Налоговая псевдореволюция в малом бизнесе

В Москве прошла всероссийская конференция представителей малого бизнеса. В ней приняли участие не только бизнесмены, но и депутаты Госдумы, представители финансово-кредитных организаций, министерств и ведомств, региональных органов власти и др. Участники конференции были единодушны в том, что налоговая революция, провозглашенная в сфере малого бизнеса, пока не свершилась. Во-первых, необходимо доработать правительственный вариант законопроектов по налогообложению малого бизнеса, во-вторых - предоставить бизнесменам реальную ресурсную поддержку. 82 процента предпринимателей считают, что развитию малого бизнеса мешает 'удушающая' система налогообложения. Пока в Правительстве РФ красиво говорят о всесторонней поддержке малого бизнеса, налоговая нагрузка только увеличивается.

Наталия КОРОЛЬ
http://www.mosbuh.ru/

В Москве прошла всероссийская конференция представителей малого бизнеса. В ней приняли участие не только бизнесмены, но и депутаты Госдумы, представители финансово-кредитных организаций, министерств и ведомств, региональных органов власти и др. Участники конференции были единодушны в том, что налоговая революция, провозглашенная в сфере малого бизнеса, пока не свершилась. Во-первых, необходимо доработать правительственный вариант законопроектов по налогообложению малого бизнеса, во-вторых - предоставить бизнесменам реальную ресурсную поддержку.

82 процента предпринимателей считают, что развитию малого бизнеса мешает 'удушающая' система налогообложения. Пока в Правительстве РФ красиво говорят о всесторонней поддержке малого бизнеса, налоговая нагрузка только увеличивается.

Евгений Примаков, президент Торгово-промышленной палаты РФ:

- Парадоксальность ситуации состоит в следующем. 31 декабря прошлого года, то есть буквально через несколько дней после заседания Госсовета, на котором был провозглашен курс на поддержку малого бизнеса, подписан закон ? 198-ФЗ, который резко ухудшает систему налогообложения для значительной части субЪектов малого предпринимательства.

Данный закон не только значительно увеличил налоговое бремя на малых предпринимателей (в частности, обязал плательщиков ЕНВД уплачивать ЕСН), но сделал неэффективным использование упрощенной системы налогообложения и отчетности. В связи с этим практически все участники конференции выступили с предложениями приостановить действие закона ? 198-ФЗ.

Евгений Примаков:

- Торгово-промышленная палата и общественные обЪединения предпринимателей считают необходимым, чтобы Президент РФ выступил с законодательной инициативой по приостановлению действия указанного закона.

Иван Грачев, депутат Государственной Думы:

- ЕСН для плательщиков единого налога на вмененный доход нужно немедленно отменить, причем задним числом с 1 января 2002 года. У нас уже готовы соответствующие поправки.

Кроме документов, уже вступивших в силу, участники конференции раскритиковали и некоторые законопроекты. В частности, оживленные дискуссии вызвал проект новых глав Налогового кодекса РФ, посвященных налогообложению малого бизнеса.

 

Конструктивная критика

Правительство РФ внесло в Госдуму проекты глав Налогового кодекса РФ 'Упрощенная система налогообложения субЪектов малого предпринимательства' и 'Единый налог на вмененный доход'. Основные положения проектов представлены в таблице.

Законопроект, в том виде, в каком он существует сейчас, ухудшает положение малых предпринимателей.

По мнению Евгения Примакова, нельзя огульно ограничивать численность работающих и суммы доходов для всех сфер малого бизнеса. Необходима четкая дифференциация по отраслям. Иван Грачев раскритиковал правительственный проект еще более резко.љ

Иван Грачев:

- Правительственный вариант законопроекта - это просто ответ на заявление Президента. Правительство хочет, как и раньше, обирать предпринимателей, но придать этому вид доброй акции. Получится опять 'как всегда', то есть даже хуже, чем было.

Иван Грачев предложил проект закона, отличающийся от правительственного варианта. Его основные положения: немедленная отмена ЕСН, добровольный принцип перехода на уплату ЕНВД.

Альтернативный проект глав НК РФ, посвященных налогообложению малого бизнеса, предложил не только Грачев. Фракция 'Яблоко' внесла свой вариант закона 'Об упрощенной системе налогообложения для субЪектов малого предпринимательства'. 'Яблочники' предлагают увеличить годовой оборот предприятий, которые могут применять 'упрощенку', до 30-45 млн рублей. Не отстает от 'Яблока' и партия 'Единая Россия'. Члены этой партии решили внести в Госдуму альтернативный вариант налоговой реформы малого бизнеса. Депутаты считают необходимым ввести для малых предприятий единый пятипроцентный налог с выручки, не устанавливая при этом никаких ограничений по численности работающих. Однако годовой оборот претендента на упрощенную систему должен составлять 30-40 млн рублей. Эту позицию поддержал и председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков.

Российский союз промышленников и предпринимателей (далее - РСПП) направил Президенту РФ письмо. В нем РСПП просит поручить Правительству РФ включить в проект глав НК РФ о налогообложении малого бизнеса поправки, подготовленные предпринимателями. Цель поправок - решить проблему с включением 'упрощенцев' в единую систему учета и зачета НДС, увеличить время действия налогового режима (сейчас оно составляет 2 года), упростить текст законопроекта, исключить ограничения на использование налогоплательщиками 'упрощенки'. Кроме того, РСПП считает необходимым разработать и внести в законопроект типовые формы учета и отчетности, а также методику их заполнения.

Кроме изменения действующей системы налогообложения, участники конференции предлагают развивать систему банковского кредитования малого бизнеса.

Дайте народу денег

На сегодняшний день банковскими кредитами пользуется менее 30 процентов малых предприятий. По мнению участников форума, это связано с тем, что проценты по кредитам высоки, а процедура оформления документов для его получения весьма сложна. Нежелание предпринимателей пользоваться услугами банков обЪясняется и короткими сроками кредитования. Чаще всего банки кредитуют бизнесменов на срок от 3 до 6 месяцев; только 10 процентов кредитов выдаются на срок от 6 до 12 месяцев и всего 4 процента - на срок больше года.

Не все предприниматели могут должным образом обеспечить кредиты. Банки считают самым приемлемым залогом товарно-материальные ценности и недвижимость. Ценные бумаги, включая векселя банков, а также гарантии (в том числе органов власти) банки принимают в качестве залога с большой неохотой. Виноват в создавшейся ситуации Центробанк, который относит кредиты, выданные под залог ценных бумаг, к разряду рискованных.

По мнению банкиров, расширению кредитования малого бизнеса препятствуют высокие риски и дефицит долгосрочных ресурсов. Крупные российские банки, располагающие достаточным количеством долгосрочных депозитов, 'пренебрегают' малыми предпринимателями, предпочитая работать с крупными заемщиками. А зря. Микрокредитование (выдача кредитов на сумму от 100 до 150 тысяч долларов) не только приносит быструю отдачу, но и является одним из самых безопасных видов денежных вложений. Возвратность таких кредитов превышает 90 процентов.

Илья Южанов, министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, заявил о том, что особое внимание властей в этом году именно будет уделено развитию микрокредитования. По мнению министра, на это должна направляться значительная часть средств из федерального центра, а также из бюджетов субЪектов федерации.

Илья Южанов, министр РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства:

- В сфере банковского кредитования будет применяться субсидирование процентных ставок, схемы кредитного гарантирования со стороны государства и взаимного гарантирования внутри бизнес-сообщества.

При государственном кредитном гарантировании упростится процедура выдачи кредита банками, так как вся ответственность за кредит возложена на государство. В свою очередь представители малого бизнеса будут брать кредиты с большей охотой.

Еще одной перспективной формой финансовой поддержки малых предпринимателей, развитие которой поддержит государство, является лизинг. На сегодняшний день это единственный механизм, который позволяет предпринимателям получать инвестиции без значительного обеспечения. Однако участники конференции заметили, что лизинговые компании, работающие сегодня в России, предпочитают иметь дело с крупными и средними предприятиями.

Властям рекомендовано:

По итогам прошедшей конференции была принята резолюция, общий смысл которой сводится к фразе 'Все плохо'. Господдержка малого предпринимательства фактически отсутствует, курс на его развитие не подкреплен законодательно. Делегаты конференции требуют не взимать ЕСН с индивидуальных предпринимателей и плательщиков ЕНВД, Госдуме и Правительству РФ в кратчайшие сроки предложено рассмотреть и принять Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы, федеральным и региональным органам власти принять дополнительные меры по ресурсной поддержке малого бизнеса, используя все ее формы. В резолюции участники конференции просят Президента РФ, Правительство РФ, Госдуму, ЦБ РФ, региональные и местные власти при разработке нормативных актов учитывать Рекомендации, принятые участниками конференции.

В Рекомендациях делегаты конференции приводят конкретные меры, которые должны принять чиновники для спасения малого бизнеса. Среди них: совершенствование механизма кредитования в банковской системе; доработка как действующего законодательства, так и готовящихся проектов, в налогообложении малого бизнеса; снижение расценок, предоставление дополнительных льгот по аренде в сфере имущественной поддержки; утверждение федеральных программ поддержки в сфере лизинговых отношений и т.д.

Остается надеяться, что Рекомендации делегатов третьей всероссийской конференции по малому бизнесу будут учтены теми, для кого они предназначены.

Таблица

Основные положения законопроекта об упрощенной системе налогообложения:

-         Применять упрощенную систему налогообложения могут только организации, годовая выручка которых не превышает 10 млн рублей, а численность сотрудников не больше 20 человек

-         Организация может уплачивать единый налог в размере либо 20 процентов налога на прибыль, либо 8 процентов налога с оборота (по собственному выбору)

-         Организация, уплачивающая единый налог, освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, налога с продаж, ЕСН (за исключением взносов в ПФР - 14 процентов)

-         Уплата 14 процентов страховых взносов в ПФР уменьшает сумму единого налога, но не более чем на 50 процентов от суммы исчисленного налога

-         Упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, имеющие филиалы и (или) представительства

-         Организация может в добровольном порядке решить вопрос о переходе на упрощенную систему налогообложения и отказа от нее

-         Плательщик единого налога обязан использовать кассовый метод определения доходов и расходов

-         Ежеквартально плательщик единого налога уплачивает авансовые платежи, исчисленные исходя из ставки налога и фактически полученных доходов

Основные положения законопроекта о едином налоге на вмененный доход:

-         Применение ЕНВД для предпринимателей, оказывающих бытовые, ветеринарные услуги, автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов (если автопарк не более 20 машин), услуги по ремонту, техобслуживанию, мойке машин, занимающихся розничной торговлей (в магазинах с торговой площадью не более 70 кв. м, с лотков и др.), в том числе горюче-смазочными материалами (до 2005 г.), работающих в общепите (в кафе площадью не более 70 кв. м), является обязательным.

-         Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15 процентов от вмененного дохода

-         Плательщики ЕНВД не уплачивают налог на прибыль, НДС, налог с продаж, налог на имущество.

-         Уплата 14 процентов страховых взносов в ПФР уменьшает сумму единого налога не более чем на 25 процентов от суммы исчисленного налога

-         Плательщики ЕНВД не освобождены от применения контрольно-кассовых аппаратов

Начать дискуссию