Интервью

Общественные коммуникаторы

В последнее время в лексикон подавляющего большинства наших соотечественников вошло понятие «пиар». Стало понятно, что звезды не зажигаются сами по себе. О проблемах российского пиара корреспонденту ИА «Клерк.ру» Александру Саполнову рассказала Мария Ерохова, исполнительный директор и совладелец коммуникационного агентства Presidium Communications.
Общественные  коммуникаторы
Мария Ерохова, исполнительный директор и совладелец коммуникационного агентства Presidium Communications

В последнее время в лексикон подавляющего большинства наших соотечественников вошло понятие «пиар». Стало понятно, что звезды не зажигаются сами по себе. О проблемах российского пиара корреспонденту ИА «Клерк.ру» Александру Саполнову рассказала Мария Ерохова, исполнительный директор и совладелец коммуникационного агентства Presidium Communications.

- Мария, какие основные проблемы российского рынка PR-услуг вы можете назвать? Говорят, что он за последние годы стал более совершенным и сравнялся с другими европейскими рынками. Что происходит на самом деле ?

- Я бы не стала выделять какие-то конкретные проблемы. На сегодняшний день рынок PR-услуг растет, причем растет колоссальными темпами. Новые PR-агентства появляются как грибы после дождя. Пару лет назад PR-сообщество выразило серьезное беспокойство в связи с этим. Было мнение, что скоро количество агентств сравняется с количеством компаний, требующих PR-продвижения. Но это на самом деле смешно! Как говорится, дыма без огня не бывает. Говоря о растущем рынке PR-услуг, мы иногда забываем сказать и о росте спроса на эти услуги.

Что касается сравнения с европейскими рынками, то российский рынок сравнялся, думаю, только по уровню насыщенности, но, к сожалению, не по качеству. Мы почему-то мыслим слишком стандартно. Я имею в виду то, что мы почти не используем неординарный подход к продвижению товаров и услуг, в отличие от наших западных коллег. Помимо этого сейчас у нас довольно много PR- брэндов очень хорошо раскрученных, но, несмотря на громкое имя и присутствие крупных клиентов, качество их работы оставляет желать лучшего. В Европе же агентства просто не позволят себе такого.

- Еще несколько лет назад было четкое позиционирование агентств по роду деятельности  «PR», «реклама», «event» и т.д. То есть именно PR-агентство, рекламное агентство, event-агентство. Сейчас мы все чаще видим определение «коммуникационное агентство». С чем это связано? Значит ли это, что конкурировать только по какому-то одному направлению сейчас стало очень сложно?

- Подобное разделение есть и по сей день. Просто новые агентства предпочитают вести сразу несколько направлений, а те, кто раньше имел узкую специализацию, стараются расширить линейку своих услуг. Но лично я не понимаю ситуации, когда рекламное агентство открывает PR-подразделение. На мой взгляд, лучше все-таки эти два способа продвижения товаров и услуг не смешивать.

Коммуникационное агентство предоставляет различные виды услуг в области общественных коммуникаций. К примеру, позиционируя Presidium Communications как коммуникационное агентство, мы утверждаем, что в перечень наших услуг входит все, что можно подвести под определение «общественные коммуникации». На деле так и есть, хотя мы и определили для себя два основных направления – Public Relations и Investor Relations.

Сейчас удобно быть универсалами. Но это происходит скорее для того, чтобы удержать клиента. Легче сказать, что мы можем почти все, чтобы крупный клиент не ушел к конкурентам только потому, что вы, к примеру, наряду с программой PR-продвижения не сможете предоставить ему услугу по медиапланированию.

- А вообще сильна ли сейчас конкуренция на отечественном рынке PR-услуг? Если да, то по каким направлениям? С кем сложнее конкурировать с сетевыми PR-агентствами или с независимыми?

- Конкуренция достаточно сильная, особенно в области PR. Но ее боятся только слабые и нестабильные компании. Каждый игрок, приходя на рынок, должен рассчитывать свои силы и учитывать особенности этого рынка.

Несколько слабее конкуренция на рынке Event: много игроков, а качественных исполнителей мало. В области GR конкуренцию составляют личные консультанты. При этом, например, для лоббирования интересов на высоком уровне с ними легче работать, чем, допустим, с агентством.

А вот агентств, предоставляющих услуги в области Investor Relations, можно пересчитать по пальцам. Да и специалистов сейчас мало. Рынок очень свежий, даже компании-эмитенты остро ощущают нехватку кадров в этой области. С кем сложнее конкурировать - с сетевыми или независимыми агентствами? Тут сложно сказать, тут есть свои особенности в процессе борьбы за клиента.

- Сейчас направление «public relations» стало модным в качестве специализации в вузах. Многие хотят заниматься пиаром. Не будет ли, по вашему мнению, в скором времени «кризиса перепроизводства» пиарщиков?

- Этот «кризис перепроизводства» я ощущаю уже сейчас. Очень много студентов рвутся работать и получать опыт по этой специальности. Но найти хорошую работу человеку без опыта в PR достаточно сложно. Еще сложнее представить, что будет, когда студенты отучаться и получат свои дипломы.

Правда, могу сказать, что диплом по профессии PR-специалиста не гарантирует успеха на рабочем месте. Здесь очень важны человеческие качества, которые не прилагаются к диплому, например харизма, умение убеждать.

Я, к примеру, образования в области PR не получала. По профессии я экономист-международник с дипломом магистратуры МГИМО. И нисколько об этом не жалею. Зато от своей работы я получаю удовольствие.

А реально ли, на ваш взгляд, уже в зрелом возрасте стать пиарщиком, если человек до этого занимался совершенно другой деятельностью? Скажем, был бухгалтером? И вообще, какие профессионально-личностные качества необходимы человеку, который решил идти в PR? Что самое главное?

Думаю, начать можно в любом возрасте, а вот насколько успешно будет продвигаться работа, все-таки зависит от опыта. Просидев половину жизни за финансовыми отчетами, идти работать в PR-агентство сложно. Некоторые просто не смогут вынести такого напряженного графика: нужно постоянно быть на подъеме, постоянно действовать. И наоборот, как в моем случае: проработав в PR-агентстве, я уже не смогу работать в компании со стороны заказчика, мне просто будет скучно и неинтересно. Ведь это как наркотик!

Легко в PR смогут перейти журналисты, я думаю. Хотя в Америке сложилось четкое разделение труда между пиарщиками и журналистами: последним запрещено «переходить на другую сторону поля». Но у нас в России несколько иная система: многие компании берут на должность PR-специалиста только человека с опытом работы в качестве журналиста, либо с дипломом журфака для того, чтобы пиарщик мог качественно писать  правда, на мой взгляд, целесообразнее все же взять в штат копирайтера.

Что касается профессиональных качеств, то, как я уже сказала, это харизма, уверенность в себе и своих силах. Этот человек должен быть хорошим организатором, разносторонне развитой личностью. Ему нужно уметь находить общий язык как с финансовым аналитиком, фанатеющим от своей работы, так и, к примеру, с бейс–джампером (любителем прыжков с парашютом с неподвижного объекта: высотного здания, башни, моста, скалы). Но все же самое главное – это желание. И все получится!

Начать дискуссию