Какую систему налогообложения выбрать при регистрации фирмы?

Вы решили заняться собственным бизнесом и как можно быстрее. Вы уже знаете, что для того, чтобы работать легально, Вам нужно зарегистрировать фирму, сделать печать, и открыть расчетный счет. Вы уже нашли юридическую фирму, которая зарегистрирует Вам долгожданное ООО (или АО), но вдруг Вас спрашивают: "Какую систему налогообложения будете применять?" А Вы и понятия не имеете, о чем вообще идет речь, о бухучете знаете понаслышке, бухгалтера своего не имеете, а решение нужно принимать сейчас. Не отчаивайтесь, эта статья поможет Вам сделать правильный выбор.

Консалтинговый центр "Профдело"/

Вы решили заняться собственным бизнесом и как можно быстрее. Вы уже знаете, что для того, чтобы работать легально, Вам нужно зарегистрировать фирму, сделать печать, и открыть расчетный счет. Вы уже нашли юридическую фирму, которая зарегистрирует Вам долгожданное ООО (или АО), но вдруг Вас спрашивают: "Какую систему налогообложения будете применять?" А Вы и понятия не имеете, о чем вообще идет речь, о бухучете знаете понаслышке, бухгалтера своего не имеете, а решение нужно принимать сейчас. Не отчаивайтесь, эта статья поможет Вам сделать правильный выбор.

Итак, существует две системы налогообложения на выбор – традиционная и упрощенная. При этом на упрощенной системе есть два вида объекта налогообложения – "доходы" и "доходы, уменьшенные на величину расходов". Есть также обязательные спецрежимы – ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), но они применяются для ограниченного перечня видов деятельности. Для всех остальных видов деятельности придется выбрать "традиционку" или "упрощенку" и сделать этот выбор нужно до момента подачи документов на регистрацию фирмы.

Традиционная (обычная) система налогообложения (ОСНО) Применение:

По-умолчанию считается, что фирма работает именно на ОСНО. Ограничений в применении не имеет (кроме случаев обязательного использования спецрежимов).

Налоги:

  • налог на прибыль (24%). Платится с разницы между доходом и расходом. Суммы берутся без НДС. Перечень расходов почти не ограничен. Главное, чтобы расходы были обоснованы экономически и документально подтверждены.
  • НДС (18%). Упрощенно НДС считается следующим образом: со всех доходов считается в том числе 18% (сумму разделить на 118 и умножить на 18) - это к начислению; со всех расходов считается 18% - это к зачету; "к начислению" минус "к зачету" равно "к уплате в бюджет"
  • Налог на имущество (2.2%). Платится с остаточной стоимости основных средств.
  • ЕСН (26%). Считается с общей суммы ФОТ (фонда оплаты труда), платится ежемесячно.
  • НДФЛ (13%). Считается с общей суммы ФОТ. Налог может быть незначительно уменьшен на сумму вычетов. Этот налог удерживается из зарплаты работника.
  • ФСС от НС (от 0.2 до 8.5%). Считается так же, как и ЕСН. Иные местные налоги в случае наличия объекта налогообложения (земельный и пр.)
Учет:

Обязательное ведение бухгалтерского и налогового учета (они могут различаться), ежеквартально сдается в налоговую, статистику и фонд социального страхования довольно большой комплект отчетности. Для фирм с ежемесячной выручкой более 2х млн декларация по НДС сдается ежеквартально. Такой учет следует поручить наемному главному бухгалтеру или бухгалтерской организации.

Плюсы:

  • Компания на ОСНО является плательщиком НДС. Все средние и крупные компании также применяют ОСНО, и им необходимо, чтобы их затраты содержали НДС. Если Вы на ОСНО, Вы сможете работать с ними без проблем.
  • В случае если организация получает убыток, она не платит налог на прибыль, и есть возможность этот убыток учесть в будущем (уменьшить сумму налога на сумму убытка).
Минусы: Крайне обременительное налогообложение.

Упрощенная система налогообложения (УСН) - доходы

Применение:

Могут применяться организациями с численностью не более 100 человек, годовой выручкой в 2007 году не более 24.82 млн. рублей (эта величина ежегодно индексируется), остаточной стоимостью основных средств не более 100 млн. рублей.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  • организации, имеющие филиалы или представительства
  • банки и страховщики
  • негосударственные пенсионные фонды
  • инвестиционные фонды
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг
  • ломбарды
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований
  • организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов бюджетные учреждения
Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок (5 рабочих дней) с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет (свидетельство о присвоении ИНН). В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет. На практике заявление о переходе на УСН подается одновременно с документами на регистрацию в регистрационный орган (по г. Москве – МИФНС № 46), так как регистрационный орган регистрирует фирму обычно на следующий день после подачи документов, а выдает документы только на седьмой день.

Налоги:

  • Единый упрощенный налог (6%). Налогом облагаются все деньги, поступившие на расчетный счет или в кассу. Вся сумма поступивших денег умножается на 6% - это и будет налог к уплате. Сумму полученного налога можно уменьшить на сумму уплаченных в ПФР взносов, но не более чем на 50%.
  • Взносы в ПФР (14%). Считается с общей суммы ФОТ (фонда оплаты труда), платится ежемесячно.
  • НДФЛ (13%). Считается с общей суммы ФОТ. Налог может быть незначительно уменьшен на сумму вычетов. Этот налог удерживается из зарплаты работника.
  • ФСС от НС (от 0.2 до 8.5%). Считается так же, как и ЕСН.
  • Иные местные налоги в случае наличия объекта налогообложения (земельный и пр.)
Учет:

Очень простой учет. Обязательно ведется книга доходов и расходов по установленной форме и только в части доходов. Ежеквартально сдается налоговая декларация, которая очень просто заполняется и отчет в ФСС (если у вас нет выплат зарплаты, то отчет пустой). Бухгалтерский учет обязателен только для основных средств, нематериальных активов и при выплате дивидендов. В случае если организация небольшая, такой учет вполне можно вести самому или поручить кому-нибудь из сотрудников.

Плюсы:

  • Простая система учета, понятная и доступная
  • Крайне низкие ставки налогов.
  • Подходит для низкозатратных видов бизнеса (различные виды работ и услуг).
Минусы:
  • Не подходит для производства или торговли, ввиду того, что для налогообложения учитывается не прибыль (разница между доходом и расходом), а вся сумма полученного дохода.
  • Даже в случае, если фирма получила убыток (расходы превысили доходы), налог все равно придется заплатить.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – доходы, уменьшенные на величину расходов

Применение: То же, что и УСН "доходы".

Налоги:

  • Единый упрощенный налог (15%). Платится с разницы между доходом и расходом. Перечень расходов жестко ограничен. Расходы были обоснованы экономически, документально подтверждены и перечислены в статье 346.16 НК РФ.
  • Взносы в ПФР (14%). Считается с общей суммы ФОТ (фонда оплаты труда), платится ежемесячно.
  • НДФЛ (13%). Считается с общей суммы ФОТ. Налог может быть незначительно уменьшен на сумму вычетов. Этот налог удерживается из зарплаты работника.
  • ФСС от НС (от 0.2 до 8.5%). Считается так же, как и ЕСН.
  • Иные местные налоги в случае наличия объекта налогообложения (земельный и пр.)
Учет:

Несмотря на то, что система налогообложения называется упрощенной, ведение учета на 15% УСН не так уж и просто. Есть закрытый перечень расходов, принимаемый для налогообложения. К нему относятся не все виды расходов. Кроме того, возникает необходимость определять как сумму расхода, так и момент его возникновения, а также требовать с поставщиков четко и правильно оформленные первичные документы. Все это делает почти невозможным вести учет самостоятельно, и такая система налогообложения требует квалифицированного бухгалтерского обслуживания или главного бухгалтера.

Плюсы:

  • Подходит для производственных и торговых организаций, работающих с небольшими организациями или с розницей.
  • Налоговое бремя ниже, чем на традиционке.
Минусы:
  • Затраты на организацию ведения бухучета такие же, как на традиционке.
  • Даже в случае, если фирма получила убыток (расходы превысили доходы), придется заплатить минимальный налог – 1% с доходов.

Виды деятельности

Теперь Вы знаете основные отличия систем налогообложения друг от друга, но вопрос "что выбрать" все равно мучает? Форумы в Интернете пестреют аналогичными вопросами. Иногда, зная будущий вид деятельности и рынок сбыта товаров (работ, услуг), можно дать некоторые общие рекомендации.

  • Розничная торговля любыми товарами – во многих регионах России переведена на ЕНВД. В Москве – выгоднее применять УСН 15%.
  • Оптовая торговля продуктами питания и товарами народного потребления - если реализация осуществляется розничным магазинам, переведенным на ЕНВД или УСН, то есть смысл выбрать УСН 15%.
  • Оптовая торговля оборудованием, офисной мебелью, прочими товарами для офисного потребления или перепродажи – ОСНО.
  • Бытовые услуги - во многих регионах России переведены на ЕНВД. В Москве – не переведено. Здесь надо подсчитать затраты и определиться, какая из "упрощенок" выгоднее. Либо УСН 15%, либо УСН 6%.
  • Юридические, бухгалтерские и иные консультационные услуги - УСН 6%
  • Строительство – ОСНО.
  • Ремонтные работы – из материала заказчика – УСН 6%. Из собственного материала – УСН 6% или 15%, надо считать, что выгоднее по затратам.
  • Размещение наружной рекламы – В Москве применяется ЕНВД.

Маленькая хитрость

При постановке учета на больших предприятиях и в холдингах часто используются схемы с несколькими юрлицами на разных системах налогообложения. Но эти схемы возможны не только для больших предприятий, но и для небольших. Они могут реально помочь упростить учет и снизить затраты на штат бухгалтеров.

Так, рекомендуется выделять в отдельное юрлицо розницу и бытовые услуги на ЕНВД. Рекомендуется выделять отдельную фирму для владения недвижимым или дорогостоящим имуществом (например, автомобилями). Рекомендуется выделять отдельную фирму для видов деятельности, не облагаемых НДС (либо, если позволяют обороты, освобождать фирму от НДС по ст. 145 НК РФ).

Если после прочтения всего вышеизложенного Вы все еще не можете точно сказать, какую систему Вы заявите при регистрации своей новой фирмы, значит, Вам необходимо более точно просчитать сумму налогов и выгоды той или иной схемы. В этом Вам помогут специалисты – налоговые консультанты. Лучше обратиться за помощью и получить грамотную консультацию, чем впоследствии заплатить намного больше в виде налогов. Удачи Вам в Вашем бизнесе!

Начать дискуссию

Бесплатно с Госзакупки

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Казначейский счет — это специальный 71 счет, который открывается для учета бюджетных средств в рамках казначейского сопровождения.

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Брокер ВТБ запустил голосовые рекомендации для инвесторов

Голосовые советы позволят инвесторам быстрее принимать решения о проведении наиболее выгодных сделок.

Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Открытие расчетного счета — один из первых шагов для любого индивидуального предпринимателя. С помощью РКО ИП ведет безналичные расчеты, принимает оплату от клиентов на счет, переводит средства контрагентам и бюджету. Банки предлагают разные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, которые отличаются по стоимости и условиям. 

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 

Бренд-менеджер — это специалист в области маркетинга, который занимается продвижением бренда. Его задача: сформировать мнение у покупателей по продукту, услуге или самой компании, склонить их к приобретению. На всех этапах он должен следить за репутацией компании и торговой марки.

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 
ПСН

Как совместить патент с УСН и что делать, если ИП превысил лимиты

Индивидуальный предприниматель теряет право на применение патентной системы налогообложения, когда его совокупный доход превышает 60 млн рублей. В таком случае нужно применять только УСН и пересчитать весь налог.

ЭДО

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски

Документооборот — это настоящее и прошлое любой организации. В данном материале рассмотрим варианты форм хранения документа, сравним, какие затраты на это потребуются, обозначим преимущества того или иного метода хранения и возможные риски.

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Право

Как подписать соглашение NDA с самозанятым

Для нормальной работы самозанятому нужен доступ к конфиденциальной информации. Но плательщик НПД — не штатный работник, он не подписывает ЛНА компании и на него нельзя повлиять дисциплинарными мерами ответственности. Проблему может решить соглашение о конфиденциальности (NDA). Рассказываем, как его правильно оформить.

Как подписать соглашение NDA с самозанятым
Охрана труда

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

С 1 сентября 2024 года вступает в силу новый порядок оказания первой помощи.

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

Жителям ЕС запретили участвовать в обмене заблокированными акциями

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
УСН

В законе о налоговой реформе-2025 в части УСН есть спорные моменты

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ о совершенствовании налоговой системы России с 2025 года содержит много изменений и новшеств по УСН. Уже сейчас возникают вопросы, как их применять и трактовать на практике.

Куда не движется движимость

Рассуждение на одну из вечных тем в налоговом праве: переквалификация налоговыми органами движимого имущества в недвижимое.

Куда не движется движимость

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать

Облигация — это долговая ценная бумага, по которой эмитент (тот, кто выпускает такую ценную бумагу) получает денежные средства в долг от инвестора. Взамен эмитент гарантирует, что выплатит инвестору в определенный срок стоимость облигации (номинал) и процент за пользование средствами (купонный доход) в будущем. Величина прибыли, которую инвестор получает в результате вложений в облигации, называется доходностью облигаций.

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать
ПСН

Отказ от патента не отменить, как считать лимит для ПСН, особенности учета при переходе с УСН: что нужно знать бухгалтеру и ИП

ПСН на первый взгляд простой режим, но есть много нюансов. Разбираем три ситуации, в которых путаются бухгалтеры и ИП.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

Проверьте, верно ли вы классифицировали расходы на прямые и косвенные. Основная сложность в том, что Налоговый кодекс позволяет самостоятельно определять их перечень. Причем неверное распределение, а также некорректные положения учетной политики, могут привести к многомиллионным доначислениям. В статье рассказали, на что обратить внимание при распределении затрат с учетом актуальной судебной практики.

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

На Новый год-2025 каникулы продлятся 11 дней

Вышел проект постановления Минтруда о праздничных днях в 2025 году. На майских россияне будут отдыхать восемь дней, а в Новый год — 11 дней.

ФСБУ

Поступление аренды в 1С отражают как услугу или услугу аренды: от чего зависит

Заполнение в 1С поступления предметов аренды как просто услуг или услуг аренды зависит от статуса компании и сдачи их в субаренду.

ОСАГО

На маркетплейсе Сбера водители купили 534 тысячи полисов ОСАГО

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе.

Общество

Для автопутешественников подготовили 50 маршрутов

К 2030 году число туристических поездок на автомобилях вырастет с 26 млн до 50 млн.

Интересные материалы

Где юридической компании мониторить отзывы в интернете

Порядка 77% пользователей мониторят отзывы перед тем, как обращаться в юридическую компанию. Поэтому юридическим компаниям необходимо следить за упоминаниями в сети интернет и работать с отзывами клиентов. Выделю несколько основных интернет-площадок, на которые стоит обращать внимание.