Интервью

Общественные коммуникаторы

В последнее время в лексикон подавляющего большинства наших соотечественников вошло понятие «пиар». Стало понятно, что звезды не зажигаются сами по себе. О проблемах российского пиара корреспонденту ИА «Клерк.ру» Александру Саполнову рассказала Мария Ерохова, исполнительный директор и совладелец коммуникационного агентства Presidium Communications.
Общественные  коммуникаторы
Мария Ерохова, исполнительный директор и совладелец коммуникационного агентства Presidium Communications

В последнее время в лексикон подавляющего большинства наших соотечественников вошло понятие «пиар». Стало понятно, что звезды не зажигаются сами по себе. О проблемах российского пиара корреспонденту ИА «Клерк.ру» Александру Саполнову рассказала Мария Ерохова, исполнительный директор и совладелец коммуникационного агентства Presidium Communications.

- Мария, какие основные проблемы российского рынка PR-услуг вы можете назвать? Говорят, что он за последние годы стал более совершенным и сравнялся с другими европейскими рынками. Что происходит на самом деле ?

- Я бы не стала выделять какие-то конкретные проблемы. На сегодняшний день рынок PR-услуг растет, причем растет колоссальными темпами. Новые PR-агентства появляются как грибы после дождя. Пару лет назад PR-сообщество выразило серьезное беспокойство в связи с этим. Было мнение, что скоро количество агентств сравняется с количеством компаний, требующих PR-продвижения. Но это на самом деле смешно! Как говорится, дыма без огня не бывает. Говоря о растущем рынке PR-услуг, мы иногда забываем сказать и о росте спроса на эти услуги.

Что касается сравнения с европейскими рынками, то российский рынок сравнялся, думаю, только по уровню насыщенности, но, к сожалению, не по качеству. Мы почему-то мыслим слишком стандартно. Я имею в виду то, что мы почти не используем неординарный подход к продвижению товаров и услуг, в отличие от наших западных коллег. Помимо этого сейчас у нас довольно много PR- брэндов очень хорошо раскрученных, но, несмотря на громкое имя и присутствие крупных клиентов, качество их работы оставляет желать лучшего. В Европе же агентства просто не позволят себе такого.

- Еще несколько лет назад было четкое позиционирование агентств по роду деятельности  «PR», «реклама», «event» и т.д. То есть именно PR-агентство, рекламное агентство, event-агентство. Сейчас мы все чаще видим определение «коммуникационное агентство». С чем это связано? Значит ли это, что конкурировать только по какому-то одному направлению сейчас стало очень сложно?

- Подобное разделение есть и по сей день. Просто новые агентства предпочитают вести сразу несколько направлений, а те, кто раньше имел узкую специализацию, стараются расширить линейку своих услуг. Но лично я не понимаю ситуации, когда рекламное агентство открывает PR-подразделение. На мой взгляд, лучше все-таки эти два способа продвижения товаров и услуг не смешивать.

Коммуникационное агентство предоставляет различные виды услуг в области общественных коммуникаций. К примеру, позиционируя Presidium Communications как коммуникационное агентство, мы утверждаем, что в перечень наших услуг входит все, что можно подвести под определение «общественные коммуникации». На деле так и есть, хотя мы и определили для себя два основных направления – Public Relations и Investor Relations.

Сейчас удобно быть универсалами. Но это происходит скорее для того, чтобы удержать клиента. Легче сказать, что мы можем почти все, чтобы крупный клиент не ушел к конкурентам только потому, что вы, к примеру, наряду с программой PR-продвижения не сможете предоставить ему услугу по медиапланированию.

- А вообще сильна ли сейчас конкуренция на отечественном рынке PR-услуг? Если да, то по каким направлениям? С кем сложнее конкурировать с сетевыми PR-агентствами или с независимыми?

- Конкуренция достаточно сильная, особенно в области PR. Но ее боятся только слабые и нестабильные компании. Каждый игрок, приходя на рынок, должен рассчитывать свои силы и учитывать особенности этого рынка.

Несколько слабее конкуренция на рынке Event: много игроков, а качественных исполнителей мало. В области GR конкуренцию составляют личные консультанты. При этом, например, для лоббирования интересов на высоком уровне с ними легче работать, чем, допустим, с агентством.

А вот агентств, предоставляющих услуги в области Investor Relations, можно пересчитать по пальцам. Да и специалистов сейчас мало. Рынок очень свежий, даже компании-эмитенты остро ощущают нехватку кадров в этой области. С кем сложнее конкурировать - с сетевыми или независимыми агентствами? Тут сложно сказать, тут есть свои особенности в процессе борьбы за клиента.

- Сейчас направление «public relations» стало модным в качестве специализации в вузах. Многие хотят заниматься пиаром. Не будет ли, по вашему мнению, в скором времени «кризиса перепроизводства» пиарщиков?

- Этот «кризис перепроизводства» я ощущаю уже сейчас. Очень много студентов рвутся работать и получать опыт по этой специальности. Но найти хорошую работу человеку без опыта в PR достаточно сложно. Еще сложнее представить, что будет, когда студенты отучаться и получат свои дипломы.

Правда, могу сказать, что диплом по профессии PR-специалиста не гарантирует успеха на рабочем месте. Здесь очень важны человеческие качества, которые не прилагаются к диплому, например харизма, умение убеждать.

Я, к примеру, образования в области PR не получала. По профессии я экономист-международник с дипломом магистратуры МГИМО. И нисколько об этом не жалею. Зато от своей работы я получаю удовольствие.

А реально ли, на ваш взгляд, уже в зрелом возрасте стать пиарщиком, если человек до этого занимался совершенно другой деятельностью? Скажем, был бухгалтером? И вообще, какие профессионально-личностные качества необходимы человеку, который решил идти в PR? Что самое главное?

Думаю, начать можно в любом возрасте, а вот насколько успешно будет продвигаться работа, все-таки зависит от опыта. Просидев половину жизни за финансовыми отчетами, идти работать в PR-агентство сложно. Некоторые просто не смогут вынести такого напряженного графика: нужно постоянно быть на подъеме, постоянно действовать. И наоборот, как в моем случае: проработав в PR-агентстве, я уже не смогу работать в компании со стороны заказчика, мне просто будет скучно и неинтересно. Ведь это как наркотик!

Легко в PR смогут перейти журналисты, я думаю. Хотя в Америке сложилось четкое разделение труда между пиарщиками и журналистами: последним запрещено «переходить на другую сторону поля». Но у нас в России несколько иная система: многие компании берут на должность PR-специалиста только человека с опытом работы в качестве журналиста, либо с дипломом журфака для того, чтобы пиарщик мог качественно писать  правда, на мой взгляд, целесообразнее все же взять в штат копирайтера.

Что касается профессиональных качеств, то, как я уже сказала, это харизма, уверенность в себе и своих силах. Этот человек должен быть хорошим организатором, разносторонне развитой личностью. Ему нужно уметь находить общий язык как с финансовым аналитиком, фанатеющим от своей работы, так и, к примеру, с бейс–джампером (любителем прыжков с парашютом с неподвижного объекта: высотного здания, башни, моста, скалы). Но все же самое главное – это желание. И все получится!

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть