В главе 25 НК РФ указано на необходимость ведения налогового учета. Организации разрабатывают его методику самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. Отметим, что вариант регистров налогового учета, предложенный МНС России, далек от совершенства. Как составлять регистры для учета дебиторской задолженности? Можно ли использовать аналитические регистры бухучета, и в каких случаях? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.
Общие принципы организации налогового учета
Налоговый учет - это особый порядок учета доходов (расходов) и момента их признания для исчисления облагаемой прибыли. Ему посвящены статьи 313-333 НК РФ.
Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно с закреплением в учетной политике для целей налогообложения. При этом должна быть обеспечена "прозрачность" формирования показателей налоговой декларации начиная с первичного документа.
Система налогового учета предполагает:
- порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности;
- систематизацию указанных фактов (учет доходов и расходов);
- формирование показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.
Итак, с 1 января 2002 года налогоплательщики обязаны формировать налоговый учет, который в отличие от бухгалтерского ведется:
- в аналитических регистрах, то есть обЪекты налогообложения не отражаются по счетам бухгалтерского учета;
- по правилам исчисления прибыли, установленным главой 25 НК РФ, а не Положениями по бухгалтерскому учету.
При этом организация должна иметь набор регистров, в которых накапливаются возникающие доходы и расходы и определен порядок формирования обЪектов налогового учета.
Применение регистров МНС России
МНС России выпустило рекомендации по составлению регистров налогового учета
для исчисления прибыли (далее - Рекомендации)*.
Особо подчеркивается, что эти регистры содержат перечень основных показателей, необходимых для исчисления налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ. Но в то же время авторы уточняют, что предлагаемый перечень регистров неполный. Кроме того, он носит рекомендательный характер. Это означает, что организации с учетом специфики своей деятельности имеют право организовать налоговый учет иным способом, без применения этих регистров. Кроме того, можно внести изменения в предлагаемые МНС России регистры для уточнения отдельных показателей. А также дополнить перечень регистрами, необходимыми для учета операций конкретного вида деятельности.
____
* Информационное сообщение МНС России от 19.12.2001 "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ"
____
Напоминаем, что формы аналитических регистров в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Еще раз подчеркиваем, что перечень регистров МНС России рекомендательный. Отсутствие необходимого регистра или показателя в нем не позволяет при исчислении облагаемой прибыли отступать от требований главы 25 НК РФ.
Напоминаем, что налогоплательщики самостоятельно организуют документооборот и выбирают форму представления налоговых расчетов. Недостающие регистры налогового учета и дополнительные показатели необходимо создавать, опираясь на текст НК РФ. При этом следует учитывать, что формирование данных налогового учета предполагает:
- непрерывность отражения в хронологическом порядке обЪектов учета;
- регистры налогового учета формируются по всем операциям, учитываемым для целей налогообложения.
Регистры, предназначенные для учета дебиторской задолженности, представлены в таблице.
Наименование группы регистров |
Назначение регистра |
Регистры для учета дебиторской задолженности |
Регистры промежуточных расчетов |
Накопление информации о порядке проведения расчетов промежуточных показателей,љ для которых не предусмотрено отдельных строк в декларации по налогу на прибыль |
- Учет сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату; - Резерв сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода |
Регистры учета состояния единицы налогового учета |
Систематизация информации о состоянии показателей обЪекта учета, которые используются более одного отчетного (налогового) периода. Отражение данных о состоянии обЪекта учета на каждую текущую дату и об изменении состояния обЪектов налогового учета во времени |
- Регистр движения резерва по сомнительным долгам*; - Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности |
Регистры формирования отчетных данных |
Получение значений конкретных строк декларации по налогу на прибыль |
- Регистр учета внереализационных расходов текущего периода; - Регистр учета внереализационных доходов текущего периода* |
____
*Регистры, отмеченные курсивом, не представлены в перечне регистров МНС, но по нашему мнению, должны разрабатываться организацией.
____
Приведем примеры заполнения отдельных регистров, предназначенных для учета дебиторской задолженности.
Пример 1
По результатам инвентаризации выявлена сомнительная задолженность покупателей за отгруженную продукцию. Она распределена по срокам погашения. Также выделена задолженность, признаваемая безнадежными долгами.
Регистр налогового учета будет заполнен следующим образом.
Учет сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату
Налогоплательщик: ООО "Поставщик"
ИНН:7702234684
Период с 01.07.2002 по 30.09.2002
Дата проведения инвентаризации |
Вид задолженности со сроком погашения |
Сумма безнадежных долгов |
Основание возникновения задолженностей, приведенных в графах 2 и 3, сроком |
||
От 45 до 90 дней |
Более 90 дней |
от 45 до 90 дней |
более 90 дней |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
30.06.02 |
80 000 |
13 000 |
10 000 |
Договор ? 5 |
Договор ? 14 |
45 000 |
57 000 |
15 000 |
Договор ? 21 |
Договор ? 18 |
|
65 000 |
20 000 |
Договор ? 7 |
Договор ? 2 |
||
90 000 |
30 000 |
Договор ? 10 |
Договор ? 15 |
||
Итого |
280 000 |
120 000 |
25 000 |
Заметим, что регистр, предложенный МНС, несколько изменен - итоговая сумма по каждому виду задолженности (строка 6) выделена из перечня строк-показателей. По нашему мнению, такое преобразование не повлияет на формирование обЪекта учета. Регистр в результате принимает более понятный и законченный вид.
Пример 2
Воспользуемся данными примера 1. Организация по результатам инвентаризации II квартала 2002 года решила создать резерв по сомнительным долгам. Выручка организации за III квартал 2002 года будет равна 2 400 000 рублей (без НДС).
Заметим, что сумма задолженности, являющаяся основанием для расчета резерва сомнительных долгов, исчисляется путем суммирования половины показателя графы 2љ и показателя графы 3 предыдущего регистра и составляет 260 000 рублей (280 000 рублей : 2 + 120 000 рублей).
10 процентов выручки III квартала равно: 240 000 рублям (2 400 000 рублей х 10%). Поскольку организация имеет право на создание резерва в сумме, не превышающей 10 процентов выручки за III квартал 2002 года, то резерв создается в сумме 240 000 рублей.
Если допустить, что сумма неиспользованного резерва II квартала составила 40 000 рублей, то в составе внереализационных расходов III квартала будет учитываться разница в сумме 200 000 рублей (240 000 - 40 000).
Регистр налогового учета будет заполнен следующим образом.
Расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного периода
Налогоплательщик: ООО "Поставщик"
ИНН:7702234684
Период с 01.07.2002 по 30.09.2002
? |
Наименование показателя |
Сумма (руб.) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Задолженность со сроком погашения от 45, но до 90 дней |
140 000 (50% суммы) |
2 |
Задолженность со сроком погашения более 90 дней |
120 000 |
3 |
Сумма дебиторской задолженности, являющаяся основанием для расчета резерва сомнительных долгов |
260 000 |
4 |
Выручка от реализации отчетного (налогового) периода |
2 400 000 |
5 |
10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода |
240 000 |
6 |
Резерв сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода |
240 000 |
7 |
Неиспользованный остаток резерва сомнительных долгов предыдущего отчетного периода на отчетную дату |
40 000 |
8 |
Разница, учитываемая в составе внереализационных расходов отчетного периода |
200 000 |
9 |
Разница, учитываемая в составе внереализационных доходов отчетного периода |
- |
Напомним, что формирование резерва по сомнительным долгам происходит в соответствии со статьей 266 НК РФ.
Обращаем особое внимание, что при заполнении этого регистра мы были вынуждены внести изменения в рекомендованный вариант (изменено наименование первой строки регистра). Неточность, допущенную авторами Рекомендаций при формулировке показателей этого регистра, можно охарактеризовать, по нашему мнению, как налоговую ошибку. В частности, формулировка первой строки "Задолженность со сроком погашения более 45, но менее 90 дней" противоречит подпункту 2 пункта 4 статьи 266 НК РФ. В нем срок возникновения сомнительной задолженности, при которой резерв создается в размере 50 процентов от суммы задолженности, обозначен как от 45 дней до 90 включительно. Рекомендации МНС исключили из расчета 45-й и 90-й дни.
Еще одну неясность мы обнаружили при заполнении строки 5 регистра "10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода". Из этого текста не следует, что при расчете резерва используется выручка того отчетного (налогового) периода, на который создается резерв. Если пользоваться терминологией 6 и 7 строк, то следовало бы указать, что используется выручка текущего отчетного периода. В нашем случае, это выручка III квартала.
На примере этих двух регистров, мы показали, что организациям следует осмотрительно применять предлагаемые МНС России регистры и инструкцию по их заполнению. Их можно использовать только как ориентир при разработке собственных регистров. А руководствоваться необходимо положениями НК РФ.
Варианты сближения налогового и бухгалтерскогољ учета
Для снижения трудоемкости учета целесообразно сблизить налоговый и бухгалтерский учет. В этой связи при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения следует выбирать компромиссные с точки зрения трудоемкости варианты учета. Например, формирование и использование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете осуществлять вљ соответствии сљ требованиями налогового законодательства.
Рассмотрим некоторые варианты такого сближения.
Вариант, предложенный МНС
Согласно статье 313 НК РФ, подтверждением данных налогового учета являются:
- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы.
При этом и статьей 313 НК РФ, и Методическими рекомендациями по применению главы 25 НК РФ* определено, что при исчислении налоговой базы по прибыли:
- под первичными документами понимаютсяљ оправдательные документы, оформляемые в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 ? 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". То есть основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета служат единые первичные документы;
- в качестве регистров налогового учета могут быть заявлены регистры бухгалтерского учета, если порядок группировки и учета обЪектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете.
____
* Методические рекомендации по применению главы 25 "налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утвержденные приказом МНС России от 26.02.02 ? БГ-3-02/98.
____
Таким образом, налоговым ведомством предложен следующий вариант сближения налогового и бухгалтерского учета. Организация анализирует проводимые ею хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким обЪектам учета нужно разработать и утвердить формы регистров налогового учета, необходимые для заполнения налоговой декларации. Она же решает, в каких случаях можно использовать регистры бухгалтерского учета. Например, в качестве базовой формы "Регистра учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату", по нашему мнению, возможно использование справки, прикладываемой к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма ИНВ-17).
Альтернативный вариант
Для реализации этого варианта требуется перестроить бухгалтерский учет. Это нужно для того, чтобы можно было организовать на базе бухгалтерского налоговый учет.љ Как мы уже выяснили, согласно статьям 54 и 313 НК РФ, правомерен расчет налоговой базы на основании бухгалтерских регистров.
Организация сравнивает порядок признания и группировки доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Затем формирует хозяйственные операции следующим образом:
- если порядок совпадает, то налоговая база может быть определена по данным бухгалтерского учета;
- если порядок различен, операция отражается отдельно в регистрах бухгалтерского и налогового учета;
- если операции признаются доходами (расходами) для целей бухгалтерского учета, но не признаются таковыми для целей налогообложения, то в налоговом учете они не отражаются;
- если операции, для которых главой 25 НК РФ установлен особый порядок учета, то в бухгалтерском учете они не отражаются.
Согласно статье 314 НК РФ, ведение налогового учета не запрещает использовать методы бухгалтерского учета, такие как метод двойной записи и метод баланса. Заменяя отдельные регистры бухгалтерского учета, регистрами налогового учета, получаем налоговый баланс. В результате на налоговом счете 99 "Прибыли и убытки" определяются требуемые составляющие налоговой базы.
Н.Г. Журавлева, эксперт АГ "РАДА"
Источник: Аналитическая группа "РАДА"
Начать дискуссию