Налоги, взносы, пошлины

Бухгалтерский учет кредитных операций

На сегодняшний день вести предпринимательскую деятельность практически невозможно без привлечения кредитов. В свою очередь, перед бухгалтером встает задача грамотного учета кредитных операций — тем более что затраты по кредиту помогают уменьшить налогооблагаемую прибыль.

На сегодняшний день вести предпринимательскую деятельность практически невозможно без привлечения кредитов. В свою очередь, перед бухгалтером встает задача грамотного учета кредитных операций — тем более что затраты по кредиту помогают уменьшить налогооблагаемую прибыль.

Краткосрочный или долгосрочный?

Итак, кредит можно взять в банке или получить заем от других фирм. Если компания получила кредит (заем) на срок менее одного года, то он считается краткосрочным, если более одного года — долгосрочным.

Расчеты по краткосрочным кредитам (займам) отражают на счете 66, а по долгосрочным — на счете 67.

Взял кредит — учитывай

Получение и возврат денежного кредита (займа) в рублях (в иностранной валюте) отражаются следующими проводками:

Дебет 51 (50, 52) Кредит 66 (67)
получен денежный кредит (заем);

Дебет 66 (67) Кредит 51 (50, 52)
возвращен кредит (заем).

Если сумма кредита (займа) выражена в договоре в иностранной валюте или в условных денежных единицах, то в результате изменения курса валюты может возникнуть курсовая разница. Отразить ее следует так:

Дебет 91-2 Кредит 66 (67)
учтена отрицательная курсовая разница;

Дебет 66 (67) Кредит 91-1
отражена положительная курсовая разница.

Если кредит или заем получен в иностранной валюте или в условных денежных единицах, бухгалтеру необходимо:

— учесть сумму кредита (займа) по официальному курсу иностранной валюты, действующему на дату поступления денежных средств, или по курсу, установленному соглашением сторон;

— скорректировать задолженность по кредиту (займу) исходя из официального курса иностранной валюты, действующего на дату возврата денежных средств или на дату составления бухгалтерской отчетности, или по курсу, установленному соглашением сторон;

— учесть отрицательную (положительную) курсовую разницу в составе прочих расходов (доходов).

Пример

Согласно договору ООО «Нептун» получило от иностранного банка кредит в сумме 1000 долл. США. Сумма кредита была перечислена на валютный счет «Нептуна» 1 февраля 2007 года. Кредит был возвращен 1 марта 2007 года.

Предположим, что официальный курс доллара США составил:
на 1 февраля 2007 года — 31,60 руб./USD;
на 1 марта 2007 года — 31,70 руб./USD.

1 февраля 2007 года бухгалтер «Нептуна» должен сделать проводку:

Дебет 52 Кредит 66
31 600 руб. (1000 USD × 31,60 руб. / USD) — получен кредит от иностранного банка.

1 марта 2007 года бухгалтеру надо сделать записи:

Дебет 66 Кредит 52
31 700 руб. (1000 USD × 31,70 руб. / USD) — возвращен кредит;

Дебет 91-2 Кредит 66
100 руб. (31 700 — 31 600) — отражена отрицательная курсовая разница.

Об учете затрат

Включение затрат по полученным займам и кредитам в первоначальную стоимость инвестиционного актива прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств (п. 30 ПБУ 15/01).

Не забудем про затраты

При получении кредита (займа) фирма несет определенные затраты, которые делятся на основные и дополнительные.

К основным затратам относятся:

  • проценты, подлежащие уплате по кредитам (займам);
  • курсовые разницы по процентам по займам и кредитам, полученным и выраженным в иностранной валюте или условных денежных единицах.

Основные затраты в бухучете должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены. Поэтому понадобится еще одна проводка:

Дебет 91-2 Кредит 66 (67)
учтены основные затраты по кредиту (займу).

Положительная курсовая разница увеличивает налогооблагаемую прибыль фирмы, а отрицательная курсовая разница — уменьшает.

В налоговом учете проценты по долговым обязательствам уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе внереализационных расходов при следующих условиях:

  • если их сумма не отклоняется более чем на 20% от среднего уровня процентов, взимаемых по аналогичным заемным обязательствам;
  • в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (по рублям), или в пределах 15% годовых (по валюте) (п. 1 ст. 269 НК РФ).

К дополнительным затратам относятся расходы, связанные с получением кредита (займа), затраты на оплату консультационных услуг, экспертиз, услуг связи и др.

учетная политика фирмы должна предусматривать возможность отражения дополнительных затрат.

Возможность отражения дополнительных затрат может быть предусмотрена в учетной политике фирмы, и для этого существует несколько вариантов:

1) в составе расходов будущих периодов с последующим их равномерным включением в состав прочих расходов в течение срока действия кредитного договора (договора займа). При этом проводки будут такими:

Дебет 97 Кредит 60
отражены дополнительные затраты по кредиту (займу);

Дебет 91-2 Кредит 97
часть дополнительных затрат списана в состав прочих расходов.

2) единовременно в составе прочих расходов. При этом выполняется проводка:

Дебет 91-2 Кредит 60
учтены дополнительные затраты по кредиту и займу.

Об учете процентов

Начисленные суммы процентов в бухгалтерском учете следует учитывать обособленно. Сроки начисления процентов стороны указывают в договоре займа (кредитном договоре) или рассчитывают, исходя из требований Гражданского кодекса России: ежемесячно до дня возврата суммы займа. При этом задолженность по полученным займам или кредитам показывают с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

Инвестиционные активы

Если фирма на приобретение и (или) строительство основного средства затратила много времени и средств, то его можно считать инвестиционным активом. Затраты по кредитам и займам, взятым на покупку инвестиционного актива, необходимо включить в его первоначальную стоимость до постановки на учет этого актива (п. 23, 25 ПБУ 15/01), но при следующих условиях:

  • инвестиционный актив подлежит амортизации;
  • фирма несет расходы по приобретению, строительству, содержанию этого актива;
  • строительные работы должны быть начаты по строящемуся объекту;
  • расходы по кредитам и займам уже произведены;
  • фирма получит в будущем экономические выгоды от использования такого актива или актив необходим для ее управленческих нужд.

Затраты по обслуживанию кредитов и займов нужно отразить в составе прочих расходов, если:

  • амортизация по инвестиционному активу не начисляется;
  • условия включения затрат в первоначальную стоимость инвестиционного актива не выполнены;
  • объект не является инвестиционным активом.

В налоговом учете начисленные проценты за пользование заемными средствами нужно отразить в составе внереализационных расходов с учетом ограничений статьи 265 НК РФ.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию