Бухгалтерский учет

Татьяна Шнайдерман: "Качество бухучета необходимо повысить!"

Общепризнанное мнение: за последние годы качество нашего бухгалтерского учета и отчетности снизилось. Это и понятно: основное внимание бухгалтеры все же уделяют налогам. Те, кто стремится повысить свой профессиональный уровень, пришли 27 февраля в культурный центр «Меридиан» и стали участниками бухгалтерского семинара. Его провела Татьяна Шнайдерман, заместитель начальника отдела методологии бухгалтерского учета Минфина России.

Общепризнанное мнение: за последние годы качество нашего бухгалтерского учета и отчетности снизилось. Это и понятно: основное внимание бухгалтеры все же уделяют налогам. Те, кто стремится повысить свой профессиональный уровень, пришли 27 февраля в культурный центр «Меридиан» и стали участниками бухгалтерского семинара. Его провела Татьяна Шнайдерман, заместитель начальника отдела методологии бухгалтерского учета Минфина России. Генеральным спонсором мероприятия выступил хорошо знакомый всем «КонсультантПлюс».

То, как наши бухгалтеры используют российские ПБУ, Татьяна Шнайдерман определила двумя емкими словами: игнорируют и недооценивают. И это не голословно. Ведь лектор – официальное лицо, которому приходится постоянно общаться со многими организациями, отвечать на их вопросы.

Закон требует внутреннего контроля

Как сказала Татьяна Шнайдерман, нынешнее состояние российского бухгалтерского учета и качество отчетности не вызывают доверия

у пользователей. Решить эту проблему можно только на государственном уровне. Специалисты Минфина активно сближают российские бухгалтерские стандарты с международными. Выпускают отвечающие международным требованиям новые ПБУ или редактируют старые.

Кроме этого, для каждой компании, по словам лектора, скоро будет обязательна система внутреннего контроля учета. В проекте нового закона о бухгалтерском учете этой системе посвящена статья 29.

Что под этим подразумевается?

Во-первых, служба внутреннего контроля призвана разграничить основные функции финансовой службы предприятия, чтобы они не дублировали друг друга. Установить ответственность каждого сотрудника бухгалтерии в рамках его полномочий. Четко и понятно описать все бухгалтерские процедуры. Следить за тем, чтобы отчетность была своевременной и последовательной.

На самом деле, в той или иной степени, подобные мероприятия компании проводят и сегодня. Только кто как может (или хочет).

А принципиально новым явится (это во-вторых) обязательное тестирование системы контроля. Чтобы качество конечного продукта – бухгалтерской информации – было высоким и устраивало всех пользователей.

Учитывайте хозяйственную ситуацию!

Призыв госпожи Шнайдерман учитывать хозяйственную ситуацию (то есть принимать во внимание реальные условия деятельности фирмы и в зависимости от них выбирать наиболее удобные и приемлемые способы учета) прозвучал на семинаре не один раз.

Вот пример. На каком основании, спрашивает бухгалтер, мы списываем расходы будущих периодов (счет 97) равномерно, тогда как доходы получаем неравномерно?

Но ничто не мешало компании применять другой метод списания расходов будущих периодов, ответила лектор. В данном случае фирма сама не учла свою хозяйственную ситуацию и стала применять традиционный линейный способ списания.

Но ведь расходы можно было списывать, например, по мере получения доходов. Тем более, что так поступать разрешает пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Кроме того, отметила лектор, существует еще ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». А в нем – всем известный пункт 8, в котором сказано: если по какой-то ситуации способы ведения бухгалтерского учета нормативно не установлены, то организация разрабатывает их сама и отражает в учетной политике.

От перемены мест снижается качество

ПБУ 9/99 «Доходы организации» – очень важный стандарт, подчеркнула лектор.

Он дает компании право самой выбирать, какие доходы она будет признавать доходами от основной деятельности, а какие – прочими (естественно, в зависимости от условий хозяйствования). Это записывают

в учетную политику для бухгалтерского учета. И особых затруднений не возникает.

Но есть в этом ПБУ и другая норма – выручку нужно определять с учетом всех скидок, которые организация предоставила покупателю по договору. Выручка – это счет 90 «Продажи». И когда наступает момент скидки, продавец должен корректировать именно этот счет (уменьшить сумму выручки). Тем не менее на практике подавляющее большинство бухгалтеров отражают скидки на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Почему они так делают, понятно. Ведь в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, скидки, предоставленные покупателю, положено отражать в составе внереализационных расходов, а не в составе выручки (п. 1 ст. 265 НК РФ).

Поступая подобным образом, бухгалтер просто сближает налоговый и бухгалтерский учет.

На первый взгляд, серьезного нарушения нет – от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Однако, отметила лектор, при этом страдает качество бухучета, поскольку структура доходов нарушена.

У бухгалтерского и налогового разная идеология!

Чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет многие поступают так. Все расходы, которые не участвуют при расчете облагаемой прибыли, отражают на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Госпожа Шнайдерман подчеркнула, что это в корне неверный подход.

Скажем, расходы, которые в налоговом учете признаются лишь частично (так называемые нормируемые расходы – некоторые из рекламных, представительские и т. п.) в бухгалтерском отражаются полностью и считаются расходами по обычным видам деятельности.

А все затраты компании, которые не признаются расходами по обычным видам деятельности, в бухгалтерском учете являются прочими расходами. Все они попадают в отчет о прибылях и убытках, причем независимо от их признания для расчета налоговой базы. Чтобы увязать бухгалтерскую и налоговую прибыль, в форме № 2 предусмотрены специальные строки «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства».

Госпожа Шнайдерман отметила: бухгалтерский и налоговый учет должны существовать раздельно – у них разная идеология. Тем более, что данные бухучета формируются при помощи проводок, а данные налогового – в специальных регистрах.

Итак, те, кто отражает не попавшие в налоговую базу расходы на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», совершают очень серьезную системную ошибку. Этот счет является внутренним источником финансирования деятельности организации, и обращаться с ним нужно предельно аккуратно.

Знакомьтесь: счет 84

По-другому счет 84 называют еще приумноженная, накопленная прибыль. Заметьте: не чистая прибыль. Разница есть. Чистая прибыль – это числовой показатель из отчета по форме № 2 – средства, которые остаются в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль по итогам отчетного года.

Как же формируется этот счет?

Например, в годовом балансе за 2007 год он складывается из прибыли, накопленной до 2007 года (числится в остатке по состоянию на 1 число налогового периода), и чистой прибыли, полученной в этом году (берется из формы № 2).

Прерогатива распоряжаться средствами из этого источника принадлежит собственнику.

Так, чистую прибыль могут направить на выплату дивидендов

(ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 75).

Когда еще можно трогать счет 84?

Например, в случае признания резервов: по законодательству, по уставу или по новым нормам учетной политики (ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 82).

Конечно, то, о чем мы успели рассказать – это далеко не вся информация, которой поделилась с участниками семинара госпожа Шнайдерман.

И все же главное в текущей работе всех бухгалтеров в эти последние дни марта – завершить отчетную кампанию за 2007 год. Времени осталось совсем мало. Но может быть кому-то еще удастся кое-что подправить?

Наша справка

Нераспределенная прибыль – это часть чистой прибыли, которая не была распределена акционерами (участниками) и осталась в распоряжении фирмы.
Нераспределенную прибыль, образовавшуюся в бухучете по итогам отчетного года, показывают по строке 470 баланса.
Причем сюда попадает как прибыль прошлых лет, так и прибыль отчетного года. Иными словами – кредитовое сальдо счета 84.
Решение распределить прибыль могут принять только собственники компании. Для открытых или закрытых акционерных обществ – это общее собрание акционеров. Для обществ с ограниченной ответственностью – собрание участников. Нераспределенную прибыль компания может потратить:
- на выплату дивидендов акционерам (участникам);
- на создание и пополнение резервного капитала;
- на погашение убытков;
- на любые другие цели по решению собственников.


Начать дискуссию