НДФЛ

Завистливые взгляды

С точки зрения рынка труда, Москва для близлежащих областей — игрок, которого не переиграть. Лишаясь трудовых ресурсов, которые отправляются на заработки в столицу, регионы теряют и в налоговых поступлениях: ндфл платится по месту работы. Однако регионы не оставляют попыток взять реванш на налоговом поле.

С точки зрения рынка труда, Москва для близлежащих областей — игрок, которого не переиграть. Лишаясь трудовых ресурсов, которые отправляются на заработки в столицу, регионы теряют и в налоговых поступлениях: ндфл платится по месту работы. Однако регионы не оставляют попыток взять реванш на налоговом поле.

Депутаты Московской областной Думы предложили провести эксперимент с налогом на доходы физических лиц. Областные законодатели предлагают перевести жителей Московской, Ленинградской и Тверской области, которые трудятся в столице, на уплату НДФЛ не по месту трудоустройства, а по месту жительства. Местные депутаты уверены, что Москва «объедает» близлежащие регионы и не только высасывает рабочую силу, но и лишает местные бюджеты солидной части налоговых поступлений.

Налог на доходы физических лиц — федеральный, однако затем он делится между федеральным (70%), региональным (25%) и местным (5%) бюджетами. Таким образом, тот субъект Федерации, в котором человек трудоустроен, получает в общей сложности 30% уплачиваемого НДФЛ. Юристы считают такую систему справедливой. «С одной стороны, у гражданина есть формальная прописка по месту жительства, с другой — он давно живет и работает в ином городе и части страны, — рассуждает юрист Юлия Напкунайте. — Но ведь именно по месту своего фактического пребывания работник пользуется общественным транспортом, медицинским обслуживанием и другими благами. А значит, справедливо, если налог поступает в бюджет города, где человек трудоустроен».

Регионы знакомы с подобной аргументацией, но настаивают на своем. Как объяснил руководитель пресс-службы Мособлдумы Виктор Соколов, суть законопроекта «О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей» в том, чтобы для жителей названных регионов ввести взимание НДФЛ не по месту работы, а по месту проживания — по штампу в паспорте. Эксперимент предлагается начать в следующем году, а закончить через три года.

На первый взгляд это может показаться странным, но пострадает от подобного нововведения не столько московский бюджет, сколько столичный бизнес, использующий труд иногородних.

Москве, конечно, будет неприятно потерять часть своих доходов. Примерно половину всех поступлений по налогу на доходы обеспечивают именно жители других регионов, которые сейчас трудятся в столичных компаниях. Но сам НДФЛ дает городу не так много. Всего налоговикам удается собрать около 15 млрд рублей в виде НДФЛ в месяц, что составляет примерно 12% от всех налоговых доходов города. После разделения этой суммы между федералами и муниципалитетами городу достается около четырех миллиардов рублей. При введении новой системы бюджет лишится всего около двух миллиардов рублей в месяц.

Получается, что НДФЛ для Москвы — не бюджетообразующий налог (третье место по сборам после НДС и налога на прибыль), чего нельзя сказать про другие области. В большинстве российских регионов, за исключением разве что нефтедобывающих, налог на доходы является главным и чуть ли не единственным источником средств. Особо отличаются в этом вопросе Ленинградская, Владимирская, Калининградская и Тверская области. Поэтому то, что для Москвы, в сущности, копейки, для соседних областей представляет собой серьезные поступления. Это и становится причиной новых и новых попыток оторвать кусок от столичного «пирога».

Нынешний законопроект — не единственный в своем роде. Предыдущий вариант был предложен на рассмотрение Госдумы в 2006 году, однако провалился «в связи с недостаточным экономическим обоснованием». Регионы−соседи теперь заходят с другого конца — предлагают эксперимент, который, собственно, и позволит потом подготовить то самое искомое обоснование.

За московский бюджет можно быть спокойным: с него не убудет. А вот компании, работающие на столичном рынке и трудоустраивающие иногородних, вполне могут столкнуться с серьезными проблемами. Плательщиком налога является физическое лицо — работник, а налоговым агентом, то есть, по сути, администратором НДФЛ — компания-работодатель. При существующей системе фирма должна перечислять налог, удержанный с зарплаты своих служащих, в тот бюджет, где зарегистрирована фирма. При новой системе бухгалтерия предприятия должна будет готовить отдельное платежное поручение для перевода налога в каждый из регионов.

Например, в фирме трудится десять человек, половина из которых москвичи, а половина прописана в соседних областях. Сейчас ежемесячно фирмой оформляется одно платежное поручение, при новой системе их придется оформлять шесть. А что делать, если в компании три сотни сотрудников? А если три тысячи?

— Крупные организации будут вынуждены держать целый отдел, ежемесячно печатающий сотни платежек в разные регионы, — уверена финансовый директор торговой компании Марианна Никитина. — Ведь это сотни различных расчетных счетов, кодов ОКАТО, банков. Соответственно, ошибок будет в разы больше.

Проблемы могут возникнуть и у рядовых граждан. Например, сейчас связанные с обучением, лечением или покупкой жилья вычеты по НДФЛ человек, работающий в Москве, получает именно в столице. Если налог перевести по месту жительства, то и претендовать на дополнительные льготы работник сможет только в том регионе, где он прописан.

Опрос, проведенный на сайте «Клерк.Ру», показывает, что более 70% компаний не поддерживают идею, высказанную подмосковными законодателями. Согласны перейти на новый порядок лишь около 7% фирм. При этом все без исключения сходятся во мнении, что компании и работнику, по большому счету, должно быть все равно, куда перечисляется налог и как он затем распределяется. На сегодняшний день у самих чиновников есть достаточно возможностей для того, чтобы распределять поступления в бюджет самостоятельно, ведь сведения о доходах ежегодно подаются на каждого служащего и обрабатываются в налоговом органе по идентификационным номерам налогоплательщиков.

Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Александр Коган пояснил «Бизнес−журналу», что на данный момент у законопроекта довольно туманные перспективы, как раз из−за будущих огромных сложностей по администрированию налога. Ведь бухгалтерам организаций — налоговых агентов по НДФЛ придется на каждого сотрудника (жителя Московской, Ленинградской или Тверской области) не только уплачивать налог отдельным платежным поручением, но и подавать отчетность по месту жительства такого сотрудника. Хотя, как уточнил законодатель, после перевода всех без исключения организаций на электронную сдачу отчетности к вопросу уплаты НДФЛ по месту жительства можно вернуться. Впрочем, как заметил директор небольшой компании, электронная отчетность появляется в компьютере не сама собой, поэтому дополнительных административных затрат бизнесу все равно не избежать.

Начать дискуссию