В этом году образовательные организации, численность работников в которых превышает 100 человек, обязаны представлять декларации в электронном виде. В том случае, если этот показатель меньше, отчетность можно сдавать в электронном виде или на бумажном носителе. Как показывает практика, отчитываться электронным способом удобнее и проще. Да и применить его можно с любого квартала. Поговорим о том, как бухгалтеру образовательной организации признать затраты в налоговом учете.
Признание расходов при общем режиме налогообложения
Для того чтобы сдавать электронную отчетность, нужно заключить договор с организацией – специализированным оператором связи по передаче отчетности в налоговые органы. Кто им является, можно узнать в налоговой инспекции. Дело в том, что оператор связи обязательно должен иметь лицензию на оказание таких услуг.
Итак, организации предстоят расходы:
– по приобретению лицензии на право пользования программой подготовки и шифрования данных;
– на подключение в качестве абонента специализированного оператора связи;
– по абонентскому обслуживанию;
– на оплату доступа в Интернет.
Приобретение права на использование программы
Расходы по приобретению права на использование специальной программы для передачи отчетности в налоговом учете относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Однако признать их единовременно не получится. Это связано с тем, что с 1 января 2006 года Федеральным законом от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ была изменена редакция второго абзаца пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. В настоящий момент из этих формулировок следует, что если сделка не содержит условий о периоде возникновения расходов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
В результате если в договоре не указан срок, в течение которого организация имеет право пользоваться приобретенными программами, то распределить расходы нужно в течение периода времени, который организация самостоятельно установит в учетной политике. Таковы разъяснения финансистов.
По нашему мнению, списать на расходы стоимость этих программ организация имеет право равномерно в течение действия договора с оператором связи. Ведь такой договор организация заключит на определенный срок, а потом может его либо перезаключить на новый срок, либо продлить. Следовательно, пользоваться этими специальными программами она будет в течение определенного срока.
Документальным подтверждением этих расходов будет служить акт сдачи-приемки выполненных работ по установке программ на компьютер, который подписан между представителем организации и представителем оператора связи.
Затраты на подключение в качестве абонента
Плата за подключение в качестве абонента специализированного оператора связи включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ к ним отнесены затраты на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги связи.
Подключение представляет собой разовую услугу по предо-
ставлению доступа к каналам связи оператора. Поэтому на основании подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ их можно признать в расходах единовременно на основании документа оператора связи о том, что подключение произведено.
Расходы на абонентскую плату
Суммы оплаты за абонентское обслуживание также можно включить в состав расходов. Такие затраты признают в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ).
Бывает, что оператор связи включает в договор условие об оплате этой услуги единовременно за весь период действия договора или за какую-либо часть этого срока. В этом случае перечисление соответствующей суммы представляет собой предварительную оплату за услугу, которая будет оказываться оператором постепенно.
При исчислении налога на прибыль организация сможет признать расходы по мере фактического оказания услуг.
Плата за доступ в Интернет
Оплата доступа в Интернет представляет собой дополнительную услугу по отношению к перечисленным выше. Причем организация может уже иметь договор с провайдером, если пользуется Интернетом, а может заключить и новый.
Среди расходов, перечисленных в подпункте 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, есть и расходы за пользование информационными системами – СВИФТом, Интернетом и иными аналогичными системами. Такие затраты признают в расходах при налогообложении прибыли в том же порядке, что и расходы на абонентскую плату специализированному оператору связи.
«Входной» налог на добавленную стоимость
Покупая все перечисленные выше услуги, организация уплачивает соответствующие суммы НДС.
Предъявленная оператором связи в стоимости компьютерной программы сумма налога принимается к вычету организацией на основании счета-фактуры в тот момент, когда она фактически получила право пользования программой (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ). Это право образовательная организация получает на основании акта сдачи-приемки работ по установке программы на ее компьютер. Причем факт перечисления денег продавцу услуг на вычет «входного» НДС не влияет.
В таком же порядке организация принимает к вычету НДС по услугам подключения в качестве абонента специализированного оператора связи.
Суммы НДС, уплачиваемые при перечислении абонентской платы и платы за доступ в Интернет, организация принимает к вычету на основании счетов-фактур по мере фактического оказания этих услуг.
Особенности учета расходов при «упрощенке»
Требования статьи 80 Налогового кодекса РФ сдавать отчетность только в электронном виде на организации, перешедшие на «упрощенку», фактически не распространяются. Ведь это обязаны делать те организации, у которых численность более 100 человек. А вот организации, применяющие «упрощенку», не имеют права вообще применять этот специальный налоговый режим, если численность будет больше 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346. 12 Налогового кодекса РФ).
Однако если организация применяет «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», то она имеет право по собственной инициативе представлять налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи и включать в расходы затраты на приобретение программы для сдачи отчетности и абонентскую плату.
Поскольку такая организация приобретает только право пользования программой, то такие расходы отражаются на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, которым как раз и предусмотрены такие затраты. Отметим, что Минфин России в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/79 почему-то предлагает их учитывать как материальные расходы по подпункту 5 пункта 1 этой статьи.
При исчислении единого налога можно учесть также и абонентскую плату. Она включается в затраты как расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Не возражает против этого и Минфин России. Подтверждением тому служит письмо от 9 октября 2007 г. № 03-11-04/2/250.
Сдача отчетности в электронном виде – что это такое?
Обязанность сдавать налоговую отчетность в электронном виде предусмотрена статьей 80 Налогового кодекса РФ. До 20 января 2008 года все образовательные организации должны были представить в инспекцию сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год (форма отчета утверждена приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. № ММ-3-25/174@). Если по этим данным численность работников превышает 100 человек, организация обязана отчитываться по налогам в электронном виде.
Обратите внимание: представление декларации в электронном виде означает использование именно телекоммуникационных каналов, но никак не носителей информации в виде дискет, оптических дисков или флэш-карт.
Начать дискуссию