Законопроекты

На подходе — новый закон о бухучете

Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Леонид ШНЕЙДМАН поведал нам, как изменится бухучет в ближайшие годы.

Директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Леонид ШНЕЙДМАН поведал нам, как изменится бухучет в ближайшие годы.

— Леонид Зиновьевич, в последнее время складывается впечатление, что с бухгалтерским учетом происходит нечто революционное. Внесены изменения в некоторые ПБУ, появились также новые Положения по бухгалтерскому учету. И, насколько мы знаем, это еще не все поправки…

— Я бы это революцией не назвал. Идет плановая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы бухгалтерского учета. Основные направления этой работы были определены еще в 2004 году Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу. Все проекты нормативных актов, о которых вы говорите, достаточно долго находились в свободном доступе на сайте Минфина России. Желающие могли изучить их, направить нам свои замечания и предложения, заблаговременно подготовиться к новшествам, которые там содержатся.

— Не меньший интерес, чем проекты ПБУ, вызывает законопроект «О бухгалтерском учете», который недавно был передан на рассмотрение Правительству РФ. Какие самые важные моменты вы, как один из разработчиков, видите в этом законопроекте?

— Цель законопроекта — устранение противоречий и пробелов, которые пока есть в системе регулирования бухгалтерского учета. В работе над ним приняли участие представители как государственных структур — Минфина, МЭРТ, ФСФР, Росстата, Центробанка, так и профессиональных и бизнес-объединений.

Самое важное в законопроекте то, что он обеспечивает последовательное развитие бухгалтерского учета в стране, создает правовые основы выполнения учетом своих важнейших функций. Законопроект определяет четкую систему регулирования бухгалтерского учета, гарантирует права всех участников данного процесса.

Помимо отмеченного законопроект решает ряд важных с точки зрения хозяйственной практики вопросов. Уточняется, как составлять бухгалтерскую отчетность в условиях ликвидации и реорганизации компании. В действующем законодательстве сегодня существует пробел по данному вопросу. Решается такой актуальный вопрос, как использование электронных документов. Снимаются имеющиеся в дейст-вующем законе ограничения в части формирования учетной политики организации.

— В законопроекте сказано, что негосударственные организации, а не органы федеральной власти будут заниматься разработкой стандартов бухучета. Минфин России готов поделиться своими полномочиями?

— Минфин уже давно последовательно реализует идею саморегулирования в сфере бухгалтерского учета. Нет ни одного нормативного акта по учету и отчетности, который предварительно не прошел бы общественного обсуждения. Только в том случае, когда мы видим поддержку проекта бухгалтерского стандарта со стороны профессиональной общественности и деловых кругов, этот проект становится нормативным актом. В противном случае мы продолжаем активный диалог с заинтересованными сторонами в поисках качественного решения. Многие проекты ПБУ или изменений к ним, о которых мы говорили выше, были предложены именно профессиональным сообществом.

— Сам законопроект «О бухгалтерском учете» тоже активно обсуждался с профессиональным сообществом?

— Да. Только по информации, которая поступила к нам, в обсуждении этого проекта приняли участие более 6000 человек. Среди них — практикующие бухгалтеры и аудиторы, финансовые директоры, руководители крупных и малых организаций, научные работники, преподаватели. Все предложения внимательно рассматривались. Благодаря этому первоначальный вариант проекта претерпел существенные изменения. И сегодня любому не ангажированному человеку очевидно, что законопроект имеет самую широкую поддержку.

— Законопроект позволяет обычному бухгалтеру, если он является членом какого-либо профессионального объединения, влиять на стандарты бухучета. Но есть в проекте и не такие приятные нормы. Например, почему главбухов хотят лишить права второй подписи?

— В проекте действительно нет нормы сегодняшнего закона, согласно которой без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными. При подготовке проекта пришли к выводу, что этот вопрос выходит за рамки предмета данного законопроекта. Порядок подписания тех или иных документов, особенно не являющихся учетными, — вопрос не бухгалтерского законодательства.

— Меняются ли требования к тому, как оформлять первичные учетные документы?

— Да, меняются. Мы хотим отказаться от установления государством форм первичных учетных документов. В законопроекте лишь оговариваются обязательные реквизиты таких документов. Они призваны обеспечить данные для учетных записей, доказательную силу документов и возможность последующего контроля. Сама же форма документа, равно как и дополнительные реквизиты, должны разрабатываться самим юридическим лицом. При этом важно, какая техника используется организацией, как построен процесс подготовки и обработки документов, насколько компьютеризирован документооборот. Учесть все эти факторы при подготовке унифицированных форм документов сегодня вряд ли возможно.

— Законопроект вводит обязательные квалификационные требования для главбухов определенных компаний. Для чего это нужно?

— Такие требования предусмотрены для узкого круга главных бухгалтеров. Это главные бухгалтеры так называемых публичных организаций, то есть тех, чьи ценные бумаги торгуются на бирже, кредитных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов. Другими словами, в законопроекте идет речь о тех организациях, которые аккумулируют значительные финансовые ресурсы, в том числе ресурсы огромного числа физических лиц. Думается, что все мы заинтересованы, чтобы во главе таких организаций стояли грамотные специалисты, в том числе высококлассные главные бухгалтеры, ведь именно они готовят для нас финансовую информацию. А на основании этой информации принимаются решения об инвестициях, о покупке или продаже ценных бумаг. Включенные в законопроект минимальные квалификационные требования к главным бухгалтерам — это одна из гарантий качества обращающейся на рынке финансовой информации.

При этом речь идет о самых элементарных требованиях: главный бухгалтер должен иметь необходимые знания и навыки работы, не иметь судимости и являться членом одной из саморегулируемых профессиональных организаций. Представляется, что ничего избыточного в этих требованиях нет.

— Тем не менее появление квалификационных требований к главным бухгалтерам уже стало притчей во языцех. Что сказали представители профессионального сообщества по поводу этих требований во время обсуждений?

— Да, квалификационные требования к главным бухгалтерам стали одной из самых дискуссионных норм законопроекта. Данная норма была введена как раз после общественного обсуждения в ответ на настоятельные призывы бухгалтерского и аудиторского сообщества, руководителей организаций, инвесторов. Вопрос долго обсуждался на разных уровнях. Сегодня в законопроекте представлена, как мне кажется, обоснованная и взвешенная позиция, учитывающая интересы всех сторон.

Начать дискуссию