Бизнес-психология

Умение общаться

Правила делового этикета существуют сотни лет. В России деловой этикет стал возрождаться не так давно, последние 5-7 лет. Поэтому часто молодые бизнесмены и наёмные работники совершают этикетные ошибки в деловом общении. О том, как правильно себя вести на работе рассказывает известный бизнес-консультант Елена Игнатьева.
Умение общаться
Бизнес-консультант Елена Игнатьева.

Правила делового этикета существуют сотни лет. В России деловой этикет стал возрождаться не так давно, последние 5-7 лет. Поэтому часто молодые бизнесмены и наёмные работники совершают этикетные ошибки в деловом общении. О том, как правильно себя вести на работе рассказывает известный бизнес-консультант Елена Игнатьева.

Кто устанавливает правила делового этикета? Как руководитель компании или обычный работник может узнать об их существовании?

Многие считают, что понятие «деловой этики» и «делового этикета» - новые направления в мире бизнеса. На самом деле, уже в начале 16 века во Франции был введен свод законов об этикете, в России, правила этикета, которые очень похожи на современные, были узаконены Петром I в 1709 году. В середине 19 века в Росси был введён Свод правил для купцов, банкиров и других людей, ведущих торговую деятельность. Эти нормы описывали все аспекты морали и этики поведения не только светского общества, но и деловых партнёров.

В советское время в средних школах преподавали основы этики и этикета. Кроме того, в 60-70 годах при аттестации руководящего состава, особенно в сфере услуг, экзамен на знание правил делового общения был обязателен. В 90-е в некоторых ВУЗах России давали навыки делового общения и этикета. Поэтому для людей старше 35-40 лет соблюдение этикетных правил не вызывают особых проблем – они уже так были воспитаны. Исключения могут составлять правила международного этикета, которые имеют некоторые отличия, применительно к каждой стране.

Деловой и светский этикет во многих аспектах пересекаются. Бывает довольно сложно сказать, где заканчивается светский, а где начинается деловой этикет. К примеру, правила вручения визитных карточек одинаковы и там, и там.

К сожалению, в нашей стране с середины 90-х годов и до не давнего времени на правила поведения в обществе смотрели как не нечто не нужно и бесполезно. Поэтому у нас там много молодых людей не знающих элементарных правил приличия, как в повседневном, так и в деловом общении. Молодому поколению, скажем до 25-30 лет, рекомендуется обратить внимание на курсы по этикету, на которых они могут узнать не только основные правила поведения, но и задать интересующие вопросы по этой теме. На таких занятиях довольно подробно разбираются этикетные ошибки и даются соответствующие рекомендации. И конечно, не стоит обходить стороной и специальную литературу, посвященную современному деловому этикету. Особенно в области международного бизнес-этикета.

Вся ли литература одинаково хороша для самообучения?

Я бы рекомендовала нашу отечественную литературу. Российские авторы опираются на наш исторический опыт, на наш менталитет, особенно в части ведения бизнеса. Если мы возьмем переводную книгу, то увидим множество несовпадений с тем, как принято вести себя в России.

Те рекомендации, которые содержатся в иностранно литературе часто неприменимы в нашей жизни.

Вы могли бы привести яркие примеры таких несовпадений?

Индекс индивидуальности, например, для Америки и для России будет очень сильно отличаться. У американцев он гораздо выше. Это говорит о том, что они ориентированы на индивидуальную работу и на личный результат. Кроме того, американцы стараются выстраивать свои отношения на «короткой дружеской ноге», сразу переходя на «ты».

В России люди больше приспособлены для работы в команде, и для нас более применительно выстраивать отношения через «Вы».

Простой пример, если вы работаете в американской компании и чем-то недовольны, то их специалисты советуют прийти к руководителю и выяснить причины недовольства. Причем они советуют с руководством вести себя достаточно жёстко, словно вы общаетесь со своим товарищем.

У нас такой вариант может привести к нежелательному результату, вам могут просто сказать: «Пиши заявление».

К сожалению, молодые люди, которые приходят на семинары, начитавшись переводной литературы, принимают западные правила за постулаты. В результате возникают конфликты и недоумения.

Есть отличия, которые касаются ведения деловой переписки. Школа нашего делового письма основана на долгой проработке каждого послания. На уровне писем в деловой переписке мы никогда не переходим «на ты». Мы можем со своим партнером встречаться, дружить, проводить время в выходные. Но в тоже время, когда мы отправляем ему официальное письмо, то придерживаемся строгих формулировок. В Америке этого нет. Они стараются любым своим действием перевести партнёра в дружеские отношения.

Когда дружеский стиль появляется у нас в деловой сфере, то возникают конфликты и непонимание. Например, один мой знакомый проработал долгое время в Америке в должности топ-менеджера, затем он вернулся в Россию, и стал искать работу. Привыкнув обращаться к своему американскому начальнику на «ты» - «Джонни», в своем письме к потенциальному работодателю он обратился довольно фамильярно: «Дорогой, Николай! Я такой-то, такой-то, замечательный специалист и хочу себя предложить в роли ведущего топ-менеджера вашей компании, потому что я самый одарённый и имею большой опыт работы». Такая форма письма напоминала больше «послание к другу», а не официальное послание. Конечно, дальнейших контактов после того письма не последовало, причем мой товарищ долго думал, почему это произошло.

Хорошо, что нашлась одна фирма, которая ему позвонила и объяснила, почему не последовала ответа на его резюме: «Нашего генерального директора зовут Николай Евгеньевич, которому уже за 50 лет, и он был шокирован вашим фривольным обращением к нему в письме. Николай Евгеньевич даже на переговорах и совещаниях, не позволяет называть себя просто по имени». После того, как мой товарищ составил письмо к российскому работодателю в соответствии с принятыми у нас правилами делового письма – он быстро нашел новое высокооплачиваемое место работы

Должны ли компания регламентировать правила поведения своих сотрудников?

Конечно! Я за то, чтобы компании разрабатывали этический кодекс, в котором были бы прописаны нормы поведения, как для сотрудников внутри компании, так и при взаимодействии с бизнес-партнерами. Конечно, хорошо если у вас в компании найдется человек, разбирающийся в этом вопросе, если нет – лучше обратиться к специалистам в этой области

Какие правила должны быть в подобном «кодексе»?

Эти нормы можно свести к двум-трем постулатам. Первое – взаимное уважение к партнёрам и сотрудникам, причем ко всем, не зависимо от занимаемого положения и возраста. Второе – умение выслушать своего оппонента и вести диалог. Третье – не переходить на личности. Четвертое - не следует выпячивать свое личное «Я».

Какие правила чаще всего нарушают в России?

Люди просто не умеют общаться друг с другом – это самая большая проблема. Фривольное поведение в офисе, неуважение к сослуживцам и подчиненным, а иногда и к клиентам. Довольно часто в наших офисах можно услышать как сотрудники и руководители обращаются к друг другу на «ты» при клиентах, что по правилам делового этикета просто недопустимо.

Еще одна этикетная ошибка – не умение общаться по служебному телефону. В первую очередь нужно помнить о том, что телефон передает все недостатки вашей речи. Если вы жуете, смеётесь, перебираете бумаги - всё слышно в телефонной трубке.

Перед тем как снять телефонную трубку для телефонного звонка – улыбнитесь. Тогда разговор у вас будет легче идти. Перед телефонным звонком обязательно сформулируйте свой вопрос, чтобы речь была выразительна и не возникло заминок.

Обязательно называйте себя, и неважно звоните вы коллегам или своим друзьям на мобильный или на городской телефон. По телефону очень трудно идентифицировать, кто звонит, а это может привести к неприятным недоразумениям.

Если же вы звоните в другую компанию – дополнительно к своему имени и фамилии называйте свою должность и название фирмы.

Появились ли какие-то правила общения в интернете?

На самом деле «Сетикет» появился очень давно. Мы не рассматриваем правила поведения в блогах, чатах или форумах - там существуют свои правила, которые вы, приходя туда, должны соблюдать.

Если мы берём взаимоотношения с нашими бизнес-партнёрами через средства электронных коммуникаций, то я бы рекомендовала придерживаться тех же правил, что и при обычной переписке. Это четкая структура письма, грамотность, уважительные формы обращения в начале и конце письма.

Не забывайте указывать тему и адресата электронного письма. Обязательно подписывайте свои электронные письма, указывая в них свою контактную информацию. На электронные письма, так же как и на обычные, всегда следует отвечать. И если на обычные письма принято отвечать в течение 10 дней, то на электронные – в течение 48 часов. (подробнее о правилах общения в сети читайте в статье Сетикет - Этикет электронной почты или правила написания электронного письма).

Какова роль руководителя в соблюдении этикета всеми сотрудниками компании? Насколько важен пример руководителя?

На все 100 процентов! Компания это - семья, а руководитель – «папа», человек с которого берут пример. Если папа говорит своим детям: «В носу ковыряться - не красиво!», а сам это делает, то дети очень быстро переймут эту некрасивую привычку. И ни какие слова о том, что это плохо не убедят их в обратном: «Папе можно – а значит и нам можно!»

Такая же ситуация возникает и в компании. Если руководитель призывает своих сотрудников к соблюдению правил делового этикета, а сам ведет себя неуважительно по отношению к сотрудникам, клиентам, то через некоторое время и сотрудники начнут вести себя в подобной манере. К примеру, руководитель требует от сотрудников пунктуальности, но при этом сам постоянно опаздывает на совещания, встречи. В результате подчиненные перестают относиться к пунктуальности, как к чему важному и значимому. Не даром же есть поговорка: «Рыба гнеёт с головы».

И обратный пример, если руководитель опрятен, вежлив и корректен, то даже самые неуправляемые сотрудники со временен переймут хорошие манеры. «Людей делает окружение» - это истина, не требующая доказательств.

Поэтому руководитель должен, просто обязан знать правила делового этикета и быть примером для своих сотрудников.

Начать дискуссию

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру
Госзакупки

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс