Налоговый учет дебиторской задолженности

В главе 25 НК РФ указано на необходимость ведения налогового учета. Организации разрабатывают его методику самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. Отметим, что вариант регистров налогового учета, предложенный МНС России, далек от совершенства. Как составлять регистры для учета дебиторской задолженности? Можно ли использовать аналитические регистры бухучета, и в каких случаях? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

В главе 25 НК РФ указано на необходимость ведения налогового учета. Организации разрабатывают его методику самостоятельно с учетом специфики своей деятельности. Отметим, что вариант регистров налогового учета, предложенный МНС России, далек от совершенства. Как составлять регистры для учета дебиторской задолженности? Можно ли использовать аналитические регистры бухучета, и в каких случаях? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Общие принципы организации налогового учета

Налоговый учет - это особый порядок учета доходов (расходов) и момента их признания для исчисления облагаемой прибыли. Ему посвящены статьи 313-333 НК РФ.

Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно с закреплением в учетной политике для целей налогообложения. При этом должна быть обеспечена "прозрачность" формирования показателей налоговой декларации начиная с первичного документа.

Система налогового учета предполагает:

- порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности;

- систематизацию указанных фактов (учет доходов и расходов);

- формирование показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

Итак, с 1 января 2002 года налогоплательщики обязаны формировать налоговый учет, который в отличие от бухгалтерского ведется:

- в аналитических регистрах, то есть обЪекты налогообложения не отражаются по счетам бухгалтерского учета;

- по правилам исчисления прибыли, установленным главой 25 НК РФ, а не Положениями по бухгалтерскому учету.

При этом организация должна иметь набор регистров, в которых накапливаются возникающие доходы и расходы и определен порядок формирования обЪектов налогового учета.

Применение регистров МНС России

МНС России выпустило рекомендации по составлению регистров налогового учета

для исчисления прибыли (далее - Рекомендации)*.

Особо подчеркивается, что эти регистры содержат перечень основных показателей, необходимых для исчисления налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ. Но в то же время авторы уточняют, что предлагаемый перечень регистров неполный. Кроме того, он носит рекомендательный характер. Это означает, что организации с учетом специфики своей деятельности имеют право организовать налоговый учет иным способом, без применения этих регистров. Кроме того, можно внести изменения в предлагаемые МНС России регистры для уточнения отдельных показателей. А также дополнить перечень регистрами, необходимыми для учета операций конкретного вида деятельности.

____

* Информационное сообщение МНС России от 19.12.2001 "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 НК РФ"

____

Напоминаем, что формы аналитических регистров в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще раз подчеркиваем, что перечень регистров МНС России рекомендательный. Отсутствие необходимого регистра или показателя в нем не позволяет при исчислении облагаемой прибыли отступать от требований главы 25 НК РФ.

Напоминаем, что налогоплательщики самостоятельно организуют документооборот и выбирают форму представления налоговых расчетов. Недостающие регистры налогового учета и дополнительные показатели необходимо создавать, опираясь на текст НК РФ. При этом следует учитывать, что формирование данных налогового учета предполагает:

- непрерывность отражения в хронологическом порядке обЪектов учета;

- регистры налогового учета формируются по всем операциям, учитываемым для целей налогообложения.

Регистры, предназначенные для учета дебиторской задолженности, представлены в таблице.

Наименование

группы регистров

Назначение регистра

Регистры для учета дебиторской задолженности

Регистры промежуточных расчетов

Накопление информации о порядке проведения расчетов промежуточных показателей,љ для которых не предусмотрено отдельных строк в декларации по налогу на прибыль

- Учет сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;

- Резерв сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода

Регистры учета состояния единицы налогового учета

Систематизация информации о состоянии показателей обЪекта учета, которые используются более одного отчетного (налогового) периода. Отражение данных о состоянии обЪекта учета на каждую текущую дату и об изменении состояния обЪектов налогового учета во времени

- Регистр движения резерва по сомнительным долгам*;

- Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности

Регистры формирования отчетных данных

Получение значений конкретных строк декларации по налогу на прибыль

- Регистр учета внереализационных расходов текущего периода;

- Регистр учета внереализационных доходов текущего периода*

____

*Регистры, отмеченные курсивом, не представлены в перечне регистров МНС, но по нашему мнению, должны разрабатываться организацией.

____

Приведем примеры заполнения отдельных регистров, предназначенных для учета дебиторской задолженности.

Пример 1

По результатам инвентаризации выявлена сомнительная задолженность покупателей за отгруженную продукцию. Она распределена по срокам погашения. Также выделена задолженность, признаваемая безнадежными долгами.

Регистр налогового учета будет заполнен следующим образом.

Учет сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату

Налогоплательщик: ООО "Поставщик"

ИНН:7702234684

Период с 01.07.2002 по 30.09.2002

Дата проведения инвентаризации

Вид задолженности

со сроком погашения

Сумма безнадежных долгов

Основание возникновения задолженностей, приведенных в графах 2 и 3, сроком

От 45 до 90 дней

Более 90 дней

от 45 до 90 дней

более 90 дней

1

2

3

4

5

6

30.06.02

80 000

13 000

10 000

Договор ? 5

Договор ? 14

 

45 000

57 000

15 000

Договор ? 21

Договор ? 18

 

65 000

20 000

 

Договор ? 7

Договор ? 2

 

90 000

30 000

 

Договор ? 10

Договор ? 15

Итого

280 000

120 000

25 000

   

Заметим, что регистр, предложенный МНС, несколько изменен - итоговая сумма по каждому виду задолженности (строка 6) выделена из перечня строк-показателей. По нашему мнению, такое преобразование не повлияет на формирование обЪекта учета. Регистр в результате принимает более понятный и законченный вид.

 

Пример 2

Воспользуемся данными примера 1. Организация по результатам инвентаризации II квартала 2002 года решила создать резерв по сомнительным долгам. Выручка организации за III квартал 2002 года будет равна 2 400 000 рублей (без НДС).

Заметим, что сумма задолженности, являющаяся основанием для расчета резерва сомнительных долгов, исчисляется путем суммирования половины показателя графы 2љ и показателя графы 3 предыдущего регистра и составляет 260 000 рублей (280 000 рублей : 2 + 120 000 рублей).

10 процентов выручки III квартала равно: 240 000 рублям (2 400 000 рублей х 10%). Поскольку организация имеет право на создание резерва в сумме, не превышающей 10 процентов выручки за III квартал 2002 года, то резерв создается в сумме 240 000 рублей.

Если допустить, что сумма неиспользованного резерва II квартала составила 40 000 рублей, то в составе внереализационных расходов III квартала будет учитываться разница в сумме 200 000 рублей (240 000 - 40 000).

Регистр налогового учета будет заполнен следующим образом.

Расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного периода

Налогоплательщик: ООО "Поставщик"

ИНН:7702234684

Период с 01.07.2002 по 30.09.2002

?

Наименование показателя

Сумма (руб.)

1

2

3

1

Задолженность со сроком погашения от 45, но до 90 дней

140 000

(50% суммы)

2

Задолженность со сроком погашения более 90 дней

120 000

3

Сумма дебиторской задолженности, являющаяся основанием для расчета резерва сомнительных долгов

260 000

4

Выручка от реализации отчетного (налогового) периода

2 400 000

5

10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода

240 000

6

Резерв сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода

240 000

7

Неиспользованный остаток резерва сомнительных долгов предыдущего отчетного периода на отчетную дату

40 000

8

Разница, учитываемая в составе внереализационных расходов отчетного периода

200 000

9

Разница, учитываемая в составе внереализационных доходов отчетного периода

-

Напомним, что формирование резерва по сомнительным долгам происходит в соответствии со статьей 266 НК РФ.

Обращаем особое внимание, что при заполнении этого регистра мы были вынуждены внести изменения в рекомендованный вариант (изменено наименование первой строки регистра). Неточность, допущенную авторами Рекомендаций при формулировке показателей этого регистра, можно охарактеризовать, по нашему мнению, как налоговую ошибку. В частности, формулировка первой строки "Задолженность со сроком погашения более 45, но менее 90 дней" противоречит подпункту 2 пункта 4 статьи 266 НК РФ. В нем срок возникновения сомнительной задолженности, при которой резерв создается в размере 50 процентов от суммы задолженности, обозначен как от 45 дней до 90 включительно. Рекомендации МНС исключили из расчета 45-й и 90-й дни.

Еще одну неясность мы обнаружили при заполнении строки 5 регистра "10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода". Из этого текста не следует, что при расчете резерва используется выручка того отчетного (налогового) периода, на который создается резерв. Если пользоваться терминологией 6 и 7 строк, то следовало бы указать, что используется выручка текущего отчетного периода. В нашем случае, это выручка III квартала.

На примере этих двух регистров, мы показали, что организациям следует осмотрительно применять предлагаемые МНС России регистры и инструкцию по их заполнению. Их можно использовать только как ориентир при разработке собственных регистров. А руководствоваться необходимо положениями НК РФ.

Варианты сближения налогового и бухгалтерскогољ учета

Для снижения трудоемкости учета целесообразно сблизить налоговый и бухгалтерский учет. В этой связи при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения следует выбирать компромиссные с точки зрения трудоемкости варианты учета. Например, формирование и использование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете осуществлять вљ соответствии сљ требованиями налогового законодательства.

Рассмотрим некоторые варианты такого сближения.

Вариант, предложенный МНС

Согласно статье 313 НК РФ, подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета;

- расчет налоговой базы.

При этом и статьей 313 НК РФ, и Методическими рекомендациями по применению главы 25 НК РФ* определено, что при исчислении налоговой базы по прибыли:

- под первичными документами понимаютсяљ оправдательные документы, оформляемые в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.96 ? 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". То есть основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета служат единые первичные документы;

- в качестве регистров налогового учета могут быть заявлены регистры бухгалтерского учета, если порядок группировки и учета обЪектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете.

____

* Методические рекомендации по применению главы 25 "налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утвержденные приказом МНС России от 26.02.02 ? БГ-3-02/98.

____

Таким образом, налоговым ведомством предложен следующий вариант сближения налогового и бухгалтерского учета. Организация анализирует проводимые ею хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким обЪектам учета нужно разработать и утвердить формы регистров налогового учета, необходимые для заполнения налоговой декларации. Она же решает, в каких случаях можно использовать регистры бухгалтерского учета. Например, в качестве базовой формы "Регистра учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату", по нашему мнению, возможно использование справки, прикладываемой к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма ИНВ-17).

Альтернативный вариант

Для реализации этого варианта требуется перестроить бухгалтерский учет. Это нужно для того, чтобы можно было организовать на базе бухгалтерского налоговый учет.љ Как мы уже выяснили, согласно статьям 54 и 313 НК РФ, правомерен расчет налоговой базы на основании бухгалтерских регистров.

Организация сравнивает порядок признания и группировки доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Затем формирует хозяйственные операции следующим образом:

- если порядок совпадает, то налоговая база может быть определена по данным бухгалтерского учета;

- если порядок различен, операция отражается отдельно в регистрах бухгалтерского и налогового учета;

- если операции признаются доходами (расходами) для целей бухгалтерского учета, но не признаются таковыми для целей налогообложения, то в налоговом учете они не отражаются;

- если операции, для которых главой 25 НК РФ установлен особый порядок учета, то в бухгалтерском учете они не отражаются.

Согласно статье 314 НК РФ, ведение налогового учета не запрещает использовать методы бухгалтерского учета, такие как метод двойной записи и метод баланса. Заменяя отдельные регистры бухгалтерского учета, регистрами налогового учета, получаем налоговый баланс. В результате на налоговом счете 99 "Прибыли и убытки" определяются требуемые составляющие налоговой базы.

Н.Г. Журавлева, эксперт АГ "РАДА"
Источник: Аналитическая группа "РАДА"

Начать дискуссию