Бухгалтерский учет

В России будут собирать налоги «по-быстрому»

В Госдуме рассматриваются поправки в Налоговый кодекс, предполагающие сближение налогового учета и бухгалтерского. Впрочем, основная цель, их в любом случае, – ускорить поступление налогов в бюджет
В Госдуме рассматриваются поправки в Налоговый кодекс, предполагающие сближение налогового учета и бухгалтерского. Впрочем, основная цель, их в любом случае, – ускорить поступление налогов в бюджет

В пятницу Государственная Дума должна была рассмотреть поправки в 25-ю главу Налогового кодекса РФ, вносящие изменения в порядок уплаты налога на прибыль организаций. Основная суть изменений – компаниям разрешат самостоятельно определять перечень прямых расходов и порядок их списания на продукцию. Дело в том, что прямые затраты компании прочно «привязаны» к произведенной продукции – учесть их, а значит, и уменьшить налог на прибыль можно только после того, как товар будет продан. Принимая два года назад главу 25 (о налоге на прибыль), законодатели сделали перечень прямых расходов закрытым – то есть в законе перечислено всего несколько видов затрат, которые можно относить к прямым. Все это приводит к тому, что разрыв между налоговым и бухгалтерским учетом увеличивается и у компаний неизменно возникают «виртуальные» убытки. Особенно трудно приходится организациям с длинным производственным циклом (к примеру, производителям судов, самолетов и т. п.) – до того момента, как они произведут и продадут продукцию, они не могут списать прямые затраты и уменьшить налогооблагаемую базу. Поэтому в их итоговой отчетности все время убытки, что снижает их привлекательность для инвесторов, затрудняет получение кредитов и т. д. Правда, по мнению экспертов, вносимые изменения, сделанные под девизом: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся», – на самом деле выгодны в первую очередь для бюджета.

В данный момент, если не брать в расчет «черную» бухгалтерию, компании ведут два основных вида учета: бухгалтерский и налоговый. Второй вид был введен после вступления в силу главы Налогового кодекса «О налоге на прибыль организаций», разработанной под чутким шефством руководителя департамента налогообложения прибыли Министерства по налогам и сборам Карена Оганяна. Помимо затрат на ведение дополнительного вида учета, это новшество прибавило бухгалтерам и еще одну «головную боль» – сложности с отражением прямых расходов. Дело в том, что перечень расходов, которые предприятия могут относить к прямым, закрыт – это материальные затраты (стоимость сырья, инструментов, тары, расходы на оплату труда и амортизация основных фондов, которые непосредственно задействованы в процессе производства). Все остальные расходы относятся к косвенным, которые не зависят от выпуска продукции и вычитаются из прибыли в том же налоговом периоде, в котором возникли. Прямые же расходы, напротив, привязаны к произведенной продукции. Компания может их включить в расходы, уменьшив налог на прибыль, только после того как товар будет продан.

Когда 25-я глава заработала, бухгалтеры стали обращаться к чиновникам с просьбой «открыть» заветный перечень. По мнению специалистов, налоговики включили в него лишь десятую часть того, что реально должно учитываться в качестве прямых расходов. Получилось, что, к примеру, предприятия с длительным циклом изготовления продукции (например, самолетостроительные компании, космические корпорации) не могут списывать на расходы ни покупку материалов, ни зарплату рабочих до тех пор, пока не будут проданы самолет или ракета. В такой ситуации по итогам отчетного периода компании получают «воздушные» убытки, зато потом – такую же «неадекватную» прибыль.

Пойти навстречу пожеланиям трудящихся решили чиновники Минфина, которые и инициировали внесение поправок в Налоговый кодекс, предусматривающие, в частности, «открытие» перечня прямых расходов. По мнению замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, предложенные поправки сближают бухгалтерский и налоговый учет по налогу на прибыль, которые на сегодняшний день «конфликтуют» между собой, заставляя предприятия привлекать дополнительный персонал для осуществления каждого из видов учета. Правда, по мнению экспертов, чиновники слишком поздно задумались о сближении – крупные предприятия уже успели обзавестись дорогостоящими системами налогового учета. «Вопрос о сближении налогового учета с бухгалтерским, на мой взгляд, не слишком важен, – сказал RBC daily руководитель департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров. – На данный момент есть два способа составления налогового учета: либо корректировать показатели бухгалтерского учета, либо вести его совершенно отдельно. Сейчас первый способ использует меньшинство компаний, в основном это мелкие предприятия». Более значительные, на взгляд аналитиков, изменения касаются перечня прямых расходов. «Я думаю, что многие бухгалтеры вздохнут с облегчением, так как станет меньше работы, затрат и т. д., – сказала RBC daily руководитель департамента бухгалтерского учета и аудита КА «Форум» Людмила Фомичева. – Однако это лишь на первый взгляд. В большей степени от этих поправок выиграет бюджет. То есть эти поправки инициированы Кареном Оганяном под девизом: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся» – но на самом деле многим были выгодны старые положения. К примеру, торговым организациям, живущим на импорте. Все время списываешь в уменьшение налога на прибыль таможенные платежи по непроданному товару».

К примеру, компания продает товар и получает от этого прибыль (которая рассчитывается как выручка за минусом себестоимости) в размере 1 млн руб. В этот же период организация покупает новый товар, кладет его на склад, платит таможенные пошлины в размере 1 млн руб. Таким образом, ее налогооблагаемая прибыль равна нулю. После того как предприятия получают возможность относить к прямым расходам те же таможенные пошлины (которые по своей сути относятся к прямым расходам), они уже не могут списать их в виде косвенных расходов (в тот же период), а должны учесть их и заплатить с них налог. По новой схеме получается, что, продав товар с 1 млн прибыли и, потратив на растаможивание нового еще 1 млн, компания не может списать стоимость «растаможки» на затраты, а должна увеличить на эту сумму стоимость склада. И заплатить налог с этого миллиона. «Эти расходы (имеются в виду складские. – Прим. RBC daily) учтутся вам потом, в момент продажи товара, а бюджет выиграет этот период для поступления налогов», – подводит итог Людмила Фомичева. «С одной стороны, нам идут навстречу, так как в бухучете и в налоговом учете менеджеры предпочитают включать таможню, например, в стоимость товара, чтобы точно знать его стоимость, корректно назначить цену, – говорит RBC daily главный бухгалтер ЗАО «Стиль-Сити» Илья Сергеев. – Но, с другой стороны, мы тут же попадаем на налоги. Упрощая, можно сказать так: до поправок мы бы платили в январе 0%, а в феврале 100% налогов. После поправок будем платить в январе 50% и в феврале 50%. Общая сумма не изменится, но не следует забывать, что деньги сегодня стоят дороже, чем завтра».

Отдел экономики RBCdaily.ru
Наталья Бендина

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию