С начала этого года глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»НК РФ действует в новой редакции. Очередные дополнения и изменения правил исчисления и уплаты ЕНВД направлены, несомненно, на устранение недоработок и неясностей в законе, которые делали трудным применение этого простого налогового режима.
Сегодня мы рассмотрим особенности обложения ЕНВД деятельности по передаче в аренду торговых мест, поскольку порядок налогообложения таких операций в 2008 году претерпел серьезные изменения. Введена новая формулировка определения вида деятельности по передаче в аренду торговых мест, перечень операций, подпадающих под обложение ЕНВД, дополнен двумя новыми видами деятельности:
–передача во временное владение и (или) в пользование объектов нестационарной торговой сети;
–передача во временное владение и (или) в пользование объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Кроме того, п. 2 ст. 346.26 НК РФ дополнен пп. 14, которым вводится новый облагаемый ЕНВД вид деятельности. Он сформулирован как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Попробуем разобраться в том, как применять на практике новые налоговые нормы, и начнем с анализа порядка налогообложения передачи в аренду торговых мест.
Передача в аренду торговых мест и ЕНВД
Отметим, что ЕНВД – налог особенный, его размер, как известно, не зависит от результатов деятельности хозяйствующего субъекта, и для того, чтобы понять, может (или должен) налогоплательщик платить ЕНВД, нужно очень внимательно, скрупулезно оценить, соответствует ли его деятельность определениям, установленным налоговыми нормами. Ведь основным критерием необходимости применения системы в виде ЕНВД является осуществление налогоплательщиком вида деятельности, предусмотренного НК РФ (п. 2 ст. 346.26 НК РФ), а формулировки, термины и определения, предписанные НК РФ для целей применения ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ), часто неточные. В отношении вида деятельности по передаче в аренду торговых мест налогоплательщикам можно порекомендовать: чтобы минимизировать возможные налоговые риски при уплате единого вмененного налога, нужно быть готовыми доказать налоговым органам, что осуществляются именно определенные в НК РФ операции. Налогоплательщикам, для которых уплата ЕНВД невыгодна, можно указать в документах и иметь доказательства того, что осуществляемая ими деятельность по передаче в аренду объектов не соответствует признакам, предусмотренным для перехода на уплату вмененного налога.
Действовавшее ранее определение вида деятельности по передаче в аренду торговых мест было сформулировано крайне некорректно и при применении на практике вызывало множество вопросов. Дело в том, что в налоговой норме описывалась передача в аренду стационарных торговых мест, расположенных в местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей. Однако определения стационарного торгового места гл. 26.3 НК РФ не содержала, а термин «зал обслуживания посетителей» для целей применения системы в виде ЕНВД был связан с осуществлением деятельности по организации общественного питания и не имел отношения к торговле. Налогоплательщики, которые занимались передачей в аренду объектов для осуществления торговли, вынуждены были самостоятельно трактовать налоговую норму на свой страх и риск. Конечно, не обошлось и без многочисленных разъяснений Минфина, в которых финансовое ведомство рассказывало, что такое стационарное торговое место[1], и призывало читать в Налоговом кодексе вместо залобслуживания посетителей – торговыйзал. По вопросу применения спецрежима в виде ЕНВД для передачи в аренду торговых мест в период 2006 – 2007 годов сложилась обширная арбитражная практика. Каждый раз, оценивая необходимость применения специального налогового режима в отношении осуществляемой налогоплательщиком деятельности, суд был вынужден давать свою трактовку пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и оценивать, соответствует ли ей деятельность налогоплательщика[2].
Новая редакция пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ более логично и подробно определяет вид деятельности, при осуществлении которого предусмотрена уплата ЕНВД. Законодатель существенно переработал налоговую норму о сдаче в аренду торговых мест, которая теперь сформулирована как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов. Изменены также определения терминов, использованных для описания налогооблагаемого вида деятельности. Так, определение торгового места (место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи) для целей применения режима в виде ЕНВД с начала 2008 года также изложено в новой, более подробной редакции. Теперь к торговым местам относятся (для облегчения понимания автор разбил определение на части):
–здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи;
–объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях);
–прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, определена как торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты (ст. 346.27 НК РФ).
Увы, но создается такое впечатление, что в определения этих терминов хотели включить все возможные объекты, так или иначе связанные с осуществлением сделок розничной купли-продажи, при этом формулировки стали громоздкими, трудными для понимания, и при применении их на практике может возникнуть ряд вопросов.
Попробуем выстроить логику принятия решения о необходимости применения системы в виде ЕНВД в отношении передаваемых в аренду объектов. Для ответа на этот вопрос нужно понять, выполняются ли одновременно оба предписанных НК РФ условия:
–место расположения передаваемых в аренду объектов подходит под определение стационарной торговой сети без торговых залов;
–объект можно квалифицировать как торговое место в том смысле, который предусмотрен НК РФ.
В отношении места расположения объектов можно использовать логику от обратного: если организация не сдает в аренду часть магазина или павильона, то все иные сдаваемые виды объектов, за исключением указанных в НК РФ объектов нестационарной торговой сети, будут считаться расположенными в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Такой подход используется и при разрешении судебных споров
(см., например, Постановление ФАС ЦО от 09.06.2007 № А62-1563/2006 ). Соответственно, если сдается в аренду часть магазина или павильона, то такая деятельность не подлежит переводу на уплату ЕНВД. С этим утверждением согласно и финансовое ведомство (письма Минфина России от 19.11.2007 № 03-11-04/3/446 , от 31.10.2007 № 03-11-04/3/425 ). В Письме от 25.01.2008 № 03-11-05/16 Минфин указал, что деятельность по передаче налогоплательщиком в аренду нежилых помещений для организации торговых мест на их площадях подпадает под обложение ЕНВД, а по передаче в аренду тех же помещений под магазины должна облагаться налогами в рамках иного режима.
Отсутствие в НК РФ определения торгового комплекса создает трудности при разграничении для целей уплаты ЕНВД торговых комплексов как объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов (передача в аренду торговых мест в которых облагается ЕНВД), и магазинов (передача торговых мест в них ЕНВД не облагается). Магазины в соответствии с положениями НК РФ являются специально оборудованными зданиями (их частями), предназначенными для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченными торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. На первый взгляд, и торговые комплексы полностью соответствуют установленному НК РФ определению магазинов – ведь они обладают, по крайней мере с точки зрения бытовой логики, всеми признаками последних. Разграничить указанные объекты представляется возможным только по одному основанию – их назначению. Тогда магазином будет объект, который непосредственно предназначен для продажи товаров, а торговый комплекс – это объект, предназначенный для сдачи в аренду его частей. В соответствии с назначением объекта у арендодателя и будет решаться вопрос о необходимости уплаты ЕНВД.
Нерешенным остается и вопрос о том, как быть арендодателю, передающему в аренду целиком магазин или павильон. С одной стороны, такие объекты отнесены НК РФ к объектам стационарной торговой сети, имеющей торговые залы. С другой стороны, они подходят под определение торгового места. Для подтверждения этой мысли позволим себе еще раз процитировать часть определения торгового места, к которому могут относиться здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи. При анализе налоговой нормы становится очевидным, что любые здания, в которых совершаются сделки розничной купли-продажи, независимо от наличия или отсутствия в них торговых залов считаются для целей применения НК РФ торговыми местами. Получается, что в аренду передается торговое место, которое невозможно в терминологии НК РФ классифицировать по месту нахождения – ведь оно не является частью иной системы, которую можно было бы определить как разновидность стационарной торговой сети. Финансовое ведомство не считает эту ситуацию запутанной и указывает, что если передаваемый объект (павильон) имеет торговый зал, то деятельность по передаче его в аренду не подлежит переводу на уплату ЕНВД (письма Минфина России от 18.12.2007 № 03-11-04/3/503, от 24.12.2007 № 03-11-05/315). Для минимизации налоговых рисков можно получить письменные разъяснения финансового ведомства или налоговых органов.
Рассмотрим далее, каким признакам (кроме места расположения) должно отвечать торговое место для того, чтобы его передача в аренду облагалась ЕНВД у арендодателя. Во-первых, если передаются в аренду объекты не для осуществления розничной купли-продажи, а, например, для оказания бытовых услуг населению, то такая деятельность не может быть переведена на уплату ЕНВД. Этот вывод следует из анализа определения торгового места как места осуществления сделок розничной купли-продажи. Минфин в Письмеот 05.12.2006 № 03-11-05/267 идет дальше и указывает, что если в аренду передаются площади, не оборудованные под торговые места, то такая предпринимательская деятельность не может быть переведена на уплату ЕНВД.
К сожалению, не всегда указание в документах иного, чем осуществление розничной торговли, назначения передаваемого объекта будет служить гарантией того, что арендодателю не нужно платить ЕНВД. Например, в Письме от 22.01.2008 № 03-11-04/3/9 финансовое ведомство разъяснило, что арендодатель, передающий в аренду по договору часть помещений для складирования товара и часть – для организации розничной торговли, должен уплачивать ЕНВД в отношении всех передаваемых объектов. Указанный вывод Минфин сделал исходя из того факта, что арендатором по договору является одно лицо, видимо, предполагая, что складироваться будут товары для розничной торговли, следовательно, такие помещения должны считаться частью торгового места. Доказывать, что данные разъяснения не соответствуют закону, налогоплательщику, увы, придется в суде.
В случае если первый арендодатель сдает в аренду объект, который затем передается арендатором (вторым арендодателем) в субаренду для осуществления розничной торговли, логично ЕНВД от передачи торговых мест в пользование уплачивать только второму арендодателю – ведь для первого арендодателя условия применения системы в виде ЕНВД не выполняются.
Во-вторых, несмотря на то, что запрет на наличие торгового зала в определении вида деятельности относится к месту расположения объектов – то есть объекты не должны располагаться в стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, Минфин считает, что и сами передаваемые объекты не должны иметь торговых залов. В разъяснениях финансовое ведомство указывает, что если передаваемые в аренду помещения в торговом центре относятся к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (залы обслуживания посетителей), то, соответственно, осуществляемая деятельность по передаче в аренду данных помещений не может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход (письма Минфина России от 19.01.2006 № 03-11-04/3/22, от 20.03.2007 № 03-11-04/3/71, от 30.11.2007 № 03-11-04/3/473, от 17.12.2007 № 03-11-04/3/495). Впрочем, и в этом вопросе финансовое ведомство иногда позволяет себе отступить от им же предложенных трактовок. Так, в Письме от 24.12.2007 № 03-11-04/3/511 Минфинсделал вывод, что деятельность по передаче в аренду в торговом центре мест, которые не выделены в инвентаризационных документах и на которых арендаторы самостоятельно организуют обособленные торговые секции, подлежит переводу на спецрежим в виде ЕНВД.
Суды при рассмотрении споров руководствуются следующей логикой: для целей применения налогового законодательства объектом стационарной торговой сети, имеющим торговый зал, считается магазин или павильон. Поэтому при рассмотрении вопроса о том, должна ли переводиться на уплату ЕНВД деятельность по предоставлению в аренду объектов, расположенных, например, в торговом комплексе, нужно определить, соответствуют ли указанные объекты «налоговому» определению магазина (павильона). Для решения этого вопроса могут исследоваться инвентаризационные и правоустанавливающие документы, а также фактические характеристики передаваемых в аренду объектов. Если такие объекты нельзя считать магазинами (павильонами), то арендодатель может применять спецрежим в виде ЕНВД (Постановление ФАС УО от 07.11.2007 № Ф09-8988/07-С3, Определение ВАС РФ от 27.12.2007 № 17494/07, Постановление ФАС СЗО от 29.10.2007 № А26-9353/2006-25, ФАС ЗСО от 31.01.2008 № Ф04-632/2008/1369-
А75-29).
Как подтвердить осуществление деятельности, облагаемой ЕНВД
Осуществление деятельности, облагаемой ЕНВД, необходимо подтвердить и документально, и фактически – только в этом случае налогоплательщик может быть уверен, что спецрежим в виде ЕНВД применяется обоснованно. В соответствии со ст. 346.27 НК РФ для документального подтверждения можно использовать любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы. Одних «правильных» документов, однако, может быть недостаточно для обоснования права на уплату ЕНВД, и к решению этого вопроса не стоит подходить формально. Если по документам организация передает в аренду для осуществления розничной торговли часть здания цеха, а фактически там расположен магазин, часть которого и передается в аренду, то велика вероятность того, что при проверке налоговые органы откажут организации в праве применять систему в виде ЕНВД. Например, в Постановлении ФАС ЦО от 07.06.2007 № А23-4498/06А-18-477 указано, что возможность отнесения того или иного объекта торговли к понятию «магазин» как объекта стационарной торговой сети обусловлена его соответствием критериям, приведенным в ст. 346.27 НК РФ, и не связана с указанием в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним на вид (название) объекта.
Косвенно данный вывод подтверждается и сложившейся судебной практикой по вопросам исчисления ЕНВД предпринимателями, которые осуществляют розничную торговлю фактически в помещениях с торговыми залами, которые по документам обозначены как торговые места. При рассмотрении споров с налоговыми органами суды исходят из того, что должны приниматься во внимание физические характеристики объектов, а не наименование, определенное в договоре аренды (Определение ВАС РФ от 12.10.2007 № 12111/07).
Итак, мы попытались описать логику действий и трудности, с которыми могут столкнуться налогоплательщики, передающие в аренду торговые места, расположенные в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов. Далее рассмотрим налоговые нормы, которыми для целей применения системы в виде ЕНВД вводятся новые виды деятельности.
Новые виды деятельности, облагаемые ЕНВД
Формулировки новых видов деятельности для целей применения режима в виде ЕНВД можно считать довольно удачными. В отношении деятельности по передаче в аренду торговых объектов, которые относятся к нестационарной торговой сети, хочется отметить следующее: в соответствии с налоговым законодательством к объектам нестационарной торговой сети относятся объекты, функционирующие на принципах разносной и развозной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети. Анализируя указанное определение, можно сделать вывод о том, что, кроме объектов, прямо поименованных в НК РФ, к объектам нестационарной торговой сети относятся все иные торговые объекты, которые не упомянуты в качестве объектов стационарной торговой сети, поэтому можно смело уплачивать вмененный налог с таких передаваемых в аренду торговых объектов.
К объектам организации общественного питания, не имеющим залов обслуживания посетителей, отнесены киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания. Фраза «и другие» могла бы создать некоторые трудности в применении налоговой нормы, но налогоплательщики и в этот раз могут воспользоваться логикой «от обратного». Поскольку перечень объектов организации общественного питания с залами обслуживания посетителей согласно налоговому законодательству закрытый (это рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные), получается, что если организация передает в аренду объект организации общественного питания (его часть), не являющийся рестораном, баром и т. д., она должна уплачивать в отношении такой деятельности ЕНВД.
С 1 января 2008 года согласно ст. 346.27 НК РФ торговые автоматы исключены из объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей. Они отнесены к объектам стационарной торговой сети без торговых залов. На основании пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД может быть переведена предпринимательская деятельность по передаче в аренду торговых мест для установки торговых автоматов (Письмо Минфина России от 22.01.2008 № 03-11-04/3/12).
В отношении передаваемых в аренду земельных участков необходимость уплаты ЕНВД будет возникать только в случае, если земля передается либо для осуществления торговли, то есть непосредственно дляорганизации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети, либо для организации объектов общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей. Как и в случае с торговыми местами, если земля будет передаваться для иных целей, вмененный налог уплачивать не нужно. В подтверждение этой позиции можно сослаться на Письмо Минфина России от 17.12.2007 № 03-11-04/3/379, в котором разъяснено, что организация, предоставляющая в аренду земельный участок, который сдается арендатором в субаренду для организации торговых мест, не должна уплачивать ЕНВД. Предпринимательская деятельность по передаче в аренду земельного участка для постройки на нем здания магазина должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или с применением УСНО (Письмо Минфина России от 28.01.2008 № 03-11-04/3/27). В Письме от 13.11.2007 № 03-11-02/267 (доведено до сведения территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 29.11.2007 № СК-6-02/919@) Минфин также указал, что деятельность органов местного самоуправления по передаче в аренду земли для организации розничных рынков также не подлежит переводу на уплату ЕНВД. Платить вмененный налог в такой ситуации будет организация, непосредственно осуществляющая эксплуатацию рынка (см. письма Минфина России от 25.01.2008 № 03-11-04/3/24 и от 01.02.2008 № 03-11-04/3/38).
Для целей применения системы в виде ЕНВД налогоплательщики должны разделять передачу в аренду непосредственно земельных участков (один вид деятельности) и передачу в аренду земельных участков как одного из видов торговых мест (другой вид деятельности). Если передается в аренду только земельный участок для последующей организации на нем места для торговли, то это деятельность по передаче в аренду именно земельных участков. Если же передается участок, тем или иным образом оборудованный для совершения сделок розничной купли-продажи, то такая деятельность для целей применения режима в виде ЕНВД будет считаться деятельностью по передаче в аренду торговых мест (письма Минфина России от 21.12.2007 № 03-11-04/3/506, от 03.10.2007 № 03-11-04/3/383).
Соответствие закрепленным в налоговой норме условиям будет проверяться налоговыми органами и при анализе имеющихся у арендодателей и арендаторов документов, и при исследовании фактического использования земли.
Предложенная логика применения новых налоговых норм, конечно, не является единственно возможной, и наверняка со временем появится множество способов их прочтения. Как всегда, правильный и безопасный метод применения налогового законодательства подскажут практика и разъяснения госорганов.
К сведению: с 01.01.2008 для вышеперечисленных видов деятельности установлены следующие физические показатели и значения базовой доходности (п. 3 ст. 346.29 НК РФ):
–при передаче в аренду торговых мест и объектов организации общественного питания (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), если площадь передаваемого объекта не превышает 5 кв. м, физическим показателем будет количество переданных объектов, базовая доходность будет равна 6 000 руб., если площадь передаваемого объекта превышает 5 кв. м, физическим показателем будет площадь переданных объектов, базовая доходность будет равна 1 200 руб.;
–при передаче в аренду земельных участков (пп. 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), если площадь передаваемого участка не превышает 10 кв. м, физическим показателем будет количество переданных объектов, базовая доходность будет равна 5 000 руб., если площадь передаваемого объекта превышает 10 кв. м, физическим показателем будет площадь переданных объектов, базовая доходность будет равна 1 000 руб.
[1] По мнению Минфина, стационарное торговое место – это торговое место, используемое для совершения сделок купли-продажи, которое расположено в стационарной торговой сети (письма от 22.05.2006 № 03-11-04/3/267, от 25.05.2007 № 03-11-02/137, от 12.10.2007 № 03-11-05/247).
[2] См., например, постановления ФАС ВСО от 17.07.2007 № А19-24195/06-57-Ф02-3955/07, ФАС ВВО от 04.06.2007 № А39-3327/2006, от 30.05.2007 № А29-7750/2006а.
Начать дискуссию