло. Сегодня этот налог обсуждается намного активнее, но даже если он будет принят в 2008 году, то заработает он еще не скоро.
Налог на недвижимость, исчисляемый по рыночной стоимости помещений, может серьезно пополнить бюджеты муниципальных властей – возможно, это подтолкнет развитие ЖКХ. Для западных стран это нормальная практика, там налог на недвижимость составляет не менее 50% муниципальных бюджетов. В России сейчас налог начисляется по инвентаризационной стоимости жилья и может составлять всего несколько сотен рублей. Он, соответственно, не приносит существенных поступлений.
К минусам налога можно отнести тот факт, что, несмотря на расчеты правительства, он может ударить и по малообеспеченным гражданам. Многим москвичам квартиры в престижных районах достались по наследству. Если налог будет введен, им придется переехать.
И последний вопрос. Как вы считаете, каким образом можно повысить стимулирующую роль налоговой системы?
Налоговая система должна выполнять стимулирующие функции. К сожалению, в ходе налоговой реформы эти функции были частично утрачены, потому как льготы в большей степени использовались в качестве схем ухода от налогов. Поэтому государство предпочло идти по пути отмены преференций. Повышения стимулирующей функции можно достичь снижениями налоговых ставок, в частности, НДС, и возвращением инвестиционной льготы в налог на прибыль. К тому же необходимо выстраивать отношения между государством и налогоплательщиками. Налогоплательщики должны быть уверены в оптимальном использовании бюджетных средств, а у бизнеса появился стимул выйти из тени.
Начать дискуссию