При определении налогооблагаемой базы организации, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывают расходы согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ .
Рассмотрим отдельные виды расходов, входящие в этот закрытый перечень, а именно:
- затраты на уплату налогов и сборов;
- расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иной информации;
- расходы на проведение обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы;
- плату за предоставление информации о зарегистрированных правах;
- расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);
- расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;
- расходы на судебные и арбитражные с
Расходы на уплату налогов и сборов
Суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, могут быть учтены в составе расходов при УСНО (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ). С учетом пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ они учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.
Документы, которые обосновывают произведенные расходы на уплату налогов и сборов:
- документы, подтверждающие перечисление налогов (сборов) в бюджет (платежное поручение, платежное требование);
- декларация или расчет по налогу (сбору).
В Книге учета доходов и расходов налоги и сборы отражаются после их фактической уплаты.
С какими вопросами чаще всего сталкиваются «упрощенцы» при определении расходов на уплату налогов и сборов?
Можно ли включить НДФЛ в состав расходов, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ? Пояснения по данному вопросу неоднократно давались финансовыми органами: суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемые из доходов работников организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, не могут включаться в состав расходов, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 346.16 Кодекса. НДФЛ учитывается в составе начисленных сумм оплаты труда, к которым в соответствии со ст. 255 НК РФ относятся любые начисления работникам, предусмотренные трудовыми договорами (письма Минфина РФ от 28.04.200 7 № 03-11-05 / 84 , от 22.02.200 7 № 03-11-04 / 2 / 48 ). Налогоплательщик, применяющий УСНО, согласно пп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ имеет право при определении налоговой базы уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда.
Можно ли учесть в качестве расходов сумму единого налога, перечисленного в бюджет? Разъяснения по данному вопросу были даны Минфином в Письме от 19.12.200 6 № 03-11-04 / 2 / 281 . Налогоплательщики, применяющие УСНО, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ , при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ . Причем перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ , является исчерпывающим. При этом вышеназванным перечнем не предусмотрен такой вид расходов, как расходы в виде уплаченного единого налога. На основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ плательщики единого налога вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, от уплаты которых они не освобождены в связи с применением УСНО.
Аналогичное мнение высказано и налоговыми органами в Письме УФНС по г. Москве от 27.07.200 6 № 18-11 / 3 / 66235@ .
Можно ли учесть в составе расходов по налогам и сборам государственную пошлину? На основании п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина относится к сборам, взимаемым с юридических и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении них юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ . Согласно п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. В связи с этим суммы государственной пошлины, уплаченной за выдачу сертификатов, за регистрацию прав на земельный участок в порядке и размерах, установленных гл. 25.3 НК РФ , организация может учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (Письмо УФНС по г. Москве от 03.07.200 6 № 18-11 / 3 / 57704@ ).
Может ли организация учесть расходы по уплате патентной пошлины?
При учете данного вида расходов необходимо помнить, что перечень расходов, уменьшающих полученные плательщиками единого налога доходы, является исчерпывающим и учесть в расходах можно только сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ. В качестве примера можно привести Письмо Минфина РФ от 22.03.200 6 № 03-11-04 / 2 / 63 , в котором разъяснен порядок применения пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ . В данном случае речь идет об уплате патентной пошлины. Патентная пошлина является государственным сбором. Однако ее взимание регулируется Патентным законом РФ от 23.09.199 2 № 3517-1 и Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров , утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 12.08.199 3 № 793 , а не законодательством о налогах и сборах РФ. Патентная пошлина не является сбором, уплачиваемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ, расходы на оплату названного сбора не учитываются в целях налогообложения.
Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иной информации
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», могут учесть расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие). Учету подлежат не все расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и иной информации, а только если эти действия обязательны в силу требований закона. Согласно п. 90 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности 1 в случаях, предусмотренных законодательством РФ, организация публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.199 6 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
- аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
- пояснительной записки.
Согласно ст. 16Федерального закона № 129-ФЗ публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. Статьей 18Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете: руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае несоблюдения сроков ее (бухгалтерской отчетности) представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации . Наказание предусмотрено ст. 15.11 КоАП РФ .
На основании п. 1 ст. 97 ГК РФ ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Так как ОАО подлежит обязательному аудиту, оно должно публиковать и аудиторское заключение. Для ООО такой обязанности не предусмотрено, за исключением случаев, установленных законодательством.
В случаях, если организация подлежит обязательному аудиту, она обязана публиковать аудиторское заключение и расходы на публикацию можно учесть для целей исчисления единого налога при УСНО согласно пп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ .
Под публикацией иной информации понимается следующее:
- контроль над зависимым обществом (п. 2 ст. 106 ГК РФ );
- уменьшение уставного капитала (ст. 30 Федерального закона от 26.12.199 5 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ), ст. 20 Федерального закона от 08.02.199 8 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ);
- реорганизация (ст. 15 Закона № 208-ФЗ , ст. 51 Закона № 14-ФЗ );
- ликвидация (ст. 63 ГК РФ , ст. 22 Закона № 208-ФЗ ).
Расходы на проведение обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы
Возможность учета расходов на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов при возникновении спора об исчислении налоговой базы определена п. 27 ст. 346.16 НК РФ . Данные расходы внесены в перечень расходов по УСНО с 01.01.200 6. Следует обратить внимание на то, что расходы на оценку, упомянутые в пп. 27 п.1 ст. 346.16 НК РФ , можно учесть при налогообложении только в том случае, если они являются обязательными согласно закону.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.199 8 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки обязательно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Причем целью проведения обязательной оценки является именно контроль за правильностью уплаты налогов. Осуществляют его налоговые органы (гл. 14НК РФ ).
Согласно ст. 96 НК РФ в необходимых случаях для участия в налоговом контроле, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Отказ специалиста от участия в налоговой проверке влечет ответственность по ст. 129 НК РФ .
Оценка для целей налогообложения должна отвечать следующим требованиям. Во-первых, полнота учета. Оценка производится по всем объектам независимо от режима налогообложения (подлежит ли объект учета вычетам, относится ли он к льготируемым и т. д.). Это позволяет обосновать льготы, распределить налоговое бремя, вести взвешенную политику налогообложения. Во-вторых, легитимность учета и полученной информации, источников сведений об объекте, его характеристиках, правовом статусе.
При выполнении всех вышеперечисленных требований данный вид расходов можно будет учесть при налогообложении по упрощенной системе.
Плата за предоставление информации о зарегистрированных правах
«Упрощенцы» могут учесть расходы в виде платы за предоставление информации о зарегистрированных правах согласно п. 28 ст. 346.16 НК РФ .
В соответствии с п. 2ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимость» размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, порядок взимания и зачисления в федеральный бюджет устанавливаются Правительством РФ. Правила осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.12.200 4 № 773 .
На основании п. 2 данного постановления размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (за исключением сведений о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс) составляет:
- для физических лиц – 100 руб.;
- для юридических лиц – 300 руб.
Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс равен 600 руб.
Расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков)
Дополнение закрытого перечня расходов пп. 29п. 1 ст. 346.16 НК РФ обусловлено введением в действие нового Земельного кодекса РФ и необходимостью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, регистрацией прав на землю и недвижимое имущество. У предприятий и организаций, в том числе применяющих УСНО, возникают расходы по регистрации прав на землю, оплате услуг специализированных организаций по оценке земли, изготовлению документов кадастрового и технического учета, по проверке и уточнению границ, площадей и правового статуса земельных участков. Принятие данных расходов соответствует порядку, предусмотренному гл. 25 НК РФ . Согласно п. 40 ст. 264 НК РФ данные затраты носят текущий характер и могут быть учтены в целях налогообложения.
В Письме Минфина РФ от 18.04.200 6 № 03-11-04 / 2 / 84 дается разъяснение о том, что организация может учесть расходы по оформлению договора выкупа из государственной собственности земельного участка. В то же время стоимость земельного участка для целей налогообложения учитываться не должна, так как согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ в состав основных средств, стоимость которых учитывается при применении УСНО, включается только амортизируемое имущество. В соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) не подлежат амортизации.
Расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности
Согласно ст. 49 ГК РФ лицензия определяется как специальное разрешение, на основании которого юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых утверждается законом. Право на осуществление деятельности, для занятия которой необходимо получить лицензию, возникает с момента выдачи лицензии или указанного в ней срока и прекращается по окончании срока ее действия. Перечень таких видов деятельности определен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.200 1 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон № 128-ФЗ). Данный закон направлен на проведение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка и регулирует отношения, возникающие в связи с лицензированием отдельных видов деятельности.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 128-ФЗ для получения лицензии необходимо направить или представить в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии, к которому прилагаются копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке), копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, которые при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрены федеральными законами, документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом данного заявления.
Расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности, организация, применяющая УСНО, может учесть при расчете налогооблагаемой базы на основании п. 30 ст. 346.16 НК РФ .
Расходы на судебные и арбитражные споры
Для того чтобы определиться с перечнем расходов, установленным в пп. 31 п. 1 ст. 346.16 НК РФ , необходимо обратиться к Гражданско-процессуальному кодексу (в случае рассмотрения дел в суде общей юрисдикции) и Административно-процессуальному кодексу (если дела рассматриваются в арбитражном суде). В соответствии со ст. 88 ГПК РФ и ст. 101 АПК РФ к судебным расходам и арбитражным сборам можно отнести государственную пошлину и судебные издержки.
В арбитражном процессе к судебным издержкам относятся:
- суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;
- расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;
- расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле.
- Судебными издержками на основании ст. 94 ГПК РФ являются:
- суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
- расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
- затраты на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;
- расходы на оплату услуг представителей;
- расходы на проведение осмотра на месте;
- компенсация за фактическую потерю времени, выплачиваемая по правилам ст. 99 ГПК РФ ;
- связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, и другие признанные судом необходимыми расходы.
Разрешив принимать данные расходы при расчете единого налога при УСНО, законодатели, к сожалению, не прописали порядок принятия данного вида затрат в целях налогообложения. По общему правилу в соответствии с п. 2 ст. 346.17НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Также в силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ , принимаются при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ : обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
1 Приказ Минфина РФ от 29.07.199 8 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
Начать дискуссию