Зарплата

Платежи в бюджет с зарплаты иностранцев

Основной пласт вопросов при налогообложении выплат иностранным работникам традиционно касается порядка исчисления 183 дней и начисления взносов на ОПС. По первой проблеме в очередной раз высказался Минфин в письме от 14 ноября 2007 г. № 03-04-06-01/391, а вторую поможет решить эта статья.

Основной пласт вопросов при налогообложении выплат иностранным работникам традиционно касается порядка исчисления 183 дней и начисления взносов на ОПС. По первой проблеме в очередной раз высказался Минфин в письме от 14 ноября 2007 г. № 03-04-06-01/391, а вторую поможет решить эта статья.

Налог на доходы нерезидентов

Напомним, что при исчислении НДФЛ с зарплаты иностранного работника следует учитывать его статус. Ведь в зависимости от этого ставка налога на доходы может быть 13 или 30 процентов (п.п. 1, 3 ст. 224 НК). И прежде чем определить ставку НДФЛ, нужно знать, является ли работник налоговым резидентом или нет.

Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса, резидентами признают физических лиц, фактически находящихся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих друг за другом (то есть в расчет берется не календарный год). Указанная статья также уточняет, что время пребывания на территории страны не прерывается при краткосрочных (менее шести месяцев) выездах физического лица за границу для лечения или обучения. Отметим, что это правило не распространяется на случаи загранкомандировок и отпусков (письмо Минфина от 30 октября 2007 г. № 03-04-06-01/366).

Документом, подтверждающим пребывание иностранного лица в России, может служить копия его паспорта с отметками пограничной службы о днях въезда и выезда из страны. На их основании может быть подсчитан фактический период нахождения иностранного лица на нашей территории (письмо ФНС от 16 мая 2006 г. № 04-2-05/3). К документам, подтверждающим фактическое нахождение иностранца на нашей территории, можно отнести и справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, и квитанции о проживании в гостинице, а также другие, по которым можно установить фактическое нахождение физического лица в нашей стране (письма Минфина от 26 октября 2007 г. № 03-04-06-01/362, УФНС по г. Москве от 11 июля 2006 г. № 28-11/60721). Что касается определения даты отъезда и приезда иностранного лица при подсчете общего срока его пребывания, то этот вопрос решается так: 183-дневный срок отсчитывают со дня, следующего за приездом, а день отъезда в него включается (п. 2 ст. 6.1 НК).

Итак, доходы налоговых резидентов облагаются по ставке 13 процентов. Если будет установлено, что гражданин находился на территории России менее 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев, он не признается налоговым резидентом. Соответственно, при расчете НДФЛ с его доходов необходимо применять ставку в размере 30 процентов.

Пример

ООО «Пирамида» 1 февраля 2007 года заключило трудовой договор с гражданином Узбекистана Хамитулиным З.М., имеющим статус временно проживающего на территории РФ. Ежемесячный оклад составил 35 000 руб. В течение следующих подряд 12 месяцев Хамитулин З.М. несколько раз выезжал за пределы РФ. Согласно представленным в бухгалтерию ООО «Пирамида» ксерокопиям паспорта с отметками таможни и авиабилетам, а также командировочным удостоверениям, счетам гостиниц и приказам о командировке, он находился в служебных поездках с 1 по 20 апреля 2007 года, с 21 мая по 4 июня 2007 года, с 1 ноября 2007 года по 1 февраля 2008 года и был в очередном отпуске за границей с 6 по 27 августа 2007 года (включительно).

Общий срок пребывания Хамитулина З.М. на территории РФ за период с 1 февраля 2007 года по 1 февраля 2008 года составляет 218 дней. Таким образом, он является резидентом РФ и НДФЛ с выплат, производимых в его пользу с 1 февраля 2008 года, необходимо исчислять по ставке 13 процентов.

Особые случаи

Для граждан Республики Беларусь установлен особый порядок определения статуса резидента в целях налогообложения их доходов, полученных от российских организаций.

Законом от 17 мая 2007 г. № 81-ФЗ был ратифицирован Протокол к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество. Указанным Протоколом установлено (п. 1), что при заключении с российской организацией трудового договора на срок не менее 183 дней доходы белорусского гражданина нужно облагать по ставке 13 процентов. То есть статус резидента такие граждане приобретают исходя из срока трудового договора, а не из времени фактического пребывания, как другие иностранцы.

Аналогично нужно действовать и в случае, если организация заключает договор на меньший срок, но гражданин Белоруссии предоставит копию трудового договора с другим работодателем, с помощью которого можно будет установить, что общий срок пребывания в течение 12 месяцев превысит 183 дня. Помимо копий трудовых договоров статус резидента можно подтвердить иными документами (трудовой книжкой, справками с предыдущих мест работы).

В случае расторжения трудового договора с работником-белоруссом до истечения первых 183 дней пребывания его в нашей стране организация — налоговый агент — обязана произвести перерасчет НДФЛ по ставке 30 процентов (письмо УФНС по г. Москве от 11 июля 2006 г. № 28-11/60721).

ЕСН: зависимость от статуса

По общему правилу единый соцналог начисляют на все выплаты в пользу физических лиц. То есть зарплата иностранного работника облагается ЕСН так же, как и выплаты в пользу граждан России. В данном случае статус резидента роли не играет, но важно другое. Как известно, соцналог уплачивается с разбивкой по бюджетам: в федеральный, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. А часть налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, может быть уменьшена на налоговый вычет, которым являются взносы на ОПС (обязательное пенсионное страхование) в Пенсионный фонд (ПФ).

Напомним, что застрахованными лицами признаются иностранные граждане, проживающие на территории России как временно, так и постоянно, если они работают (оказывают услуги) по трудовому договору, договору гражданско-правового характера или по авторскому договору (ст. 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Кроме того, Законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», помимо статуса временно и постоянно проживающего, установлен статус времен- но пребывающего на территории нашей страны гражданина.

Поэтому начислить взносы на ОПС организация вправе только на выплаты в пользу иностранцев, имеющих статус временно или постоянно проживающих на территории России (п. 1 ст. 7 закона № 167-ФЗ).

В случае если иностранный работник имеет статус временно пребывающего, он не является застрахованным лицом. То есть на такого сотрудника обязательное пенсионное страхование не распространяется и выплаты в его пользу взносами на ОПС не облагаются. Соответственно, и вычет по ЕСН в отношении него не применяется.

Без бумажки — штраф

Обратите внимание, что существует определенный порядок оформления иностранного гражданина на работу, который различается в зависимости от его статуса. Для подтверждения статуса иностранца необходимы следующие документы. В отношении временно пребывающего — виза или миграционная карта, временно проживающего — разрешение на временное проживание, постоянно проживающего — вид на жительство. Кроме того, некоторые категории иностранцев должны самостоятельно получить разрешение на работу (например, временно проживающие, временно пребывающие и въехавшие в страну в безвизовом режиме).

Отметим, что организация, привлекающая к работе иностранцев, приехавших по визе, обязана иметь специальное разрешение, которое выдается органами Федеральной миграционной службы. В противном случае к ней будут применены серьезные санкции (штраф от 250 до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток). Также фирму накажут и за отсутствие разрешения на работу у самого иностранца (ст. 18.15 КоАП). Но это не будет являться основанием для отказа компании в учете расходов на оплату его труда (письмо Минфина от 26 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/444). Ведь для целей налогообложения прибыли неважно, есть ли у работодателя разрешение на использование труда иностранца.

Автор - налоговый эксперт.

Начать дискуссию