5 марта на Клерк.Ру прошла Интернет-конференция с партнером юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Андреем Никоновым. В ходе конференции он ответил на 20 вопросов по налогу на прибыль. Самый популярный вопрос (порядка 200 просмотров) задала пользователь Julia 2006 по поводу обоснования расходов на бытовую технику.
Kluch: По итогам года у организации образовался убыток в бухгалтерском и налоговом учете в сумме 500 000 руб. Учредитель – физическое лицо (100% в уставном капитале) внес деньги в сумме 300 000 руб. на погашение убытка. Гасит ли внесенная учредителем сумма убыток в налоговом учете? Т.е. сможет ли организация в следующем году в случае получения прибыли в сумме 1 000 000 руб., уменьшить налогооблагаемую прибыль на всю сумму «налогового убытка» (500 000 р.)?
Андрей Никонов: Да может, на все 500 тыс. руб., поскольку в соответствии со ст. 283 НК РФ полученный убыток переносится на будущее вне зависимости от того, был он покрыт учредителем или нет. До 2002 г. ситуация была не так ясна, поскольку было предусмотрено направление льготируемой прибыли на погашение убытка как обязательное использование аналогичной льготы. Сейчас же ст. 283 НК РФ такого направления не требует, в ней нет ни прямого, ни косвенного указания на то, что указанная Вами операция, осуществлённая учредителем, может как то повлиять на размер переносимого на будущее убытка.
Kluch: Согласно условиям кредитного договора
«1. Процентная ставка на момент заключения Договора устанавливается в размере 15% годовых на весь срок пользования кредитом.
2. Размер процентной ставки за пользование кредитом может быть изменен Банком в одностороннем порядке: в связи с изменением ставки рефинансирования; по решению органов управления Банком вследствие изменения Процентной политики Банка.»
Фактически процентная ставка банком не изменяется.
Кредит револьверный, постоянно происходит получение и погашение.
Исходя из какой ставки рефинансирования принимать расходы в налоговом учете?
Кроме этого, по данному кредиту уплачиваются следующие комиссии
1. Комиссия за выдачу кредита 39600. Можно ли учитывать данную комиссию в бухгалтерском и налоговом учете равномерно в течение всего срока действия договора?
2. Проценты за пользование кредитом = 15% от суммы фактически полученного кредита3. Тариф за обслуживание ссудного счета = 0,5% от суммы фактически полученного кредита
4. Тариф за резервирование кредитной линии = 0,3% от разницы между лимитом кредита и фактически полученной суммой
Как учитываются данные комиссии в налоговом учете? Подлежит ли нормированию каждая из этих комиссий или все комиссии в совокупности? Если нормируются все комиссии в совокупности, что является базой для расчета?
Пусть лимит кредита = 16000
сумма полученного кредита = 4000
сумма неполученного кредита = 12000
В бух.учете %% за месяц= (4000*15%)*31/365 + (4000*0,5%)*31/365 + (12000*0,3%)*31/365
Как рассчитать сумму % для налогового учета?
Андрей Никонов: 1. Согласно п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:
в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.
У Вас в договоре содержится условие о возможности изменения процентной ставки. Поэтому, для расчёта норматива следует применять ставку, действовавшую на момент признания расходов.
2. Тариф за резервирование кредитной линии = 0,3% от разницы между лимитом кредита и фактически полученной суммой включается в состав прочих расходов на основании подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ. Эта комиссия не является процентом по долговому обязательству, поскольку она исчисляется от суммы не возникшего долгового обязательства.
3. Комиссия за выдачу кредита, - нужно анализировать содержание той
деятельности, которую осуществляет банк за эту сумму. Если эта деятельность охватывается деятельностью кредитора по договору банковского кредита, то она должна сравниваться с нормативом вместе с процентами, если нет, то включается в расходы по подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ. То же и по тарифу за обслуживание ссудного счёта.
Kluch: Комиссия за выдачу кредита:
в Договоре есть пункт об обязанности оплатить комиссию за выдачу кредита, установленную тарифами банка. В тарифах :"комиссия за выдачу кредита = 3300 руб/месяц" Срок действия Договора 1 год. Поэтому Банк единовременно взимает сумму 39600 руб.
У нас нет никакой информации о том, на что Банк тратит деньги, полученные в рамках данных комиссий. Также Банк не расшифровывает, какие его услуги мы оплачиваем данными комиссиями.
Каким образом мне классифицировать данные расходы для налогового учета?
Андрей Никонов: Выдача кредита - это неизбежный элемент деятельности кредитора по договору банковского кредита. Оплата за эту деятельность осуществляется процентами. Поэтому, думаю, что в этой ситуации уплаченную сумму нужно учитывать при сравнении процентов с нормативом.
Julia 2006: Налоговый инспектор сняла с расходов холодильник, считая его для офисных сотрудников не обоснованным расходом, хотя проверка была летом и прохладную водичку из него она пила, неблагодарная. Сейчас купили кондиционер, затраты на его установку списаны в расходы и дана команда его амортизировать. Какой документ издать, что это обоснованные расходы, чтобы налоговый инспектор не придралась? Почему налоговики так предвзято относятся к бытовой технике, если у них в кабинетах есть кондиционер, чайник и т.д.
Андрей Никонов: Полагаю, что указанные Вами расходы могут быть включены в состав прочих расходов, с учётом ст. 223 ТК РФ и на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Julia 2006: Мы включили в расходы, но одной накладной налоговикам мало для обоснования, еще какой документ нужно представить?
Андрей Никонов: Накладная подтверждает приобретение товара, но не его расходование на производственные цели. Нужно подтвердить факт передачи имущества в
эксплуатацию.
m'm: поспорили с налоговой по доходам и расходам прошлых лет выявленных после сдачи годового баланса и естественно утверждения его перед этим учредителями. Мы включали по налоговому учету в годы соответствующие доходу или расходу и пересдавали налоговые декларации по прибыли. Налоговики настаивают на учете доходов и расходов в году, в котором выявлены данные суммы и включению их в декларации отчетного года. Как правильно?
Андрей Никонов: Полагаю, что расходы должны признаваться в том периоде, когда было выполнено последнее из необходимых условий их признания. К таким условиям относится наличие документов, подтверждающих их наличие. На это указывает и п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому, думаю, что права инспекция.
_Константин_: Нежилое здание сдаётся собственником в аренду юридическому лицу.
Планируется обновление фасада здания (надлежащие согласования у собственника имеются).
Работы по фасаду включают в себя:
- ремонт существующего покрытия внешних стен (устранение повреждений облицовки);
- устройство навесного вентилируемого фасада поверх существующих внешних стен.
Вопрос:
- можно ли данные работы относить на затраты как прочие расходы (по п.1 ст.260 Налогового Кодекса РФ), при этом уменьшая базу по налогу на прибыль?
- можно ли эти затраты возложить не на собственника, а на арендатора здания (на основании соглашения между ними, при этом понесенные арендатором затраты собственник возмещать не будет, а база по налогу на прибыль будет уменьшаться у арендатора)?
Андрей Никонов: Вопрос подлежит разрешению в зависимости от того, удовлетворяют ли проведённые работы признакам реконструкции, достройки, дооборудования или модернизации, или не удовлетворяют. Эти признаки обобщены в п. 2 ст. 257 НК РФ.
На первый взгляд этих признаков нет, а значит затраты должны быть
квалифицированы как ремонт. Однако, для более точного ответа необходимо изучение документации по ремонту.
Вопрос о распределении затрат разрешается договором и затраты должны быть учтены при налогообложении у той из сторон, на которую они возложены в соответствии с договором.
katze: Уменьшают ли прибыль :
1.расходы на проведение испытаний оборудования с целью подтверждения деклараций о соответствии на соответствие действующим требованиям Минсвязи России?
2. расходы на оплату госпошлины за регистрацию деклараций о соответствии?
Андрей Никонов: Эти расходы уменьшают базу по налогу на прибыль при условии, что
соответствующее оборудование предназначено для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Kluch: Организация с декабря 2004 года арендует земельный участок, принадлежащий государству. В июле 2007 года организация вынуждена подписать доп. соглашение к договору аренды земли о перерасчете и увеличении арендной платы за землю. Перерасчет производится в связи с ошибкой Арендодателя в расчете платы и распространяется на весь период аренды, т.е. с декабря 2004 года. Доп.соглашение вступает в силу с момента гос.регистрации, которая до сих пор не состоялась (документ находится на регистрации).
1. В какой момент мы должны внести изменения (увеличение расходов по аренде земли) в бухгалтерский и налоговый учет? Дата подписания соглашения, дата гос. регистрации?
2. Можно ли учесть всю сумму доплаты в налоговой декларации по прибыли по дате гос.регистрации? Или должны корректировать декларации прошлых периодов? Можно ли вносить корректировки в годовые декларации 2004, 2005, 2006, 2007 годов или нужно корректировать ежемесячные декларации (мы платим налог ежемесячно от фактически полученной прибыли)?
3. Можем ли мы корректировать декларацию 2004 года и примут ли у нас эти расходы? (уже прошло 3 года). Документальной проверки за этот период не было.
Андрей Никонов: Признание расходов по арендной плате производится в одну из трёх дат, указанных в подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Такой датой может быть дата расчёта по дополнительно начисленной сумме или дата, установленная соглашением сторон для проведения расчётов по ней. В этом случае расход будет признан единовременно без разнесения по истёкшим периодам и оснований для корректировки ранее сданных деклараций не будет.
Декларация: Добрый день. У нас на складе при инвентаризации обнаружились картриджи с истекшим сроком годности. Реализовать их нельзя. Можно ли списать на убытки, при этом уменьшить налогооблагаемую базу. Есть ли какие-нибудь нормы естественной убыли по данному товару. Надо ли восстанавливать НДС если картриджи изначально покупались с целью перепродажи.
Андрей Никонов: Из ст. 170 НК РФ не следует, что при списании товара с истёкшим сроком годности НДС должен быть восстановлен.
Полагаю, что запрет на реализацию такого товара экономически оправдывает его утилизацию, что позволяет включить в расходы его стоимость как прочие экономически оправданные расходы (подп. 20 п. 1 ст. 165 НК РФ).
Но по обоим моментам будет спор с налоговым органом. Вероятность его
положительного разрешения по НДС существенно выше, чем по налогу на прибыль.
Аноним: Сейчас активно ведется борьба с фирмами-однодневками. Предлагают, чтобы обезопасить себя от того, что потом налоговики снимут затраты, посчитав их фиктивными, и доначислят налоги, надо взять выписку из реестра о том, что фирма, с которой собираешься заключать договор, действительно зарегистрирована.
В связи с этим у меня вопрос, а где гарантия, что взяв выписку сегодня, убедившись в добросовестности делового партнера, через месяц этот же партнер все еще будет добросовестным, а не прекратит сдавать отчетность и т.д. и т.п. Сам он об этом, естественно не позвонит и не скажет. Неужели надо каждый месяц ходить за такой выпиской, чтобы спокойно работать?
Андрей Никонов: В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 указано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о
нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений
взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
Таким образом, должная степень заботливости и осмотрительность будет
проявлена в том случае, если отсутствовали обстоятельства, позволяющие налогоплательщику обоснованно предположить, что контрагент недобросовестный.
Иными словами не наличие у Вас доказательств добросовестности контрагента, а отсутствие у Вас на соответствующий момент доказательств обратному свидетельствует о проявлении должной степени заботливости и осмотрительности.
Так должно быть, если налоговый орган и (или) суд исполнят указание ВАС РФ. Получение выписки из реестра, справок из инспекции и т.п. с той или иной степенью периодичности, - это проявление большей степени заботливости и осмотрительности, чем требуется. Проявить её в большей степени в текущей ситуации лишним не будет, т.к. инспекции и суды не всегда следуют вышеприведённым указаниям ВАС РФ.
Elena M: Добрый день! У меня два вопроса:
1. Организация заключила договор и произвела оплату на покупку автомобиля 28.12.2007. Но сам автомобиль поступил только в январе 2008 года (по накладной), т.е. возникла Д-торская задолженность (предоплата, подотчетная сумма). Облагается ли сумма платежа налогу на прибыль за 2007 год?
2. Облагаются ли налогом на прибыль выданные подотчетные суммы на конец года (а/о в следующем году)
Какими документами руководствоваться в данных вопросах?
Андрей Никонов: Глава 25 НК РФ не предусматривает включение в состав доходов дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с выплатой контрагенту авансового платежа, а также включение в доходы сумм, выданных сотруднику для оплаты расходов по заданию организации (подотчётных сумм).
Мадама: Учитываются ли для уменьшения прибыли:
1. Затраты на продвижение "раскрутку сайта", когда нам другая фирма оптимизирует сайт так что бы его чаще посещали
2. затраты на услуги рассылки электронной "без адресной" и "адресной" рассылки рекламы.
Андрей Никонов: 1.1. Сайт призван поддерживать интерес к компании, соответственно, затраты на его оптимизацию могут быть признаны в составе расходов на рекламу.
1.2. полагаю, что и те и другие расходы относятся к затратам на рекламу даже в том случае, если они доставляются определённой группе адресатов. Затраты на рекламу можно разбить на две части: 1) создание рекламного сообщения, подходящего для неопределённого круга лиц; 2) доставка этого сообщения тем лицам, которых данное сообщение может заинтересовать. От того, что сообщение, рассчитанное на неопределённый круг лиц, доставлено определённому лицу не делает это сообщение "нерекламным".
rezakva: Скажите пожалуйста, уменьшают ли прибыль строительные материалы которые списаны на ремонт офиса? Эти материалы были приобретины для перепродажи, но покупатель от них отказался, тогда фирма решила сделать ремонт в офисе. Благодарю.
Андрей Никонов: Уменьшают, конечно, в соответствии со ст. 260 НК РФ. Те факты, на которые вы ссылаетесь, не названы в качестве обстоятельств, препятствующих признанию расходов на материалы в составе затрат на ремонт при исчислении налога на прибыль.
Tereza: У меня такая ситуация. Договор с иностранной фирмой(Германия) в Евро. Деньги поступают за услуги, оказанные в России на транзитный валютный счет в Евро. Акт об оказании услуг в Евро, счет-фактура в Евро. При поступлении на транзитный или переводе денег с транзитного счета на валютный счет возникает ли курсовая разница? Возникает ли курсовая разница при продаже этой валюты? Насколько я понимаю, если возникает, то это всё на внереализационные доходы? Немного не в тему, но напишу. А нужно ли начислять в этом случае НДС на сумму курсовой разницы и выписывать счет-фактуру на эту разницу? Спасибо.
Андрей Никонов: Думаю, что при получении средств на транзитный счёт возникает курсовая разница. Если курсовая разница положительная, то она включается в доходы. При продаже также возникают курсовые разницы двух видов: за счёт изменения курса ЦБ РФ от момента зачисления выручки до момента продажи (п. 11 ст. 250 НК РФ), если такое изменение было, и в результате отклонения цены продажи от курса ЦБ РФ (п. 2 ст. 250 НК РФ).
MakZym: Добрый день!
В организации создан Аппарат совета директоров - подразделение, осуществляющее организацию работы совета директоров общества, а также осуществляющее контроль за испольнением решений совета директоров. Создание подразделения предусмотрено в Уставе общества и в Положении о совете директоров, утвержденного общим собранием акционеров. Сотрудники аппарата являются работниками общества, с ними заключены трудовые договора. Заработная плата (немаленькая) работников подразделения признается в составе расходов на основании ст. 255 НК РФ. Терзают сомнения по поводу экономической оправданности данных затрат (ст. 252 НК РФ): совет директоров собирается не так часто (нерегулярно), по большей части его решения не носят какого либо глобального значения, позволяющие оправдать такие затраты на заработную плату, которая выплачивается в соответствии с ТК РФ. Плюс дополнительно возникает масса попутных расходов для обеспечения текущей деятельности сотрудников аппарата.
Какова по Вашему мнению вероятность возникновения споров с налоговой инспекцией и существующие возможности отстоять экономическую оправданность данных затрат?
Андрей Никонов: Вероятность возникновения спора высока, но также высока и вероятность его положительного разрешения на основе правовых позиций, выраженных в Определении КС РФ № 320-о-п. Исключение составляют случаи, когда имели место злоупотребления, направленные на получение тех налоговых преимуществ, которые не свойственны действительному характеру произведённых выплат (например, если выплаты фактически прикрывали выплату дивидендов, а не оплату трудовой деятельности сотрудников).
Аноним: Добрый день.
Наша организация занимается монтажными работами. Для получения лицензии на вид деятельности мы произвели следующие расходы: госпошлина за выдачу лицензии, оплата услуг сторонних организаций по консультированию и подготовке документации, оплату обучения сотрудника организации. Какие их этих расходов списываются сразу, а какие относятся на расходы будущих периодов?
Андрей Никонов: Госпошлина списывается в расходы единовременно (подп. 1 п. 7 ст. 264 НК РФ), услуги по консультированию и подготовке документации, обучению списываются единовременно в любую из трёх возможных дат, указанных в подп. 3 . 7 ст. 264 НК РФ.
taintedy: Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста!
Наша организация сделала взнос в совокупный вклад учредителей нпф и стала его учредителем. Поскольку негосударственные пенсионные фонды являются некомерческими организациями и у них нет цели получения прибыли, то такой вклад не будет являться нашим финансовым вложением. Будут ли тогда такие расходы уменьшать налогооблагаемую базу по прибыли?
Андрей Никонов: Думаю, что нет, поскольку эти затраты не отвечают критериям признания расходов, предусмотренных п. 1 ст. 252 НК РФ: они не направлены на получение дохода. Возможно здесь также применение и п. 40 ст. 270 НК РФ, который также исключает признание указанного Вами взноса в расходах при исчислении налога на прибыль.
Tortilla: Предприятие уплачивает ежемесячно налог на прибыль от фактической прибыли.
При этом предприятие осуществляет операции по реализации как облагаемые , так и не облагаемые НДС.
Для расчета сумм НДС, подлежащих соответственно зачету из бюджета и отнесению на расходы, применяется пропорция по видам выручки.
Однако с вступлением в силу с 01.01.08 изменений в НК , период учета НДС определен как квартал.
Вследствии этого и расчет сумм НДС, относимых на себестоимость реализации осуществляется по итогам квартала.
При учете активов, стоимостью за единицу менее 20 000р. может возникнуть ситуация, когда стоимость актива при восстановлении на него НДС оказалась бы больше 20 000р.
Однако, актив к концу квартала уже введен в эксплуатацию и его стоимость списана на себестоимость.
1. Как поступать с суммами НДС, приходящимися на данный актив?
2. Не квалифицирует ли ФНС при проверке списание данного актива как неоправданное завышение себестоимости, мотивируя тем, что после восстановления НДС стоимость актива была бы более 20 000р. и он подлежал бы учету в составе амортизируемых ОС?
3. Не является ли искажением учета то, что при приобретении 2 идентичных акивов стоимостью до 20 000р., в такой ситуации - в феврале и марте - один будет списан в расходы, другой учтен как ОС?
Андрей Никонов: Я полагаю, что в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ при расчёте расходов, включаемых в первоначальную стоимость нужно исходить из пропорции,
сформированной по налоговому периоду, т.к. это прямо предписано указанным пунктом.
Если НДС, подлежащий включению в первоначальную стоимость, отличается от той суммы, которая рассчитана в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ по итогам налогового периода по НДС, то на сумму разницы первоначальная стоимость должна быть скорректирована. Иначе будет нарушен п. 4 ст. 171 НК РФ. Такая корректировка не должна признаваться изменением стоимости основных средств, указанным в п. 2 ст. 257 НК РФ, т.к. в нём идёт речь о стоимости основного средства, сформированной с учётом правил, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в т.ч. правил п. 4 ст. 170 и абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ.
lela_k: Внутренними документами установили размер суточных водителям при разъездном характере работы. Вправе ли мы в полной мере относить их на затраты по ст. 255 НК и уменьшать налог на прибыль и не облагать эти выплаты ЕСН и НДФЛ? Считаю, что постановление правительства об установлении предельного размера суточных, уменьшающих налог на прибыль, и ограничения по НДФЛ 700 руб и 2500 руб относятся только к суточным по командировкам.
Андрей Никонов: Я тоже так считаю. Трудовым законодательством предусмотрена выплата суточных при служебных командировках (ст. 168 ТК РФ), а также работникам, деятельность которых носит разъездной характер. При этом, ст. 166 ТК РФ прямо указывает, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Нормативы для исключения суточных из дохода установлены по суточным,
выплачиваемым при командировках (п. 3 ст. 217 НК РФ). По налогу на прибыль норматив распространяется и на полевое довольствие (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).
МаринаГ: Добрый день!
Наша фирма является генподрядчиком.
Начало строительства объекта и его завершение в разных отчетных периодах. Строительство объекта расчитано на 2,5 года.
Выручка для бух. и налог. учета признается в момент выполнения всех работ по договору.
Производственную деятельность начали с 01.01.2008 г.
Мой вопрос такой:"Как нам вычислить выручку, чтобы определиться, нужно ли нам уплачивать авансовые платежи в соответствии с НК ст.287 п.5?"
Андрей Никонов: Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ "по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется
налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)".
Таким образом, выручка в налоговом учёте отражается исходя из стоимости соответствующего этапа, предусмотренной договором, а при отсутствии в договоре условий о поэтапной сдаче работ выручка признаётся с учётом правил, содержащихся в процитированной норме. Поэтому, выручка будет признана в
налоговом учёте не после окончания работ, т.е. спустя 2.5 года, а постепенно в отчётных и налоговых периодах, приходящихся на срок строительства.
Признанную таким образом выручку и следует сравнивать с лимитом, установленным п. 5 ст. 286 НК РФ.
Начать дискуссию