В минувшем году налоговые органы переступили тонкую грань формального соблюдения законодательства, зачислив в свой арсенал методы массированного психологического воздействия на предпринимателей.
Прошлый год запомнится как минимум тремя крупными кампаниями, имевшими целью обеление зарплат, ликвидацию «однодневок» и искоренение убыточных предприятий.
Первой в начале прошлого года стартовала кампания по искоренению «однодневок». ФНС распространила по своим подразделениям списки «адресов массовой регистрации» и «массовых директоров». В первом случае имелись в виду юридические адреса, по которым было зарегистрировано более десяти компаний. Во втором — фамилии граждан, за которыми числилось более десятка фирм.
— От этого мероприятия пострадали в основном законопослушные налогоплательщики, — уверена Юлия Напкунайте из аудиторской компании «Селиванов, Гришин и партнеры». — Это были организации, зарегистрированные в бизнес-центрах, территориальных агентствах развития предпринимательства и в зданиях НИИ. Почти всегда это были законопослушные компании, которые платили налоги.
Проблемы возникали и у предпринимателей, собиравшихся зарегистрировать новые компании, причем порой попахивало полным абсурдом. Так, по словам юриста компании «Ваш налоговый помощник» Алексея Грибанова, налоговые органы отказывались регистрировать фирму даже в том случае, если по указанному адресу обнаруживался полномочный представитель с доверенностью на руках.
Массовый «адрес прописки» быстро стал чем-то вроде черной метки. Причем налоговиков волновала исключительно формальная сторона дела. В середине года даже появился специальный регламент, призванный предотвратить ложную миграцию юридических лиц. Документ описывал механизмы взаимодействия между регистрирующими и контрольными органами. Так, сотрудники МВД должны были проверять фактическое местоположение фирм и передавать эту информацию в налоговую инспекцию.
Давлению со стороны налоговых органов подвергались и собственники помещений, активно выдававшие гарантийные письма с подтверждением юридического адреса.
Несколько раз в течение года руководство ФНС собирало специальную комиссию для обсуждения проблем, связанных с регистрацией компаний. И каждый раз в итоговых документах появлялись предложения о реализации новых репрессивных мер. Владимир Ардашев, управляющий партнер юридической фирмы «Ардашев и Партнеры», вспоминает: «На региональных сайтах ФНС РФ начали публиковаться «черные списки» фирм-«однодневок», не сдающих отчетность или сдающих нулевые балансы, а также листы «недобросовестных» контрагентов. А на сайте ФНС РФ появился реестр дисквалифицированных лиц, список адресов массовой регистрации фирм и даже списки подозрительных зарубежных (офшорных) компаний».
На этом фоне уже никого не удивил эксперимент, связанный с введением новой системы мотивации налоговых инспекторов: размеры премий увязывались с количеством отказов в регистрации «однодневок» и числом исков, поданных против фиктивных компаний.
Как следствие, немедленно подорожали услуги регистраторов. В начале 2007 года для регистрации фирмы было достаточно 10–12 тысяч рублей, а уже к лету цена выросла вдвое. Как пояснили «Бизнес-журналу» участники этого бизнеса, база «нехороших» адресов постоянно обновлялась, а значит, посредникам все время приходилось искать новые места «прописки» юрлиц.
Каков результат кампании в целом? По данным столичного УФНС, в 2007 году число «однодневок»… увеличилось на 43 350, так что к концу декабря в Москве их насчитывалось 106 176. Проще говоря, за год активной борьбы со злом это самое «зло» выросло почти вдвое. Да и в других регионах был зафиксирован рост числа фиктивных фирм, хотя и в более скромных объемах. Большинство экспертов называет одну и ту же причину: борьба с «однодневками» была широко разрекламирована в СМИ самими налоговиками, что заставило предпринимателей запасаться «однодневками» впрок.
Наступивший год преподнесет очередные сюрпризы. В феврале налоговая служба собирается подвести официальные итоги сезона-2007, но уже ясно: цифры будут неутешительными. «ФНС придется задействовать «план Б», ужесточив порядок регистрации», — уверен Алексей Грибанов.
Комиссионный сбор
А вот кампания по искоренению низких зарплат и убытков оказалась более эффективной. Строго говоря, работа зарплатных комиссий началась еще в 2006-м, но тогда от работодателей требовали лишь повышения доходов работников до прожиточного минимума. Но в прошлом году налоговики ввели новый критерий: отныне официальная зарплата не должна была отставать от средней по отрасли.
Год назад «Бизнес-журнал» предположил: среднеотраслевой показатель будет постоянно расти. Так и произошло. Скажем, в начале 2007 года средняя зарплата на столичных предприятиях розничной торговли составляла 7 тысяч рублей, а уже к октябрю подскочила до 11 тысяч.
Насильно заставить бизнес повышать зарплаты налоговые органы не могут. Но выход нашелся. Руководителей и главбухов начали приглашать на заседания этаких «троек», сформированных из представителей налогового органа, администрации и милиции. В ходе разъяснительной работы бизнесу внушали: нужно платить правильную зарплату, иначе будут проблемы. Соглашались почти все. Более 90% фирм, представители которых побывали «на ковре», через месяц подавали новое штатное расписание с зарплатами, соответствующими среднеотраслевым.
— Налоговые органы освоили новое, более совершенное оружие в формате идеологической, пропагандистской и воспитательной работы, инициировав «ковровую зачистку» по борьбе со схемами и легализации зарплат, — говорит Владимир Ардашев.
Летом 2007 года в том же формате началась борьба с «убыточными» налогоплательщиками. И на этом фронте ФНС удалось добиться впечатляющих результатов. По данным столичного УФНС, количество убыточных компаний сократилось в Москве на 10%, а общая сумма убытков снизилась на 4,8 млрд рублей. Кроме того, убыточные компании заплатили около 600 млн рублей в виде налогов.
Но и здесь старания налоговиков принимали порой довольно причудливые формы. В ноябре в редакцию «Бизнес-журнала» обратился предприниматель из Владимирской области, рассказавший, что местные налоговые органы вообще отказываются принимать декларации, в которых заявлен убыток. В течение месяца поступали аналогичные сообщения и из других регионов, в том числе от представителей столичного бизнеса (эту информацию подтвердили даже в пресс-службе УФНС по Москве). И сотрудники налогового ведомства не видят в своих требованиях ничего противозаконного.
Успешный опыт принято «закреплять». А значит, есть все основания предполагать: в 2008 году инстанции ФНС вряд ли откажутся от подтвердивших свою эффективность методов. Так что предъявляемым требованиям предпринимателям следовать все-таки придется. Пусть даже формально. Ведь и один рубль, согласно новым правилам, считается прибылью.
Лояльный суд
Опробовав простой и низкозатратный способ улучшения показателей в виде зарплатных комиссий, представители налогового ведомства в прошлом году стали куда более спокойными в судах, особенно в части уголовных дел.
По просьбе «Бизнес-журнала» эксперты консалтинговой компании Tax Group проанализировали более 170 уголовных дел, возбужденных по статьям 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, решения по которым были вынесены судами в 2007 году. Так вот, по словам управляющего партнера Tax Group Дмитрия Путилина, ситуация явно складывается в пользу предпринимателей: за решетку угодили лишь единицы провинившихся.
Оказаться в тюрьме за налоговые махинации сегодня можно лишь при условии, что одновременно с фактом уклонения от уплаты налогов доказана вина и по другим статьям УК — ст. 173 (лжепредпринимательство), 160 (присвоение или растрата), 327 (подделка документов) или 159 (мошенничество). В целом же суды стали более лояльны к предпринимателям, а налоговики особо не настаивают на суровом наказании. И тому есть причины.
Постановление ВС № 64 упорядочило работу судов. Документ, опубликованный весной прошлого года, дал четкое определение объективной стороны налоговых преступлений: совершение действий по умышленному включению в налоговую декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений, а также умышленное непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых предусмотрено законом. При этом суд четко дал понять, что такое «иные документы».
Кроме того, почти в 80% случаев налогоплательщики, которым предъявлялось обвинение в уклонении от уплаты налогов, признавали вину и предпочитали добровольно возместить ущерб. Такое поведение квалифицировалось судами в качестве деятельного раскаяния, что существенно смягчало приговоры. Так, самым мягким наказанием в 2007 году можно считать приговор в отношении директора ООО «Гастра» А. Рыбина за уклонение от уплаты налогов на 6,7 млн рублей («особо крупный размер» — ч. 2 ст. 199 УК). Рыбина приговорили к штрафу в 75 тысяч рублей. Для сравнения: главврач пятигорского санатория «Машук» в ноябре 2005 года за сокрытие всего 1,4 млн рублей по ЕСН был приговорен к трем годам колонии.
Следует учитывать еще одно обстоятельство: с 1 января 2007 года действует новая редакция п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы передают материалы по недоимщикам в органы внутренних дел только в том случае, если исполнение требования об уплате налогов просрочено более чем на два месяца. Это дает налогоплательщикам шанс уладить конфликт с властями полюбовно, без возбуждения уголовного дела.
Впрочем, что для одного радость, то для других — разочарование. В прошлом году МВД с ужасом констатировало троекратное сокращение поступающих от налоговиков материалов по налоговым уклонистам. Не менее интересен и состав нарушителей. Если внимательно оценить все приговоры 2007 года, станет ясно: в 90% случаев суммы неуплаченных налогов, вменявшихся осужденным, находились в диапазоне от 500 тысяч рублей до 40 миллионов. Иными словами, на скамье подсудимых чаще всего оказываются представители малого бизнеса.
Так или иначе, правоприменительную практику в отношении налоговых преступлений в России эксперты считают вполне либеральной, демонстрирующей к тому же тенденцию к дальнейшему смягчению. А главное, налоговые споры постепенно перетекают из залов судебных заседаний в кабинеты налоговых инспекций. Так удобнее для всех.
На троечку
Промежуточные итоги продолжающейся в России налоговой реформы недавно подвели в PricewaterhouseCooper. В рейтинге налоговых режимов, составленном компанией, наша страна занимает 130-е место из 178, а по показателю налоговых затрат — 131-е с эффективной налоговой ставкой всех налогов в 51,4%.
Несмотря на относительно низкую ставку налога на прибыль в России, налоговая база по нему может быть существенно выше, чем в других странах. Кроме того, по показателю количества налоговых платежей и времени, затраченному на налоговое администрирование, Россия находится на 58-м и 151-м местах соответственно. Таким образом, при относительно низкой налоговой нагрузке российские компании несут довольно высокие административные издержки, связанные с расчетом и уплатой налогов.
Однако если сравнивать положение России в рейтинге со странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), то Россия лидирует по совокупному показателю (Бразилия оказалась на 137-м месте, Индия — на 165-м, Китай — на 168-м). Это объясняется, в частности, самой низкой эффективной налоговой ставкой в России по сравнению с другими странами группы. Кроме того, мы занимаем второе место по двум другим показателям — количеству налоговых платежей (после Бразилии) и времени, затраченному на налоговое администрирование (здесь впереди Китай).
В России вовсе не самая плохая налоговая система. Независимые эксперты характеризуют ее как незатратную, но сложную. Что же, в ответ ФНС обещает упростить отчетность: по всем налогам в 2008 году вводятся итоговые декларации, компании будут отчитываться раз в квартал (до сих пор по ряду налогов отчетность сдавалась ежемесячно) и, наконец, все предприятия с численностью персонала свыше 100 человек должны будут сдавать отчеты через Интернет.
Начать дискуссию