Когда-то и я контролировал расходы граждан. Мне пришлось заниматься этим довольно бесполезным занятием, во времена моей работы в одной из районных налоговых инспекций в отделе декларирования и взыскания налогов, удерживаемых налоговыми органами, прочих налогов и сборов. Отдел был специально создан для сбора деклараций физических лиц, предпринимателей, для налога на имущества и прочей ерунды, которую платят граждане. Контроль отменили, и все вздохнули с облегчением. Но вдруг белгородские налоговики снова начали пугать контролем за расходами... к чему бы это?
Мне хорошо запомнился тот день, когда контролировать расходы было больше не нужно. Наконец-то, думал я, можно не заниматься всей этой ерундой и не перекладывать бумажки из одной папки в другую. Кажется, контроль за расходами физлиц отменяли с формулировкой «в связи с неэффективностью ». Сейчас я расскажу, как это было.
Сведения приходили только по квартирам. Приходили от нотариусов и из регистрационной палаты, иногда из банков, если человек брал ипотечный кредит. Всё было на бумаге – обычная копия договора. Компьютеры в начале 21-го века использовались, видимо, для чего-то ещё. Машины, предметы роскоши и другие дорогостоящие предметы проконтролировать мы не могли. Предполагалось, что данные о машинах должны поступать из ГАИ, но не поступали, также как и сведения из загсов или данные по земле из земельного комитета. Не поступали по неизвестной причине, но скорее всего причина была одна – всем наплевать.
В общем, оторвавшись от приема деклараций и проверок индивидуальных предпринимателей, я приступал к контролю за расходами. Брал договор на покупку квартиры, смотрел в базу данных и изучал доходы человека. Мы могли проверить только три года, а значит, и смотрели только три года. Ни одной светлой законодательной голове не пришло в голову, что человек мог копить на квартиру и 5, и 10 лет. Издержки системы. Вызывать приходилось почти всех, поскольку из доходов мы видели только справку 2-НДФЛ, а в начале двухтысячных не было ни зарплатных комиссий, ни борьбы с теневыми доходами. Сами понимаете, какие суммы были в этих формах. 5000 рублей казалось огромной официальной зарплатой.
Маразм начинался ещё на стадии "предварительного" контроля. Если, скажем, человек заработал 100 000 000 рублей в 99-м году, а проверяли его в 2002-м, то я обязан был его вызвать. Ведь за три года он на квартиру не набрал. Впрочем, такие случаи были редкими. В основном, денег у людей по справкам не было ни в 1999-м, ни в 1995-м.
Дальше шёл грозный вызов в налоговую инспекцию: явиться, дать объяснения, при себе иметь и т.д.. Люди звонили, спрашивали, а я им подробно рассказывал про контроль, про то, что они обязаны отчитываться и следить за своими доходами-расходами. Больше всего я боялся вопросов: «А что мне за это будет?» и «Что будет, если я не приду?». Ответа на эти вопросы у меня не было, точнее, был ответ, который нельзя было произносить вслух: «Ничего».
Приходилось мямлить что-то... Мол, мы будем проверять, контролировать, запросим сведения. В конце концов, назначим выездную проверку компании, где человек работает. Некоторые на всё это забивали и не приходили вообще. Другие приходили и приносили с собой расписки от родственников и друзей, справки о доходах с 78-го года, сберкнижки и заявления о том, что нашли клад на огороде. Однако чаще всего люди приносили договоры на продажу другой квартиры. В 90% случаев ситуация была более чем банальна. Человек одну продал квартиру, другую купил. Налога в 99% случаев не было – срок владения больше трёх лет. 1% составляли случаи, когда у человека несколько источников дохода и по совокупности зарплат он терял право на стандартный вычет по НДФЛ раньше, чем на основной работе. Мы радостно взыскивали налог в районе 50 рублей, плюс страшные штрафы рублей на 20 и пени в 52 копейки.
Были, конечно, и лохи. Как только им поступал запрос из инспекции, они испуганные прибегали в налоговую и рассказывали про то, что получили доход из-за границы или сдавали квартиру. Им же никто не сказал, что налоговый инспектор при всём желании этих сумм не увидит, а если захочет увидеть, то ему придётся собрать столько подписей, что проще подколоть в дело заявление о том, что деньги на квартиру дала мама-пенсионерка, которая копила их с 1952-го года.
В общем, всё это собиралось, подшивалось, регистрировалось в специальной книжечке с названием «Контроль за расходами граждан», а в конце квартала составлялся в отчёт и благополучно отправлялся в управление. Там тоже очень радовались, когда появлялись суммы в разделе «Доначислено по результатам контроля».
Можно до бесконечности задаваться вопросами, почему приходят сведения о покупке, но не приходят сведения о продаже, почему не дают данные в ГАИ, как контролировать предметы роскоши и т.д. Но главный вопрос заключался не в этом, как мне кажется, а в том, что у налоговой инспекции не было полномочий, их нет и сейчас. Налоговая полиция, тогда ещё существовавшая, просто смеялась, когда ей поступали запросы о подобных проверках, милиция вообще этим не занимались, а налоговики в основном перекладывали бумажки и их полномочия заканчивались на праве предложить человеку подать декларацию.
В контроле за расходами нет ничего ужасного – он существует во многих странах мира. Правда, касается, прежде всего, чиновников. И нет ничего зазорного в том, чтобы спросить у человека на какие деньги он купил дорогую машину или квартиру, если у него оклад 5000 рублей согласно штатному расписанию. У нас нет контроля ни для чиновников, ни для обычных граждан. А если его и возродят, то он снова погибнет в бумажной трясине. Но денег в стране много и пару миллиардов на «контроль за расходами», который принесёт 52 копейки пени, никто и не заметит. Зато сколько пиара…
Меня, как контролёра со стажем, насмешило заявление белгородских налоговиков, о том, что они интересуются дорогими покупками директоров компаний, вызываемых на зарплатные комиссии. По-моему, этим уже никого не запугаешь и, по-моему, это совершенно бесполезно. Как, собственно, и большинство действий, которыми занимается налоговая инспекция.
Начать дискуссию