Самые низкие среди развитых стран ставки подоходного и социального налогов, пониженный НДС, упрощенная система налогообложения… Нам и правда было чем похвастаться. Но похоже, что «налоговая оттепель» заканчивается: судя по всему, ЕСН в стране собираются повышать.
В конце января на вопрос корреспондента «Бизнес-журнала» о том, как в Минфине оценивают перспективы повышения единого социального налога, заместитель министра финансов Сергей Шаталов сначала жестко заявил: «Трудно комментировать предложения, которых пока не существует». Однако затем продолжил: «Я могу сказать, что в последние годы в пенсионной сфере ничего не делалось. А изменение ставки ЕСН жестко связано с тем, как будет развиваться пенсионная система. ЕСН — заложник этих решений. Мы готовы к реформированию этого налога. В том числе готовы рассмотреть повышение ставок. В то же время мы не намерены серьезно увеличивать налоговую нагрузку».
Действительно, сразу по окончании новогодних каникул конкретных инициатив в связи с повышением единого социального налога не было. Разве что Минздравсоцразвития забросило в массы идею: ЕСН «слишком низок», что ведет к образованию дыры — как в бюджете Пенсионного фонда, так и в бюджете здравоохранительной системы. А значит, единственная возможность закрыть эту брешь — повысить ЕСН, который не только давно не индексировался, но и претерпел за три года снижение максимальной ставки с 35,6 до 26%.
Однако чуть позже появилось сразу несколько официальных предложений, которые вполне можно «комментировать»: одно от Минздравсоцразвития (самое спорное), другое — от ПФР (самое безболезненное для фирм) и, наконец, третье — от Минфина (самое компромиссное). И все три варианта были внесены на рассмотрение правительства. Велика вероятность, что один из них получит одобрение. А это будет означать повышение налогового бремени для российских компаний — бремени, которое в последние годы уверенно снижалось.
Авторы новаций активно используют в своих расчетах показатель «эффективной налоговой ставки» (ЭНС), то есть средней для всех компаний ставки налога. За счет повышения зарплат и снижения ЕСН эффективная ставка все время падала. До снижения налога в 2005 году она составляла 29,43%, а после изменения максимальной ставки упала до отметки 24,15%. В 2007 году за счет повышения зарплат ЭНС снизилась еще больше (23,5%), а по итогам 2008 года (если ничего не случится), по прогнозам, может составить 21,6%. Проще говоря, за последние годы средняя ставка налога снизилась почти на 8%! Что же, озабоченность чиновников можно понять.
Напомним, ЕСН — налог регрессивный. Иными словами, чем больше зарплата, тем ниже ставка. До сих пор действует три ставки налога: 26% с ежемесячных выплат сотрудникам до 23 333 рублей, 10% с зарплаты от 23 333 до 50 000 рублей и 2% — с более высоких доходов. Минздравсоцразвития предлагает ввести всего две ставки: 26% и 0%.
В чем смысл этого предложения? Налицо попытка установить определенный доход, который не будет облагаться налогом в принципе, определив для всех остальных доходов ставку в 26%. Но главное, нулевая ставка должна, по мысли авторов проекта, действовать для самых высоких зарплат. В пределах зарплат до 600 тысяч рублей регрессию нужно убирать, — поясняют в Минздравсоцразвития и предлагают ежегодно индексировать верхний предел, начиная с которого ставка ЕСН будет равна нулю.
Почему чиновники опираются именно на эффективную налоговую ставку? Если верить предоставляемым ФНС данным, поступления ЕСН в прошлом году выросли почти на 25% — с 3 трлн до 3,7 трлн рублей. И такое же повышение наблюдается почти ежегодно. Даже с учетом официальной инфляции рост составил около 13%, что соответствует увеличению реальных зарплат россиян.
При этом зарплаты в России растут не только благодаря позитивным тенденциям в экономике страны, но и за счет активности «зарплатных» комиссий. Два года налоговики внушали бизнесу: пришло время «обеляться». Сначала — до средней зарплаты по региону. Затем — до средней по отрасли. И предприниматели почти безропотно соглашались на требования налоговых инспекций, ведь одним из главных аргументов было снижение ЕСН в 2005 году. Дескать, вам уже пошли навстречу, теперь — ваша очередь.
«Бизнес-журнал» не раз предполагал, что рано или поздно государство пойдет на увеличение налоговых ставок, поскольку предприниматели безропотно согласились увеличивать цифры в ведомостях на выдачу зарплаты. А значит, теперь с ними можно делать все что угодно. «В конце концов, уж если повысили зарплату, обратно ее не снизишь, — говорит владелец небольшой торговой компании. — Мы дважды повышали зарплату по требованию налоговой инспекции. Часть сотрудников стала получать все «в белую», что дало нам возможность несколько снизить платежи по ЕСН за счет уменьшенной ставки. Если ставка станет единой, дальнейшее повышение официальной зарплаты будет бессмысленным. Но скрывать то, что уже показали, мы не станем».
— Если компания уже вышла один раз из тени, обратно вернуться очень сложно, — вторит главный консультант Центра развития предпринимательства Калининградской области Алексей Жуков. — Даже если налоги будут сильно повышены. Но проблема в том, что повышение зарплат может сильно замедлиться. А значит, в абсолютных цифрах эффект от повышения ставок окажется нулевым. Особенно если учесть, что такие предложения нанесут удар прежде всего по «среднему» сотруднику.
Каковы альтернативные варианты решения проблем худеющего бюджета Пенсионного фонда? В самом ПФР появилась идея перераспределить налоговые поступления в пользу фонда. Здесь предлагают лишить федеральный бюджет 6% ЕСН из 26, увеличив долю взносов в ПФР с 14 до 20%. Оставшиеся 6%, как и раньше, будут отправляться в фонды медицинского и социального страхования.
Минфин в свою очередь предлагает в два раза увеличить минимальный размер зарплаты сотрудника, дающий компании право платить ЕСН по пониженной ставке. Таким образом Минфин намерен компенсировать социальные расходы бюджета в том случае, если в ближайшее время не будет принято кардинальных решений в части проведения пенсионной реформы. Нынешнее пороговое значение, по достижении которого компания сможет применять пониженную ставку (280 тысяч рублей), увеличится, по версии Минфина, на 40% и составит около 400 тысяч рублей в год. В ряду тех, кто будет платить ЕСН по максимальной ставке (26%), окажутся все компании, где заработная плата составляет менее 35 тысяч рублей в месяц (нынешнее пороговое значение — 23 333 рубля).
Удар по средним
Любое из предложений — за исключением, пожалуй, исходящих из недр ПФР — неминуемо приведет к росту налоговых платежей с зарплаты. Под ударом окажутся менеджеры среднего звена, а также специалисты, зарплата которых находится в диапазоне от 24 до 50 тысяч рублей в месяц.
Ныне с зарплаты в 45 тысяч рублей следует ежемесячно уплачивать 8 230 рублей отчислений по ЕСН. Если же предложения Минздравсоцразвития будут одобрены, работник обойдется компании уже в 11 700 рублей налогов ежемесячно (см. таблицу). А значит, налоговое бремя с зарплаты вырастет ровно на 30%. Все ли работодатели готовы увеличить на треть свои налоговые издержки?
Как показали события последних двух лет — готовы. И если не все, то уж точно большинство. Согласно последней официальной статистике Федеральной налоговой службы, в результате работы «зарплатных комиссий» 62% работодателей пошли на повышение зарплат до среднеотраслевого уровня (мотивация оставшихся 38% не раскрывается). Следовательно, считают чиновники, в подавляющем большинстве компаний безропотно повысят оклады по первому требованию.
Повысить-то повысят. Но вот «осадочек останется».
— Около четырех лет назад был достигнут определенный налоговый компромисс, — напоминает управляющий партнер компании «Селиванов, Гришин и партнеры» Сергей Гришин. — Государство пошло на снижение единого социального налога в обмен на отмену инвестиционной льготы (очень важной, кстати) по налогу на прибыль. Компании согласились повышать зарплаты и платить ЕСН по пониженным ставкам. Получается, теперь этот паритет будет нарушен.
То, о чем так деликатно высказывается Гришин, можно сформулировать гораздо жестче: если ставки налога будут повышены, доверие бизнеса к власти существенно снизится. В конце концов, нельзя повышать налоги всякий раз, когда возникают проблемы с финансированием, — пусть даже речь идет о пенсиях. В стране действуют налоги, повышение ставок которых регламентировано законом. Это как минимум устанавливает четкие правила игры и дает возможность составлять адекватный прогноз на будущее. Почему именно ЕСН оказался в этой довольно стройной системе «гадким утенком»? Вопрос пока остается открытым.
Как бы то ни было, повысив ЕСН, власти накажут именно те компании, которые в свое время почти добровольно вышли из «тени». Те, кто уже платит конкурентную «белую» зарплату. Для компаний же, где официальная зарплата по-прежнему составляет пять тысяч рублей, налоговое бремя не изменится! А значит, работодатели, которые до сих пор продолжали выдавать сотрудникам деньги «в конвертах», окажутся в выигрыше.
Если сторонникам повышения ЕСН все-таки удастся пролоббировать эту идею, недавно «обелившийся» бизнес вряд ли снова в массовом порядке нырнет в мутную воду. Однако рост зарплат в таком случае существенно замедлится. Хотя бы потому, что налогового стимула у работодателей просто не будет. Государству же в такой ситуации придется примириться не только с тем, что поступления от ЕСН в реальном денежном выражении будут расти гораздо медленнее, но и с потерей части налога на доходы физических лиц, который также взимается с зарплаты.
На популярном бухгалтерском портале «Клерк.Ру» один из участников обсуждения этой проблемы заметил: раз уж чиновники заранее не ввели механизм индексации шкалы налога сразу, на долговременной и предсказуемой основе, то теперь следует делать это очень медленно и аккуратно. В противном случае бизнес будет вынужден компенсировать возросшие расходы за счет роста стоимости своей продукции.
Другие участники дискуссии намерены искать законные способы минимизации платежей. Благо, их пока достаточно. По-прежнему копеечный налог платят компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также предприниматели, использующие патент или переведенные на ЕНВД. Предусмотрены значительные льготы для сотрудников, которые не состоят в штате компании, а работают по разовым гражданско-правовым договорам. Освобождены от налога нерезиденты, которые находятся в России менее полугода. Не уплачивается ЕСН и с «материальной помощи», под видом которой российские фирмы часто выплачивают бонусы своим сотрудникам. Впрочем, как показал проведенный опрос, четверть всех фирм готова платить налоги и по повышенным ставкам. Видимо, за счет таких налогоплательщиков чиновники и собираются увеличивать пенсии.
Эксперты уверены, что проблем с бюджетом Пенсионного фонда рост ЕСН не решит. «Эту задачу нужно решать системно и комплексно, — полагает Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа ФБК. — Повышение ставок и увеличение поступлений в бюджет ПФР не разрывает замкнутого круга, когда работающие платят за неработающих. Да, повышение пенсии требует новых вливаний. Но пенсионеров становится все больше, а разрыв между средней зарплатой и средней пенсией увеличивается. И для решения проблемы необходимо стимулировать добровольные накопления».
В России средняя пенсия крайне низка. С этого года ее размер составляет около 3 600 рублей, что с учетом инфляции всего на 4,1% больше, чем год назад. Пенсионному фонду требуется постоянно возрастающая подпитка из бюджета: за 2008–2010 годы суммарные поступления вырастут с 1,28 до 1,8 трлн рублей, а субсидия на покрытие дефицита бюджета ПФР достигнет 251,4 млрд.
Даже если предположить, что компании будут платить ЕСН по новым ставкам и никто из работодателей не уйдет «в тень», в следующем году Пенсионному фонду понадобится около 370 млрд рублей на покрытие дефицита. Но и в этом случае пенсионеры будут получать через год такую же пенсию, как сейчас.
А может, стоит поискать более эффективное решение?
Опрос ИА "Клерк.Ру"
Начать дискуссию