НДФЛ

Порядок распределения имущественного налогового вычета по НДФЛ у родителей имеющих несовершеннолетних детей

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П дает разъяснения о порядке распределения имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении имущества (квартиры) в общую долевую собственность родителей с их несовершеннолетними детьми и признаёт не противоречащим Конституции Российской Федерации абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 N 5-П дает разъяснения о порядке распределения имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении имущества (квартиры) в общую долевую собственность родителей с их несовершеннолетними детьми и признаёт не противоречащим Конституции Российской Федерации абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ (в настоящее время - абзац восемнадцатый).

Содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и в общей системе правового регулирования предполагает право родителя, приобретшего за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета, установленного законом.

Несовершеннолетние дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений НК РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

Исходя из конституционного принципа равного налогового бремени при подоходном налогообложении требуется учет экономического положения не только конкретного налогоплательщика, но и несовершеннолетних членов его семьи. Между тем право на получение в полном объеме имущественного налогового вычета налогоплательщиком, оплатившим за счет собственных средств приобретение совместно с несовершеннолетними детьми в общую долевую собственность объекта недвижимости, в Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено, что приводит к ущемлению прав таких налогоплательщиков.

Родители, имеющие несовершеннолетних детей и расходующие собственные средства на приобретение объектов недвижимости в общую долевую собственность с ними, включая случаи, когда возникновение отношений общей долевой собственности предписывается императивными правовыми нормами, образуют самостоятельную группу налогоплательщиков. В силу конституционного принципа равенства налогообложения, на котором основано законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 3 НК РФ), эта группа налогоплательщиков не может быть поставлена в худшее положение по сравнению с другими плательщиками налога на доходы физических лиц.

Таким образом, абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 августа 2004 года N 112-ФЗ (в настоящее время - абзац восемнадцатый), во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса, а также со статьями 17, 18, 21, 28, 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 54, 56 и 64 Семейного кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как исключающий право родителя, приобретшего за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными расходами в пределах общего размера данного вычета, установленного законом.

Иными словами, родитель, приобретший за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, может воспользоваться правом на получение имущественного налогового вычета по фактически произведенным расходам (без учета процентов по целевым займам/кредитам) но не более 1 000 000 рублей. Причём п. 2 постановления указывает, что данная норма может применяться к аналогичным ситуациям, возникшим у налогоплательщиков до 2005 года.

Для того чтобы получить имущественный налоговый вычет необходимо налогоплательщику подать уточненные декларации на основании статьи 81 НК РФ, в которой предусмотрено право налогоплательщиков представлять в налоговые органы уточненные декларации (расчеты) и это право не ограничено сроком. Таким образом, в случае представления в текущем году налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, налоговый орган не вправе ему отказать в принятии такой декларации (расчета).

В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. По моему мнению, проведение контрольных мероприятий с истребованием документов в отношении поданной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, не возможно.

На основании вышеизложенного, налогоплательщики могут подать уточненные налоговые декларации, для получения имущественного вычета, по налогу доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), начиная с отчетности за период 2005 года.

Автор - заместитель генерального директора ООО «Аудит МСК».

 

Начать дискуссию