Наша организация (ОАО) применяет упрощенную систему налогообложения. Основной вид деятельности – сдача в долгосрочную аренду помещений под магазины и склады. Каждое помещение арендует один арендатор и использует его как под хранение товаров, так и под реализацию товаров народного потребления.
С 1 января 2008 года вступили в силу изменения в подпункт 13 пункта 2 статьи 345.26 Налогового кодекса. Согласно этим изменениям на уплату ЕНВД должны быть переведены организации, оказывающие услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей.
Кроме того, в пункт 2 статьи 346.26 Налогового кодекса добавлен подпункт 14, в котором сказано, что под систему налогообложения в виде ЕНВД подпадает деятельность по оказанию услуг передачи во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
В связи с этим возникает вопрос: должны ли мы теперь платить ЕНВД при ведении нашей деятельности?
На вопрос отвечает Мечникова Н.Н., налоговый консультант
Будет ли в данном случае организация уплачивать ЕНВД или нет, зависит от правоустанавливающих документов на помещения, сдаваемые в аренду (договор аренды, инвентаризационные документы, технический паспорт на помещение). А именно – от того, как указанное помещение в них поименовано.
- Если по документам в аренду сдается магазин, в котором, в том числе, хранятся товары для реализации, единый налог на вмененный доход платить не придется, поскольку согласно статье 326.27 Налогового кодекса магазин является стационарной торговой сетью, имеющей торговый зал. Обратите внимание на то, чтобы в инвентаризационных документах отдельно была выделена площадь торгового зала.
- Другая ситуация возникнет, если в документах прописано, что в аренду сдается складское помещение, но фактически в нем осуществляется розничная торговля. В этом случае будем придерживаться мнения Минфина России, приведенного в письме от 25.08.2006 г. № 03-11-05/206. В нем сказано, что «если помещения производственно-складского комплекса не соответствуют установленному главой 26.3 Кодекса понятию магазина или павильона, а равно и стационарные объекты организации розничной торговли, фактически используемые под магазины и павильоны, в которых правоустанавливающими и инвентаризационными документами площадь торгового зала не выделена, то данные объекты относятся к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов». Поэтому полагаем, что в данном случае придется уплачивать «вмененный» налог.
- Рассмотрим и еще одну ситуацию. По инвентаризационным документам помещение является складом, но фактически оно переоборудовано под магазин с торговым залом и по договору аренды оно сдается именно как «магазин». В данном случае арендодатель обязан был пригласить для внеплановой технической инвентаризации представителей Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. На основании данных проведенной технической инвентаризации документально оформляется назначение переоборудованных помещений. Полученные документально подтвержденные данные в дальнейшем могут быть использованы в целях правильного применения того или иного режима налогообложения.
Обратите внимание: в статье 607 Гражданского кодекса сказано, что в договоре аренды должны быть прописаны сведения, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии таких данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Хотим подчеркнуть, что письма Министерства финансов, в которых рассмотрены конкретные ситуации налогоплательщиков, не являются нормативными документами. Поэтому руководствоваться разъяснениями финансового ведомства, адресованными другим налогоплательщикам, нецелесообразно. Советуем обратиться с запросом в ваш налоговый орган за разъяснениями.
Начать дискуссию