Бухгалтерский учет

Обзор бухгалтерских событий: 17 марта – 23 марта 2008 года

На прошлой неделе было опубликовано очень важно письмо Фонда социального страхования. В послании фонда говорится, что пособия по беременности, родам и уходу за ребенком, которые были уже выплачены за период с 1 января 2008 года, необходимо пересчитать (Письмо ФСС от 5 марта 2008 г. № 02-18/07-1931).
Обзор бухгалтерских  событий: 17 марта – 23 марта 2008 года

Событие недели

На прошлой неделе было опубликовано очень важно письмо Фонда социального страхования. В послании фонда говорится, что пособия по беременности, родам и уходу за ребенком, которые были уже выплачены за период с 1 января 2008 года, необходимо пересчитать (Письмо ФСС от 5 марта 2008 г. № 02-18/07-1931).

Как всегда, размеры пособий были увеличены "задним числом". Повышение пособий связано с установлением Федеральным законом от 1 марта 2008 г. № 18-ФЗ коэффициента инфляции на этот год в размере 8,5 процентов. Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона № 18-ФЗ нормы закона, касающиеся индексации пособий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.Это означает, что лицам, получившим в 2008 году единовременное пособие при рождении ребенка на детей, рожденных в 2008 году, следует произвести доплату в размере 680 рублей за каждого ребенка.

Сказано на Клерке:

Танкист

18/03/2008 00:27 

Немного не поняла: ежемесячное пособие тоже касается только отпуска, возникшего в 2008 году, или мне за 2008 надо пересчитать то, что я выплатила сотруднице, если она в отпуске по уходу за ребенком с 2007 года?

Применение коэффициента индексации к ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленного из заработной платы в размере 40 % среднего заработка, законом не предусмотрено. Однако, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленного из заработка меньше минимального пособия, то это пособие подлежит перерасчету.

Сказано на Клерке:

Сонечка

18/03/2008 09:02 

Танкист, надо пересчитать суммы выплаченные за 2008 год

В 2008 году "детские" пособия составят:

  • - пособие по беременности и родам, выплачиваемое женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (ПБОЮЛ, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит госрегистрации и (или) лицензированию) - 325,5 руб.
  • - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности - 325,5 руб.
  • - единовременное пособие при рождении ребенка - 8680 руб.
  • - ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не работающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, а также минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию:
  • за первым ребенком - 1627,5 рублей;
  • за вторым и последующими детьми - 3255 рублей.

Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам составит 6510 рублей.

Сказано на Клерке:

Иринка

18/03/2008 16:41 

Что-то я запуталась. Вот по уходу за ребенком до 1,5 лет пособие на первого ребенка какое? 40% ЗП, но не менее 1627,50 руб и не более 3255 руб (или все-таки 6510 руб). Т.е. мне интересно - максимальный размер для всех одинаковый (в смысле кол-ва детей) или нет?

Изменение недели

В ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" внесены поправки недавно обнародованным приказом Минфина России от 11 февраля 2008 г. № 23н. О том, какие именно изменения претерпел этот важный для бухгалтеров документ корреспонденту ИА "Клерк.Ру" рассказал ведущий консультант отдела бухгалтерского и налогового консалтинга Аудиторско - консалтинговой группы BKR-Интерком-Аудит Тимур Унароков.

По его словам, документ в первоначальной редакции имел ряд недочетов.

"Одним из основных таких недочетов является отсутствие в ПБУ 18/02 понятия постоянного налогового актива, - говорит г-н Унароков. - На практике постоянный налоговый актив появляется в достаточно специфичных ситуациях, однако отрицать его наличие нельзя. При этом в Приказе Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в форму № 2 в свое время была включена справочная строка "Постоянные налоговые обязательства (активы)", что фактически подтверждало наличие такого явления как постоянный налоговый актив. Новые поправки к ПБУ 18/02 убрали подобные недочеты, и сделали применение данного ПБУ более логичным и понятным. В отличие от недавно принятого ПБУ 14/2007, устанавливающего новые правила учета нематериальных активов, изменения в порядок расчета по налогу на прибыль принимаются не отдельным новым положением, а внесением поправок в действующее ПБУ 18/02."

Изменения в ПБУ 18/02, по словам г-на Унарокова, следующие: 1

. Расширен перечень субъектов, имеющих право не применять ПБУ. Наряду с субъектами малого предпринимательства, ПБУ теперь могут не применять некоммерческие организации и страховые организации.

2. Введено понятие налогового актива. В ПБУ также включено указание на постоянную разницу, в результате которой возникает такой актив: непризнания для целей бухгалтерского учета доходов и расходов, признаваемых только в целях налогового учета.

3. Переплата и недоплата налога не являются временной разницей. Изменения ПБУ 18/02 исключают значительный недочет, связанный с тем, что переплаты и недоплаты текущего налога на прибыль относились к вычитаемым и налогооблагаемым разницам. То есть такие разницы должны были формировать отложенный налог путем повторного их умножения на налоговую ставку, что конечно, является ошибкой. Такие суммы налога уже являются, по сути, отложенным налоговым обязательством (активом).

4. Исключено понятие текущего налогового убытка. В отчетных формах применяется понятие текущего налога на прибыль. Данный показатель не может быть отрицательным и поэтому, логично предположить, что все переплаты отражаются в учете как задолженность бюджета.

5. Систематизированы положения ПБУ об организации аналитического учета постоянных и временных разниц.

" В целом нельзя сказать, что изменения в ПБУ 18/02 повлияют на порядок применения данного ПБУ, который на практике сформировался в организациях, - отмечает г-н Унароков. -Изменения призваны, прежде всего, исключить все недочеты и неточности, которые содержало ПБУ с момента его вступления в силу".

Проект недели

На прошлой неделе вице-премьер Александр Жуков озвучил предложение о введении регистрации малых предприятий через интернет.

"Необходимо дальнейшее упрощение системы регистрации новых предприятий, включая возможность совершения этой процедуры через сеть интернет, при исключении возможностей создания фирм-однодневок. Необходимо также значительное сокращение разрешительных процедур, необходимых для начала бизнеса, замена разрешительных процедур декларированием соответствия установленным требованиям", - сказал Жуков.

Он также отметил, что для развития инновационного малого и среднего предпринимательства предполагается возможность бюджетного софинансирования, предоставления грантов, налоговых стимулов.

В Госдуму, тем временем, были внесены поправки в статью 230 НК РФ, в соответствии  с которыми компании будут отчитываться о доходах своих сотрудников и начисленному НДФЛ не раз в год, а ежеквартально.

Сказано на Клерке:

olga_buh

21/03/2008 14:30 

И еще уплату ндфл внести по месту жительства, вот супер!!! Заживем..... на работе.

Авторы проекта считают, что это позволит наладить оперативный контроль за полнотой и правильностью перечисления НДФЛ компаниями-работодателями и более эффективно работать с должниками.

Сказано на Клерке:

Shurhenchik

21/03/2008 16:47 

Да ладно вам, ничего страшного.

Даже если введут отчет каждый месяц, и заставят разделять по месту жительства.

Неужели не справимся?

P.S. Страшный сон ИТ-шника сопровождающего бухгалтерские программы: законодательство стабильное и не меняется годами... это-ж на что жить-то?

Цифра недели

Начало прошлой неделе ознаменовалось очередным скандалом в стенах Пенсионного фонда. Сотрудниками ДЭБ МВД был установлен факт растраты руководством ПФР бюджетных денежных средств в особо крупном размере.

Как сообщили в пресс-службе МВД, в рамках  проводимых в 2007 году оперативно-розыскных мероприятий установлено, что в период с 2004-2005 г.г. руководство фонда заключило с Департаментом инвестиционных программ строительства г. Москвы 9 договоров на куплю-продажи квартир за счет государственного внебюджетного фонда, предусмотренных на социальное развитие и капитальное строительство и оформило в собственность  сотрудников Пенсионного фонда РФ. Сумма сделки составила свыше 43,5 млн. рублей.

Сказано на Клерке:

Ina

20/03/2008 15:02 

Лучше уж серая зарплата сегодня, чем смутные надежды на пенсионное обеспечение через N-цать лет

Однако по закону приобретенное за счет государственных средств жилье могло быть предоставлено сотрудникам фонда только в наем, с оформлением права собственности Российской Федерации и передачей его в оперативное управление Пенсионному фонду.

В отношении исполнительного директора ПФР, возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата).

Наш эксклюзив

Как следует учитывать расходы по организации питания сотрудников посредством их обслуживания в столовой, находящейся на балансе организации? На этот спорный вопрос ответили сотрудники финансового ведомства в недавно вышедшем Письме Минфина РФ от 06.03.2008 г. № 03-03-06/2/19.

В этом же документе финансисты ведомства указали, как нужно учитывать заработную плату работникам общепита. По словам ведущего консультанта Отдела консалтинга ООО «Финэкспертиза» Марии Антоновой, ранее контролирующие органы уже давали разъяснения по схожим вопросам, например в Письмах Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-03-06/1/186 и от 05.09.2006 N 03-03-04/1/652, УФНС по г. Москве от 24 марта 2006 г. N 20-12/22759 и от 19 октября 2005 г. N 20-12/75306. Данная позиция сформировалась с 1 января 2006 года в связи с изменениями, внесенными в пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которым подобные затраты включаются в состав прочих расходов, только если они не учитываются согласно ст. 275.1 НК РФ, то есть в составе обслуживающих производств.

При этом, по словам г-жи Антоновой, нормы ст.275.1 НК РФ распространяются только на случаи, когда столовая от своей деятельности получает выручку (оказывает платные услуги) не только от собственных сотрудников, но и от сторонних лиц. Если же столовая предназначена только для обслуживания сотрудников организации, то применяются положения ст. 264 НК РФ (см. Письма Минфина России от 11.09.2007 N 03-03-06/1/65, от 17.04.2007 N 03-03-06/1/244, от 29.03.2007 N 03-03-06/1/186 и от 05.09.2006 N 03-03-04/1/652).

Ранее контролирующие органы настаивали на том, что если объекты указаны в ст. 275.1 НК РФ как обслуживающие производства и хозяйства, то вне зависимости от того, оказываются ли услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам, налогообложение должно производиться с учетом требований данной нормы. Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 14.11.2005 N 03-03-04/4/86, УМНС РФ по г. Москве от 07.06.2004 N 11-14/37441. При этом прежнюю позицию не поддерживали суды, что отражалось в их решениях (см. Постановления ФАС Московского округа от 24.10.2005 N КА-А40/10143-05, ФАС Уральского округа от 06.04.2005 N Ф09-1210/05-АК).

Считаем, что организациям-налогоплательщикам нужно следовать последним разъяснениям Минфина РФ, учитывая, что указанная позиция подтверждается арбитражной практикой. Кроме того, компанию, отправившую запрос в Минфин РФ, интересовал вопрос, вправе ли он включать в расходы оплату труда работников столовой. Финансисты в опубликованном Письме указали, что если сотрудники столовой состоят в штате организации, то суммы выданной им зарплаты следует включить в расходы на оплату труда, которые учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 255 НК РФ.

Опрос недели

На прошлой неделе мы говорили о том, что депутаты возвращаются к идее уплаты НДФЛ по месту работы физических лиц, а по месту их жительства. В качестве эксперимента предлагается ввести новую систему для нескольких областей. Предложение уже вызвало массу негативных эмоций со стороны читателей ИА "Клерк.Ру". Поэтому мы решили замерить общественное мнение по этому вопросу и вот что получилось.

Подавляющее большинство (75%) клерков уверены, что менять порядок НДФЛ не нужно. В качестве аргумента против бухгалтеры называют большую трудоемкость процесса распределения налога между бюджетами.

Второе место занял вариант «НДФЛ должен платить сам работник». Этот ответ поддержали 10% опрошенных. Видимо, они руководствовались принципом, кто получает зарплату – тот и платит.

8% опрошенных поддержали идею депутатов с поправкой на то, что работник будет иметь право выбора, куда перечислять налог с его дохода. А безоговорочно новую систему готовы использовать лишь 6% опрошенных на нашем сайте.

На этой неделе в опросе мы вновь решили вернуться к теме реформирования НДС. Чиновники вновь активизировались, и своё видение реформы налога на добавленную стоимость озвучили все: от президента до спикера Госдумы. Предложения выдвигаются разные. Какое из них готовы поддержать Вы?

Документы недели

Минфин сообщил о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов на приобретение форменного обмундирования.

К расходам на оплату труда относятся расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых работникам бесплатно либо по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников.

В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

В остальных случаях стоимость фирменной одежды, приобретенной организацией для своих сотрудников, не учитывается в составе расходов, даже в случае, если обязанность работодателя по оплате расходов на приобретение фирменной одежды зафиксирована в трудовом или коллективном договоре. (Письмо Минфина РФ от 18/02/2008 N 03-03-06/1/102).

При отсутствии объекта обложения по транспортному или земельному налогу декларацию можно не подавать. При этом по налогу на имущество декларация представляется вне зависимости от того, есть объект обложения или нет. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина России от 4 марта 2008 года № №03-05-04-02/14.

"Делая такие выводы, Минифн исходит из определения понятия "налогоплательщик", данного в Кодексе", - комментирует ведущий налоговый консультант « BKR-Интерком-Аудит» Тимур Унароков.

У организации не возникает обязанностей предоставлять декларации по транспортному налогу и земельному налогу, поскольку при отсутствии объекта налогообложения она не является налогоплательщиком. Что касается налога на имущество, то тут Минфин указывает, что налогоплательщиком по налогу на имущество является любая организация, независимо от того, есть ли у нее объект налогообложения. Следовательно, подавать декларации должны все.

"Следует отметить, что Минфин и ранее придерживался такого вполне логичного мнения. Сходная позиция высказана в Письме от 18 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/125. Данная позиция подтверждается и судебной практикой (п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, Решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03)", - говорит г-н Унароков.

Суд недели

Уплата налогов директором фирмы за счет денежных средств данной фирмы и от ее имени является законной и свидетельствует о надлежащем исполнении налогоплательщиком – юридическим лицом своей обязанности по уплате налога. Такой вывод сделал Тринадцатый апелляционный суд в Постановленииот 25.01.2008 г. по делу № А42-5363/2007.

"Суд сослался на квитанции по форме № ПД-4сб, где в поле «ИНН плательщика» указан ИНН юридического лица. Это, по мнению суда, позволяет персонифицировать налогоплательщика и идентифицировать остальные необходимые реквизиты, - комментирует старший консультант по праву ООО «Финэкспертиза» Светлана Гаврилова.  - Суд также сослался на Определение КС РФ № 41-О от 22.01.2004 г. о применении нормы п. 1 ст. 45 НК РФ. В данном документе Конституционный суд РФ выразил указал, что на факт признания обязанности  по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств».

Таким образом, продолжила г-жа Гаврилова,суд подтвердил право налогоплательщика выбрать в какой форме – наличной или безналичной – ему удобнее исполнить обязанность перед бюджетом по уплате налогов.

Правовая основа данной позиции следующая. Налоговый кодекс не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. В пункте 1 статьи26 НК РФ закреплено право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Генеральный директор как раз и является законным представителем организации на основании закона. Положения пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной самостоятельно не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств.

При уплате налогов через представителя следует помнить о необходимости соблюдения следующих требований:

1) представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

2) Представитель производит уплату налога от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица.

3) Из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Наличие излишков денег в кассе само по себе не может свидетельствовать об осуществлении денежных операций без применения контрольно-кассовой машины.

Так как ИФНС не представила дополнительных доказательств, подтверждающих совершение предпринимателем вменяемого правонарушения, суд посчитал, что предприниматель неправомерно привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 N А13-7389/2007).

Сайт

ИА "Клерк.Ру" обновило систему контроля за ошибками. Теперь при отправке сообщения об ошибке можно ввести комментарий пользователя. Напомним, что для отправки сообщения об ошибке необходимо выделить слово с неточностью мышью и нажать Ctrl+Enter.

Убедительная просьба указывать комментарии, когда ошибка содержится в бухгалтерских проводках или ссылках на нормативные документы.

Начать дискуссию