НК РФ

Налоговая политика: согласно направлениям

В течение ближайших нескольких лет работа правительства в налоговой сфере будет четко регламентирована. Планируются многочисленные нововведения, в числе которых — внедрение трансфертного ценообразования и консолидированной отчетности. Тем не менее долгожданная замена НДС на налог с продаж и введение налога на недвижимость пока затягиваются.

В течение ближайших нескольких лет работа правительства в налоговой сфере будет четко регламентирована. Планируются многочисленные нововведения, в числе которых — внедрение трансфертного ценообразования и консолидированной отчетности. Тем не менее долгожданная замена НДС на налог с продаж и введение налога на недвижимость пока затягиваются.

Среднесрочное планирование

Существующая на сегодняшний день налоговая система была сформирована с учетом мировой практики, считают в Минфине. Однако ее эффективность и результативность пока далеки от идеальной.

По мнению специалистов ведомства, решение возникающих сложностей возможно путем адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики. Примером этого является успешное использование плоской ставки подоходного налога. Вместе с тем во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с проблемами налогового законодательства, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом, полагают финансисты.

Начиная с прошлого года государственная политика в налоговой сфере обрела четкую концепцию. Впервые разработан документ, координирующий действия чиновников и дальнейшее развитие страны на среднесрочную перспективу, — «Основные направления налоговой политики в 2008—2010 годах». По мнению заместителя министра финансов Сергея Шаталова, документ позволит сделать налоговую систему стабильной и предсказуемой:

— Разработанная система поможет в планировании бизнеса на ближайшие три года. Этот документ хоть и не является нормативно-правовым актом, но представляет собой основу для формирования федерального бюджета, а также бюджетов регионов.

Согласно концепции, налоговая политика преследует за собой следующие цели:

  • отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
  • унификацию налоговых ставок;
  • повышение эффективности и нейтральности налоговой системы.

Предполагается, что последняя цель будет достигнута за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения. Также Минфин планирует исправлять недостатки налоговой системы, основываясь на социально-экономических преобразованиях в иных областях. Существенные изменения в ближайшие 3 года ожидают и крупный бизнес.

    • Отказ от увеличения номинального налогового бремени
    • Унификация налоговых ставок
    • Изменения и в сфере зарплатных отчислений
    • Свободное перемещение денежных средств и материальных ресурсов внутри группы компаний без какого бы то ни было налогообложения
    • Штрафные санкции за недоплаченные налоги в рамках применения трансфертного ценообразования
    • Введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль
Ключевые приоритеты

Серьезным изменениям подвергнется сфера трансфертного ценообразования и представление консолидированной отчетности. Под трансфертным ценообразованием понимается продажа товаров в группе партнеров дешевле рыночных цен. Чиновники предлагают компаньонам приобретать товары по среднерыночной ставке. Также планируется установить штрафные санкции за недоплаченные налоги в рамках применения трансфертного ценообразования. Такие положения содержит законопроект «О трансфертном ценообразовании». К марту Минфин планирует окончательно определиться, как будет выглядеть этот документ.

Все внутренние операции холдинга с момента вступления в действие законопроекта «О трансфертном ценообразовании» не должны будут отражаться в налоговой отчетности. Это позволит организациям суммировать прибыли и убытки, расширять возможности для инвестиционной активности, планировать деятельность организации на длительный период. Помимо этого холдинги будут избавлены от проблем, связанных с контролем за трансфертным ценообразованием.

Следующим направлением деятельности правительства на ближайшие годы является введение консолидированной отчетности по налогу на прибыль. Соответствующий законопроект вскоре планируют рассмотреть депутаты Госдумы. Теперь фирмы, которые являются по отношению друг к другу материнскими и дочерними, будут представлять общую отчетность со всех предприятий.

С принятием документа также появится возможность свободного перемещения денежных средств и материальных ресурсов внутри группы компаний без какого бы то ни было налогообложения. Это, в свою очередь, даст холдингам возможность консолидированно привлекать финансовые ресурсы. В результате для всех участников группы откроются дополнительные денежные преимущества. Однако Минфин беспокоит то, что консолидированная отчетность может стать источником злоупотреблений. Поэтому чиновники планируют ввести специальные правила в отношении, например, убытков, которые получены участниками этой группы.

НДС: без изменений

Проблема снижения ставки НДС вряд ли решится в ближайшие годы. Также маловероятно, что получит развитие такая идея делового сообщества, как замена НДС налогом с продаж. Сергей Шаталов объясняет такое решение различной природой налогов:

— Налог на добавленную стоимость нейтрален, он распространяется на все части рынка, и технология его применения уже давно отработана. В случае перехода на налог с продаж придется выделять секторы экономики, на которые он будет распространяться.

Минус от введения налога с продаж, по словам Сергея Шаталова, его высокая ставка. Только таким образом можно компенсировать 1,3 трлн рублей, которые будут потеряны в случае такой замены. Причина этого в том, что общий объем налогооблагаемой базы налога с продаж гораздо меньше, чем с НДС. Такой вывод можно сделать исходя из опыта 2003 года, когда эти налоги действовали одновременно.

Кроме того, вместо облегчения налогового бремени в будущем предпринимателей ждет ужесточение требований, по которым предприятие может рассчитывать на нулевую ставку НДС. Изменятся и правила возмещения части налога на добавленную стоимость экспортерам. Причина нововведения очевидна: налоговики считают некоторые возвраты слишком большими и не всегда обоснованными. Таким образом, инспекторы получат право на возмещение той части суммы по НДС, с которой они согласны. Как напомнил Сергей Шаталов, сейчас, если размер заявленного к возмещению налога инспекторов не устраивает, они вынуждены отклонять все.

Подоходный налог — прежний

До 2012 года НДФЛ останется неизменным, сообщил Сергей Шаталов. Причина этого в том, что ставка в 13 процентов соответствует сегодняшним реалиям. Кроме этого Минфин обещает поднять вычеты по НДФЛ для работников, имеющих детей, до 800 рублей. Ранее им выплачивалось на 200 рублей меньше. Вдобавок право на вычеты получат те, чьи доходы меньше 40 тысяч рублей в год. Раньше барьер составлял 20 тысяч рублей.

Перспективы «недвижимого» налога

Одним из самых спорных вопросов российской налоговой политики является предполагаемое введение налога на недвижимость. Ощутимых денежных вливаний он не принесет, уверены в Минфине. По расчетам чиновников, общая сумма поступлений в бюджет не будет сильно отличаться от существующих на сегодняшний день. Это около 50 миллиардов рублей, полученных за счет выплат налогов на землю и имущество.

Если налог на недвижимость введут, то на льготы по его уплате смогут рассчитывать малоимущие и пенсионеры. Ведь они не смогут позволить платить процент от рыночной стоимости жилья. В свою очередь, по повышенной ставке будет облагаться элитная собственность.

Зарплатные отчисления

Налоговая политика 2008—2010 годов предполагает изменения и в сфере зарплатных отчислений. Чиновники предложили работодателям разделить с ними траты на дополнительное пенсионное страхование, что позволит существенно увеличить размер пенсии. Участие в формировании отчислений будет принимать не только госбюджет, но и учреждение-работодатель. Сергей Шаталов заявил, что организации согласны поддержать это начинание, но при одном условии: такие дополнительные взносы на счетах работников должны освобождаться от НДФЛ и ЕСН. Минфин согласен с этим предложением бизнеса и готов его поддержать.

Увеличение пенсий сотрудникам за счет фирмы возможно только в случае, если это предложение станет требованием, закрепленным законодательно. По мнению столичного бизнесмена Сергея Оноприенко, подобное никак не может произойти, так как взваливать лишнюю ношу на предпринимателей никто не станет:

— Сейчас начинает складываться накопительная система пенсий. Возможно, тех денег, которые отчисляют в Пенсионный фонд, и не хватит на нормальное существование. В этом случае надо следовать примеру США, где люди давно откладывают деньги на старость. К тому же приятно оказаться стариком с полными карманами, а не у «разбитого корыта».

Изменения в налоговой политике коснутся не только налогоплательщиков, но и фискальные органы. Работа и вознаграждение налоговиков все активнее будет зависеть от их оценки по определенным показателям. Одним из критериев является удовлетворенность налогоплательщиков работой ИФНС. Это весомый критерий, который дает 16 процентов от общей оценки деятельности налоговиков. Кроме того, инспекторов оценят по количеству претензий к их работе, числу судебных решений, в которых они проиграли. Учитывая все перечисленные факторы, Сергей Шаталов отметил, что работа налоговых инспекторов стала медленно, но верно улучшаться.

Начать дискуссию