НК РФ

Налоговая реформа: продолжение следует...

Так уж сложилось в последние годы, что пока президент не обратит внимание на какую-либо проблему, остальным госчиновникам до нее практически нет дела. На радость делового сообщества, глава государства высказал свои предложения, направленные на облегчение налогового бремени. Что интересно, его мнение не совпадает со взглядами Минфина.

Так уж сложилось в последние годы, что пока президент не обратит внимание на какую-либо проблему, остальным госчиновникам до нее практически нет дела. На радость делового сообщества, глава государства высказал свои предложения, направленные на облегчение налогового бремени. Что интересно, его мнение не совпадает со взглядами Минфина.

Высокий наказ

Президент Владимир Путин на заседании Госсовета 8 февраля объявил, что налоговая реформа должна быть продолжена. Причем основной целью преобразований должно стать снижение налогового бремени как для граждан, так и для предпринимателей. Из уст главы государства прозвучало предложение, которое порадовало предпринимателей, — обещание установить единую и максимально низкую ставку НДС. В свою очередь, руководитель Экспертного управления Администрации президента Аркадий Дворкович сообщил, что наиболее вероятно уменьшение ставки этого налога до 12—13 процентов.

Позиция Владимира Путина кардинально противоречит планам Минфина, согласно которым продолжать налоговую реформу нет особой необходимости. Позиция финансового ведомства такова: снижать НДС опасно, поскольку он обеспечивает существенную часть поступлений в бюджет. Максимум, на что соглашался Минфин, — это в среднесрочной перспективе уменьшить налог до 16 процентов с одновременным отказом от льгот по налогообложению.

Однако в основных направлениях налоговой политики на 2008—2010 годы, представленных Минфином правительству, снижение НДС вообще не нашло отражения. Тем не менее, по словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, вопрос снижения НДС и перехода на единую ставку налога будет тщательно проработан в Минфине. Возможно, в связи с этим заседание по обсуждению «трехлетки» — налоговой политики государства на 2009—2011 год — перенесено с 14 февраля на март текущего года.

Проблемы прежние...

Несмотря на готовность Минфина отразить в своих планах пожелания президента страны, сами высокопоставленные чиновники ведомства не раз заявляли о том, что снижение налогов не будет являться стимулом для развития экономики. Однако иной точки зрения всегда придерживалось предпринимательское сообщество. Говорить о том, что налоговая реформа завершена, на чем настаивает Минфин, пока рано, убежден председатель Экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян:

— Мы полагаем, что необходимо провести еще целый ряд действий, прежде чем наша экономика станет более конкурентоспособной. Притом в вопросе приоритетов, что именно делать в части изменения налоговой системы, мы исходим из пяти проблем, с которыми сталкивается российская экономика.

Ключевой из них для российской экономики является падение конкурентоспособности большинства отечественных предприятий. В настоящее время огромное количество средних и крупных компаний уже экспортирует свою продукцию и занимается привлечением инвестиций. Это дает предпринимателям возможность сравнить налоговую нагрузку в нашей стране и за рубежом, — и, как правило, сравнение оказывается не в пользу России. Усугубляет ситуацию укрепление рубля и крайне вялотекущие налоговые преобразования, которые согласованы Минфином.

Еще одним негативным фактором экономики является развитие сверхкрупного бизнеса в стране. На 500 крупнейших компаний приходится все больше и больше экспорта и валового внутреннего продукта. Однако такое развитие вряд ли можно считать перспективным, ведь большинство крупных компаний являются экспортерами сырья. Причем в экспорте доля такого бизнеса уже достигла 82-83 процентов, утверждает Антон Данилов-Данильян. По его словам, налоговая система должна не закреплять дифференциацию экономики, а способствовать увеличению доли малого бизнеса.

Существенной проблемой экономики продолжает оставаться теневой сектор. По данным МВД, в позапрошлом году его доля составляла 40 процентов. А в прошлом году ситуация улучшилась, но незначительно. Между тем налоговая система должна способствовать приближению соотношения легального и теневого сектора экономики к западным стандартам. А в развитых странах теневой оборот составляет не более 15 процентов.

Кроме того, развитие бизнеса в прошлом году осуществлялось в основном за счет собственных средств предприятий. Из всего объема финансирования оно составило порядка 45 процентов. Банковское же кредитование на эти цели пока не составляет и 10 процентов. И поскольку такое положение вряд ли получится быстро изменить, налоговая реформа должна обеспечивать предприятиям максимальное количество средств для нужд инвестиционного процесса, уверен Антон Данилов-Данильян.

Большую сложность для отечественных предприятий составляет и нарастающий дефицит трудовых ресурсов. Особенно остро эта проблема стоит у высокорентабельного добывающего сектора и сектора монополий, которые могут себе позволить сплотить очень высокие зарплаты. Соответственно, эту проблему также можно подвигнуть к решению с помощью определенных налоговых преобразований.

Перечисленные проблемы, с которыми сталкивается отечественный бизнес, за последние годы только обостряются. И во многом этому способствует современная налоговая система. В связи с этим деловым сообществом выработан ряд предложений, которые позволили бы исправить существующее положение.

Назрели перемены

О необходимости продолжения налоговой реформы свидетельствуют опросы бизнесменов, говорит председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Борис Титов:

— В прошлом году был проведен опрос Всемирного Банка, где на первое место вышел вопрос налоговой нагрузки. Бизнес заявил, что это самый главный барьер для развития.

Исходя из этого, сегодня существует острая необходимость пересмотра налоговой системы в стране по трем направлениям. По версии деловых сообществ, первое, что необходимо сделать, — создать при помощи налоговой нагрузки деловой климат, который бы стимулировал развитие инвестиций в стране. Сделать это возможно с помощью реструктуризации базовых налогов, которые не отражают нынешние экономические реалии. В частности, необходимо установить единые ставки для НДС и ЕСН. В исчислении налога на добавленную стоимость необходимо отказаться от льготных схем, связанных с нулевой и 10-процентной ставкой. А для единого социального налога должна быть отменена регрессивная шкала, уверен Антон Данилов-Данильян:

— Мы предложили вывести НДС, ЕСН и НДФЛ под единую ставку в 12 процентов. Тем самым общий уровень налогового бремени должен составить, если включить налог на прибыль, порядка 35—36 процентов. Это будет уже более или менее сопоставимо с теми параметрами, которые есть в странах-конкурентах.

Вторым шагом в налоговой реформе должно стать создание налоговых стимулов в виде различных льгот, способствующих развитию бизнеса. Стоит отметить, что данная мера практически не применялась в последние годы. Деловые объединения предлагают восстановить 10-процентную инвестиционную льготу по налогу на прибыль, которая действовала у нас в стране и возвращению которой Минфин сейчас активно сопротивляется. Аргумент чиновников о том, что «мы же договаривались – сокращаем налог на прибыль и поэтому вы не требуете льготы», морально устарел, поскольку за прошедшие 7 лет ставки налогов на прибыль в Европе резко снизились и достигли российского уровня. Кроме того, бизнес выступает за получение права вычитать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль до 50 процентов стоимости затрат на обучение специалистов. Это бы позволило активно стимулировать начальное и среднее профессиональное образование.

И третьей важной мерой, необходимой для развития экономики, предприниматели считают совершенствование налогового администрирования. Проблема в том, что, несмотря на постоянные изменения, положение в данной сфере не улучшается, а наоборот, медленно, но верно ухудшается. Минфин очень не любит трудноадминистрируемые налоги. В результате уже 15 лет усилия в этом направлении минимальны, считает член Комитета Совета Федерации по бюджету Александр Починок. По мнению сенатора, все, что у нас в стране делается в налоговой сфере, — «это каменный век».

Следует ожидать, что после того как президент обратил внимание на проблему налогообложения, работа правительства над ее решением пойдет более динамично и продуктивно. Время покажет, насколько Минфину получится облегчить в будущем жизнь предпринимателям.

Дарья Базарова

МНЕНИЕ

Член Комитета Совета Федерации по бюджету Александр Починок:

— НДС был очень хорошим и нужным налогом в 90-е годы. Он помогал формировать экономику, но сейчас действительно безумно устарел по своей структуре. Он требует фантастических затрат на администрирование – размеры возмещения превосходят 80 процентов от размеров начислений.

Кроме того, сегодня нужно бороться с инфляцией. В ситуации, когда в мире серьезный экономический кризис, надо успеть разогнать экономику страны, пока ее не «подкосили» низкие сырьевые цены. А для этого как раз надо снижать налоги. И первой жертвой должен пасть трудноадминистрируемый и абсолютно устаревший НДС. Кроме того, если мы хотим «врасти» в мировую экономику, нам необходимо внести существенные изменения не только в ставках налога, но также в характере и логике его администрирования.

ЕСН – единственный налог, который должен расти. Его необходимо заменить персонифицированными отчислениями работников и работодателей. Нынешнему поколению пенсионеров пенсию должно платить государство. Но только вступающие в трудовую деятельность должны сами формировать свои пенсионные фонды.

Начать дискуссию