Журнал "Оплата труда: Бухгалтерский учет и налогообложение"/
Начислена зарплата, рассчитаны «зарплатные» налоги, осталось совсем немного: оформить платежки и выдать зарплату или перечислить ее на карточки работников. Когда наступает обязанность по перечислению данных налогов? В чем особенности оформления платежных поручений на перечисление налогов на зарплату? Какие опасности подстерегают бухгалтера?
Согласно ст. 2 ТК РФ основным принципом правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.При этом заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным, трудовым договорами (ст. 136 ТК РФ). Сроки выплаты заработной платы, а также размеры аванса ТК РФ не устанавливает, они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным, трудовым договорами. Разъяснения по данному вопросу содержатся в Письме Роструда от 08.09.2006 № 1557-6.
Какие налоги предусмотрены при выплате зарплаты?
При общем режиме налогообложения на суммы зарплаты начисляются следующие налоги: НДФЛ, ЕСН, взносы на ОПС и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ЕСН состоит из платежей в федеральный бюджет, в ФСС, фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). Вероятно, когда-нибудь сбудется мечта всех бухгалтеров и ЕСН станет действительно единым платежом.
Обратите внимание: в случае применения специальных режимов (в виде ЕСХН, ЕНВД, УСНО) при выплате зарплаты уплачиваются НДФЛ, взносы в ПФР (страховая и накопительная части) и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Сроки уплаты «зарплатных» налогов
Налог на доходы физических лиц
В соответствии со ст. 226 НК РФ предприятия, выплачивающие доходы физическим лицам, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ согласно ст. 224 НК РФ . Исчисленные и удержанные суммы НДФЛ налоговый агент должен перечислить не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы на пластиковые карты. Если доходы получены в натуральной форме, то налог в бюджет уплачивается не позднее дня, следующего за днем фактического удержания НДФЛ. Общая сумма налога уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Если общая сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 руб., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (Письмо Минфина РФ от 05.06.200 7 № 03-11-04 /1/16 ).
В соответствии с ТК РФ заработная плата выплачивается два раза в месяц: сроки выплат устанавливаются в соответствии с коллективным, трудовым договорами. Когда следует уплачивать НДФЛ?
Пунктом 2 ст. 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ: не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы напластиковые карты (Письмо УФНС пог. Москве от 29.03.2006 №28-11/24199) . Следовательно, исчислять и перечислять НДФЛ с сумм аванса, выплачиваемого в середине месяца, не требуется. НДФЛ в этом случае удерживается и уплачивается в полном объеме в момент выдачи заработной платы за вторую половину месяца.
Единый социальный налог
В соответствии со ст. 243 НК РФ сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики рассчитывают ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи вносятся не позднее 15-го числа следующего месяца. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, рассчитанных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно его ст. 24 страхователи ежемесячно исчисляют сумму авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, определенной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 указанного закона. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Следовательно, исчисление и уплата страховых взносов производятся один раз по истечении каждого месяца. Обязанность уплаты страховых взносов с каждой промежуточной выплаты законодательством не установлена (Письмо УФНС по г. Москве от 29.03.2006 № 28-11/24199). Для организаций, применяющих спецрежимы, порядок уплаты страховых взносов в ПФР аналогичный (Письмо УФНС по г. Москве от 06.07.2005 № 18-11/3/47804).
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.
Если зарплата выдана, но уплачены не все налоги
Зарплата начислена, и, естественно, все хотят получить ее в срок. Но существует обязанность по уплате налогов. Часто на практике руководители идут на то, чтобы зарплату выдать в срок, а налоги уплатить потом, когда будут деньги. К их радости, сегодня не надо указывать на чеке «Задолженности по налогам в бюджет нет», а банки не отслеживают уплату налогов предприятиями, хотя это требование действовало совсем недавно. Отсутствие денег на расчетном счете – одна из причин того, что бюджет не получит в срок платежи. Но существует еще одна: в платежные документы закрадывается ошибка. Что происходит в этом случае?
Ошибка бухгалтера при заполнении платежных документов на перечисление налогов влечет несвоевременное отражение в карточках лицевых счетов оплаченных налогов, и возникает недоимка, а затем осуществляются мероприятия, направленные на ее взыскание, то есть выставляются требования об уплате налогов на расчетный счет.
Кроме того, за их несвоевременное перечисление в бюджет организацию ждут пени в размере 1/ 300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты. Согласно ст. 75 НК РФпеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае внесения причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Они также могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 – 48 НК РФ. Данные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Порядок заполнения платежных поручений на уплату налогов на зарплату
Безналичные расчеты между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов устанавливаются ЦБ РФ Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П (далее – Положение ЦБ РФ № 2-П). Заплатить налоги в бюджет организация может только через расчетный счет в банке, открытый на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета. Только физические лица могут заплатить налоги наличными деньгами.
Согласно п. 2.3Положения ЦБ РФ № 2-П при осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями могут производиться в том числе перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Описание полей платежного поручения содержится в Положении ЦБ РФ № 2-П.
Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н (далее – Правила).
Оформление одного расчетного документа допускается только по одному налогу (сбору) согласно классификации доходов бюджетов РФ. В одном расчетном документе по одному коду бюджетной классификации РФ не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа. Наличие в платежке незаполненных полей не допускается.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 01.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается, поэтому бухгалтер должен очень внимательно относиться к оформлению платежного поручения особенно на уплату налогов в бюджет. Остановимся на отдельных моментах в заполнении платежек на зарплату, которые часто вызывают вопросы у бухгалтеров.
С 1 января 2006 года при перечислении платежей применяют Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н. Рассмотрим основные требования к составлению расчетных документов, при этом остановимся особо на заполнении налоговых полей.
Поле 101 «Статус плательщика средств»
Данное поле обязательно для заполнения при осуществлении налоговых платежей, так как эта информация идентифицирует непосредственно плательщика, вносящего платеж. Поле 101 расположено в правом верхнем углу платежного поручения. Поля 104 – 110 заполняются в случае перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (налоги, сборы, штрафы, пени), если заполнено поле 101 «Статус плательщика средств». В соответствии с Приложением № 5 к Правилам поле 101 оформляется следующим образом:
Код статуса | Статус лица, оформляющего платеж |
01 | Налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо |
02 | Налоговый агент |
03 | Сборщик налогов и сборов |
04 | Налоговый орган |
05 | Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности |
07 | Таможенный орган |
08 | Плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему РФ (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами) |
09 | Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель |
10 | Налогоплательщик (плательщик сборов) – частный нотариус |
11 | Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо, являющееся клиентом банка (владельцем счета) |
14 | Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ) |
15 | Кредитная организация, оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета |
При перечислении «зарплатных» налогов организация указывает:
–код 02 – при перечислении НДФЛ (как налоговый агент);
–код 08 – при перечислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (как плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему РФ (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами));
–код 14 – при перечислении ЕСН (как налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам).
Заполнение полей 104 – 110
Налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, сборщики налогов и сборов при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему РФ указывают информацию в полях 104 – 110 в соответствии с Правилами в порядке, установленном соответственно п. 3 – 9 Правил.
104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 |
При невозможности указать конкретное значение показателя в полях 106 – 110 расчетного документа проставляется ноль («0»). Рассмотрим данные поля подробнее.1
Поле | Показатель | Примечание |
104 | Код бюджетной классификации (КБК) | В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ является цифровым кодом дохода и состоит из 20 знаков |
105 | Код ОКАТО муниципального образования | В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ 1 |
106 | Основание платежа | Имеет 2 знака |
107 | Налоговый период | Содержит 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точками («.») |
108 | Номер документа | |
109 | Дата документа | Состоит из 10 знаков |
110 | Тип платежа | Имеет два знака |
Поле 104 «Код бюджетной классификации (КБК)»
В поле 104 «Код бюджетной классификации (КБК)» указывается КБК в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ, который имеет 20 знаков и может быть только один в расчетном документе. В первой части, состоящей из трех знаков, проставляется код администратора бюджетных средств, соответствующих номеру ведомства, которое осуществляет контроль поступлений в бюджет. Получателем налоговых платежей является ФНС, ей присвоен код 182. Таким образом, при заполнении платежных поручений на перечисление налогов, сборов и страховых платежей в налоговые органы здесь всегда будет указываться 182. Остальные части КБК заполняются в зависимости от вида дохода, налога и платежа.
Структура кода классификации доходов бюджетов РФ приведена в Письме ФНС РФ от 01.11.2004 № 10-4-03/5228@ «О проведении работ по обеспечению правильного оформления расчетных документов», а также представлены примеры заполнения платежных поручений на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Перечень кодов классификации доходов бюджетов РФ, администрируемых ФНС в 2007 году, содержится в Письме ФНС РФ от 22.12.2006 № ШС-6-10/1247@.
Поле 105 «Код ОКАТО»
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) входит в состав национальной системы стандартизации РФ. Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95 принят Госкомстатом РФ и действует с 01.01.1997.
В поле 105 указывается код муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора), то есть код адреса места нахождения организации (ее обособленного подразделения, места нахождения имущества) или места жительства физического лица, заполняется в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления.
Поле 106 «Основание платежа»
Показатель используется для идентификации платежа по его основанию, может иметь следующие значения:
–ТП – платежи текущего года;
–ЗД – добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа;
–ТР – погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
–РС – погашение рассроченной задолженности;
–ОТ – погашение отсроченной задолженности;
–РТ – погашение реструктурируемой задолженности;
–ВУ – погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;
–ПР – погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
–АП – погашение задолженности по акту проверки;
–АР – погашение задолженности по исполнительному документу.
В случае проставления в поле 106 расчетного документа значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Поле 107 «Налоговый период»
Показатель используется для указания периодичности или даты уплаты налога (сбора), установленной налоговым законодательством, – «число. месяц. год», состоит из 10 знаков. Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой. Для налогов на зарплату рассмотрим вариант ежемесячной уплаты.
Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налога (сбора), установленной налоговым законодательством, которая отражается следующим образом: МС – месячные платежи. Четвертый и пятый знаки показателя налогового периода для месячных платежей являются номером месяца текущего отчетного года: может принимать значения от 01 до 12. Третий и шестой знаки показателя налогового периода – разделительные, в них проставляются точки («.»). Знаки показателя налогового периода с 7-го по 10-й обозначают год, за который производится уплата налога. Показатель налогового периода может быть заполнен так: «МС.02.2007» – платеж за февраль 2007 года.
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплате доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа. В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налога (сбора).
Если платеж производится с целью погашения задолженности по акту проведенной проверки («АП») или исполнительному документу («АР»), то в показателе налогового периода проставляется ноль («0»).
В случае досрочной уплаты налогоплательщиком налога (сбора) в показателе налогового периода указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога (сбора).
Поле 108 «Номер документа»
При уплате текущих платежей или добровольном погашении задолженности в случае отсутствия требования налогового органа об уплате налогов (сборов) (показатель основания платежа имеет значение «ТП» или «ЗД») в показателе номера документа проставляется ноль («0»).
В поле 108 указывается показатель номера документа, который в зависимости от значения показателя основания платежа может принимать следующий вид, если показатель основания платежа имеет значение:
–ТР – номер требования налогового органа об уплате налогов (сборов);
–РС – номер решения о рассрочке;
–ОТ – номер решения об отсрочке;
–РТ – номер решения о реструктуризации;
–ПР – номер решения о приостановлении взыскания;
–ВУ – номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом;
–АП – номер акта проверки;
–АР – номер исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства.
При отражении в показателе номера документа соответствующей информации знак «№» не проставляется.
Поле 109 «Дата документа»
В поле 109 указывается показатель даты документа, который состоит из 10 знаков и имеет формат даты: первые два знака обозначают календарный день (могут иметь значения от 01 до 31), 4-й и 5-й знаки – месяц (значения от 01 до 12), знаки с 7-го по 10-й – год, в 3-м и 6-м знаках в качестве разделительных проставляются точки («.»).
При этом для текущих платежей (значение показателя основания платежа равно «ТП») в показателе даты документа отражается дата декларации (расчета), представленной в налоговый орган, а именно дата подписи декларации налогоплательщиком (уполномоченным лицом).
В случае добровольного погашения задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа (значение показателя основания платежа равно «ЗД») в показателе даты документа проставляется ноль («0»).
Для платежей, по которым уплата производится в соответствии с требованием об уплате налогов (сборов) от налогового органа (значение показателя основания платежа равно «ТР»), в показателе даты документа указывается дата требования.
При погашении рассроченной, отсроченной, в том числе в связи с введением внешнего управления, реструктурируемой или приостановленной к взысканию задолженности, при уплате по результатам налоговых проверок, а также при погашении задолженности на основании исполнительных документов в показателе даты документа указывается, если показатель основания платежа принимает значение:
–РС – дата решения о рассрочке;
–ОТ – дата решения об отсрочке;
–ВУ – дата принятия арбитражным судом решения о введении внешнего управления;
–РТ – дата решения о реструктуризации;
–ПР – дата решения о приостановлении взыскания;
–АП – дата акта проверки;
–АР – дата вынесения исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства.
Поле 110 «Тип платежа»
В поле 110 указывается показатель типа платежа, который содержит два знака и может иметь следующие значения:
–НС – уплата налога или сбора;
–ПЛ – уплата платежа;
–ГП – уплата пошлины;
–ВЗ – уплата взноса;
–АВ – уплата аванса или предоплата;
–ПЕ – уплата пени;
–ПЦ – уплата процентов;
–СА – налоговые санкции, установленные НК РФ;
–АШ – административные штрафы;
–ИШ – иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами.
В случае проставления в поле 110 значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать тип платежа самостоятельно относят поступившие денежные средства к соответствующему типу платежа (налог (сбор), пеня, процент или штраф), руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Вид налога | Значение поля 110 |
НДФЛ | В течение года – АВ, |
ЕСН | За отчетный период – АВ, |
Пенсионные взносы | За отчетный период – АВ, |
Прочие поля платежного поручения
Поле «Очередность платежа».Очередность списания денежных средств со счета налогоплательщика определена ст. 855 ГК РФ. Нумерация очередности, касающаяся «зарплатных» налогов, следующая:
– 03 – в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, ТФОМС;
– 04 – в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди (НДФЛ).
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Поле «Подписи» заполняет человек, имеющий право подписи, и это право закреплено образцом его подписи, заверенной банком в банковской карточке или нотариально. Подписей может быть одна или две. Например, организация приняла в штат главного бухгалтера. Соответственно, в банковской карточке должны быть заверены обе подписи. Можно воспользоваться вариантом двух равноценных подписей, то есть право первой подписи имеют два человека, но на платежном поручении ставится одна из подписей.
Печать и подпись проставляются на первом экземпляре платежного поручения. Всего экземпляров может быть два (обычно три и более). Все экземпляры платежек передаются операционисту в банк. На одном из них операционист ставит отметку банка. При этом на данном экземпляре поручения проставляются штамп банка и подпись операциониста, принявшего платежное поручение к исполнению.
Поле «Назначение платежа» отражает дополнительную информацию, необходимую для идентификации назначения платежа. Например, если перечисляется налог в ПФР на страховую часть, то должно быть указано: ПФР страховая часть, регистрационный номер в ПФР в качестве работодателя и период, за который производится платеж.
Пример.
Заполним поля 104 – 110 платежных поручений на перечисление «зарплатных» налогов ООО «Квадрат», расположенного в г. Волгограде (ОКАТО – 18401000000 с 01.01.2008), за январь 2008 г., которые уплачиваются 14.02.2008 – в день выдачи зарплаты за январь 2008 г. (окончательный расчет).
НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (13%) и полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой:
182 1 01 02022 01 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет:
182 1 02 01010 01 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
ЕСН, зачисляемый в ФСС РФ:
182 1 02 01020 07 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
ЕСН, зачисляемый в ФФОМС:
182 1 02 01030 08 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
ЕСН, зачисляемый в ТФОМС:
182 1 02 01040 09 1000 110 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии:
182 1 02 02010 06 1000 160 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии:
182 1 02 02020 06 1000 160 | 18401000000 | ТП | МС.01.2008 | 0 | 0 | АВ |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляются по реквизитам, указанным в региональных отделениях ФСС РФ.
Таким образом, заполнение платежек на зарплату – совсем не простое дело. К сожалению, никто не застрахован от ошибок. Во избежание проблем с уплатой налогов можно посоветовать следующее. Во-первых, не нужно откладывать уплату налогов на последний день, после которого начнется начисление пеней. Иначе даже в случае технической ошибки избежать пеней не удастся.
Во-вторых, надо подать запрос в налоговую инспекцию для получения справки о состоянии своих расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Налоговики обязаны ответить согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ: представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме № 39-1 составляется для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица по заявлениям и в случаях, установленных законодательством РФ, формируется с помощью программных средств налогового органа по всем КБК.
В-третьих, хотя бы раз в год необходимо проводить сверку расчетов с налоговой инспекцией. Раньше такая сверка была обязательной и делалась при сдаче годового отчета. Сегодня такого требования нет, но чтобы быть уверенным в том, что налоговые и другие обязательные платежи в бюджет попали по назначению, такая сверка просто обязательна, делается она по окончании налогового периода на основании Акта сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам по формам № 23 (полная) и № 23-а (краткая).
Акт сверки формируется по форме 23-а (краткая) ежеквартально для крупнейших налогоплательщиков при снятии налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налогового агента с учета, в том числе при снятии с учета и постановке на учет в другом налоговом органе, при снятии с учета при ликвидации, реорганизации юридического лица, по инициативе налогоплательщика и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также по заявлению налогоплательщика.
Акт сверки формируется по форме 23 (полная), если выявлены расхождения между данными налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налогового агента и налогового органа после рассмотрения акта сверки по форме 23-а (краткая), по заявлению налогоплательщика при наличии расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату или зачету сумме переплаты или сумме задолженности по платежам, в счет которой направляется переплата. Данные информационных ресурсов налогового органа сравниваются с данными документов налогоплательщика для выявления и устранения причины возникновения расхождений.
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме № 39-1 и Акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам по формам № 23 (полная) и № 23-а (краткая) утверждены Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению» .
(Продолжение в следующем номере.)
1 Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 413.
Комментарии
3Цитата:
"На форумах встречала мнения, что если не платить НДФЛ, а также в ФСС и ПФР в день выдачи зарплаты - то при выездной проверке насчитают 20% от сумм в виде штрафов. "
Все санкции прописаны в НК и ФЗ-212. По платежам в ФСС и ПФР только пени. По НДФЛ - пени и штраф 20%. Причем штраф не зависит от времени просрочки. Хоть на 1 день позже заплатили, хоть на 1 месяц - штраф все равно 20% от суммы.
Цитата:
Так это статья 2008 года. Как она может быть актуальная в 2014? :)"Вообще все неактуально. и про ЕСН, и про ОКАТО. Нет ни слова про уникальный идентификатор налогового платежа. я бы и другим сведениям не доверяла особо. "