Материал предоставлен юридической компанией LexConsult/
Деятельность любой, даже самой небольшой по размеру организации – это не только прибыль, но и немалые расходы. Зарплата сотрудников, закупка канцтоваров и офисной техники, аренда помещения, телефонная связь и Интернет, сигнализация, уборка… Даже от этого, неполного перечня, голова у любого владельца бизнеса идет кругом.
А ведь на долю юрлиц в нашей стране приходится еще и немалое количество налогов и отчислений: налог на прибыль, акцизы, НДС, транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, сборы на образовательные нужды, налог на рекламу, отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и многое и многое другое.
Сумма набегает хоть и не пугающая, но все же неприятная. Немудрено, что кто-то из руководителей пытается не просто снизить размер налоговых выплат и отчислений, а уйти от уплаты налогов отнюдь не законными методами. Административная и даже уголовная ответственность (ст. 198, 199 УК РФ) за некоторые виды нарушений мало кого пугает. Рассмотрим наиболее распространенные методы.
Форма собственности и система налогообложения
Вспомним, чем отличается налогообложение у предприятий малого и среднего бизнеса. В зависимости от формы собственности и величины организации – ИП, ООО или ЗАО – меняется и сумма налога, например, на прибыль, а также – выплаты в пенсионный фонд и соцстрах. Есть также и зависимость от того, обычная у предприятия система налогообложения или же упрощенная: при последней, например, предприятием не выплачивается НДС.
Чем нам может быть полезна эта разница? А тем, что допускаемая форма собственности и система налогообложения предприятия зависит от численности работников и среднемесячного оборота. Так, применять упрощенку могут организации, средняя численность работников которых за отчетный период не превышает 100 человек, а стоимость ОС и НМА - 100 млн. рублей. Стало быть, у нас есть два пути.
Первый – более безопасный и даже полностью законный. Это – разделение крупной компании таким образом, чтобы в каждой из фирм было не более 100 сотрудников, а прибыль бы распределялась почти равномерно (следовательно, надо и закупки и продажи товаров, например, раскидывать между ними таким же образом). В большинстве случаев, при наличии в компании подразделений производства и розничной торговли, так и поступают, переведя розницу на ИП и вмененку.
Можно сделать это максимально открыто, разместив компании в разных офисах под разными названиями и закрепив за ними разную сферу деятельности – например, одна занимается производством, другая сбытом товара и продвижением на рынке. Или же поделить все только на бумаге – разные учредительные документы, название, устав, директор, но фирмы организации при этом находятся в одном здании и занимают одни и те же офисные помещения.
Есть и второй способ – менее затратный (даже регистрация фирмы стоит денег) - однако и рискуете Вы здесь намного больше. Это – намеренное занижение прибыли и количества работников, чтобы организация укладывалась по этим показателям в нормы, позволяющие иметь формой собственности, например, ИП, а системой налогообложения – упрощенку либо даже вмененку (когда уплачивается единый налог на вмененный доход).
Занижение прибыли и количества работающих
Данный способ применяют как для того, чтобы «вписаться» в рамки для ведения упрощенной системы налогообложения или ЕНВД, так и просто для снижения налоговых затрат.
Занижать прибыль можно не учитывая в документах те или иные финансовые поступления, не фиксируя факт купли-продажи товара и услуги. Либо же, например, указывая более высокую стоимость производства Вашей продукции и более низкую отпускную цену. При этом вносимая покупателем сумма проводится только частично. Но нужно учитывать, что в случае проверки по этому факту Вас могут обвинить не только в налоговых нарушениях, но и в демпинге – продаже товара заведомо ниже его рыночной стоимости. А это уже попахивает экономическими преступлениями.
Снизить количество работников можно как сокращением штата, если стоит такая острая необходимость и увольнение сотрудников не повлечет резкое снижение прибыли. Можно также принимать сотрудников на работу без официального оформления. В этом случае Вы не уплачиваете также отчисления за них в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Работники же иногда идут на это, т.к. получают на руки большее количество денег, без вычета НДФЛ.
Зарплата сотрудников
Существенно уменьшить отчисления от суммы заработной платы работающих можно как минимум двумя способами. Первый – это т.н. «серая» зарплата, наиболее распространенная в московских фирмах и вообще в мелких частных компаниях. Сотруднику официально, с подписью в документах, выплачивается лишь небольшая часть его заработанной платы, остальная же – иногда в десятки раз большая – выдается «в конверте» и нигде не фиксируется. Сюда же отнесем всевозможные неучитываемые премии, бонусы и беспроцентные ссуды. Отметим, что законодательство и степень контроля по фактам таких нарушений в последнее время значительно возросли.
Второй способ вполне законен. Он заключается в том, что зарплата формируется из небольшого оклада (как правило – едва выше минимальной оплаты труда), остальное же – проценты, например - от оплаченных заказов. В этом случае сумма отчислений будет значительно меньше.
Лизинг
Часто немалую долю средств приходится отчислять за амортизацию оборудования, машин и других единиц техники, находящихся в собственности организации. Рациональным методом снижения издержек здесь будет оформить все либо часть из этого в лизинг – т.е. фактически в аренду, но с правом последующего выкупа. При этом налоги на эту единицу обходят нас стороной – ведь это не наша собственность, а арендуемая.
P.S. Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнение редакции ИА "Клерк.Ру".
Начать дискуссию