Онлайн-кассы

Как сэкономить на «черных ящиках»

Теперь налоговики не регистрируют кассовые аппараты, в которых не установлена электронная кассовая лента защищенная (ЭКЛЗ). Однако большинству фирм не по карману ККМ с таким устройством. Находчивые чиновники придумали способ, как обойти этот барьер...

Алексей ПОПОВ

Теперь налоговики не регистрируют кассовые аппараты, в которых не установлена электронная кассовая лента защищенная (ЭКЛЗ). Однако большинству фирм не по карману ККМ с таким устройством. Находчивые чиновники придумали способ, как обойти этот барьер...

1 июля кассовые машины с ЭКЛЗ (на кассе присутствует литера «К») сменили пассивные кассовые аппараты и фискальные регистраторы (на аппарате – литера «Ф»). Фирмы, купившие новые устройства, уже отметили самые главные их недостатки – это высокая цена, частые поломки и постоянные сбои. Проблемы возникают из-за того, что к процессу внедрения ЭКЛЗ (в народе ее называют «черным ящиком») не готовы ни центры технического обслуживания, ни пользователи. Подготовились только чиновники – они за определенную мзду регистрируют старые аппараты без очереди или задним числом.

Без «черного ящика» теперь нельзя

Инспекторы на местах давно вывесили списки ККМ, которые они больше не регистрируют. Понятное дело, что фирмы, использующие попавшие в этот список аппараты, хотели легализовать их до 1 июля. Получилось это далеко не у всех. Мы решили узнать, каким же образом можно выйти из положения, и побеседовали с Михаилом – столичным бухгалтером, который тоже попал в число опоздавших.

Что за история приключилась с регистрацией касс? – спросил наш корреспондент у бухгалтера.

Как нам рассказали, Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) еще во времена своего процветания придумало некий «черный ящик», который будет записывать все производимые кассой операции. Его якобы нельзя вскрыть, и он не позволит обманывать государство – обнулять кассу, – объяснил Михаил.

Насколько я понимаю, кассы у вас были без этих «черных ящиков», поэтому следовало пройти регистрацию до 1 июля?

Да, нам надо было зарегистрировать четыре кассовых аппарата. Ни у одного из них не было этого устройства. Мы пришли в налоговую 27 июня. Казалось бы, время еще есть. Ан нет. В инспекции нам сказали, что тут очередь и для регистрации нужно приходить

6 июля, то есть приносить аппарат уже с устройством. Между тем оснащение одной кассы «черным ящиком» стоит 150 долларов, да и новые покупать накладно.

Как же вы решили проблему?

В налоговой есть «добрые» люди, которые помогают регистрировать «неусовершенствованные» кассы и сейчас, причем стоит это всего 100 долларов. Экономия в 50 баксов с одного аппарата налицо.

Впереди очередные сокращения списков

С 1 сентября перестанут регистрировать активные системные ККТ. А с 1 октября та же участь ожидает и автономные кассовые аппараты. Пока у фирм есть время, чтобы зарегистрировать кассу из «черного» списка и не покупать эту пресловутую защищенную ленту. А вот если вы опоздаете, придется, как Михаилу, задним числом легализовать машину или покупать новый кассовый аппарат. На прошлой неделе, в четверг, прошел «круглый стол» на тему «Изменения в порядке регистрации ККМ».

Ведущим был Владислав Чернышов, старший государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля и применения ККМ УМНС по г. Москве. И вот что он рассказал.

На сегодняшний день уже запретили регистрировать отдельные модели кассовых аппаратов, и вскоре перечень «неугодных» будет расширен. Но запрет регистрации не обязывает всех переходить со старых моделей на новые. Пока ваша машина не будет исключена из реестра, ею можно пользоваться.

В Москве на данный момент зарегистрировано порядка 330–350 тысяч аппаратов, из них рабочих примерно 200 тысяч. Законодательством установлено, что их можно использовать в течение срока полезного действия. Но как его считать – ни в одном документе не сказано. Ясно только, что он больше гарантийного.

По словам г-на Чернышова, в ближайшее время этот срок либо установят чиновники, либо поручат сделать это заводам.

Куда теперь деваться?

Наш корреспондент попытался узнать мнение Владислава Чернышова о том, что делать человеку, если он приобрел модель, которую исключат из списка разрешенных через пару-тройку дней, а в инспекции за регистрацией выстраиваются огромные очереди. На вопрос чиновник так и не ответил, зато попытался оправдаться: «Сейчас в налоговых инспекциях люди служат недолго – все стремятся найти лучшую работу. А на регистрацию ККМ обычно сажают новичков. Отсюда очень медленная работа».

На самом деле, как говорят бухгалтеры, очереди создают специально, ведь это бывает выгодно: можно заработать на подпольной регистрации. Поэтому проблем у тех, кто придет регистрировать кассы с буквой «Ф» в последние дни срока, будет достаточно.

Можно попробовать договориться, чтобы заявление зарегистрировали раньше срока, а потом принести аппарат для фискализации.

Но чиновники на это вряд ли пойдут, так как при проверке инспекция будет «выглядеть некрасиво в глазах проверяющих». Заявление, конечно, можно послать заказным письмом со всеми необходимыми документами. Но и тут могут возникнуть ошибки: «адрес обратный не тот или еще чего». Поэтому и этот вариант не очень надежный.

Многие не понимают, зачем платить за кассу больше, если у нее в названии стоит буква «К», а не «Ф».

Понятное дело, что выгоднее купить аппарат с буквой «Ф» – хуже он работать не будет. Тем более незащищенность памяти кассы от взлома вряд ли напугает фирму, скорее обрадует.

Выбор очевиден, отсюда и огромные очереди. Поэтому тем, кто купил или собирается приобрести старую модель, можно посоветовать только одно – постарайтесь зарегистрировать машину пораньше. В противном случае вам придется платить за доработку или за обслуживание вне очереди.

А для тех, у кого уже стоят машины с «черными ящиками», процитируем слова Михаила, которые он сказал на прощание: «Говорят, ФАПСИ не только ящик придумало, но и устройство, которое помогает свести его действия на нет. Купи такую штучку и, пожалуйста, обнуляй кассу сколько душе угодно».

Слышали ли вы о том, что с 1 июля регистрируют только те кассовые аппараты, в которых стоит «черный ящик»?

Татьяна Матвеева, бухгалтер ООО «Леон-Н»:

Конечно, я слышала об этом. На днях ездила в налоговую – бухгалтеры только об этом и говорят. Похоже, что за нас решили взяться всерьез. Насколько я понимаю, в новых аппаратах будет вставлен дополнительный чип. Он даст возможность распечатывать Z-отчет каждый час, а не каждый день, как раньше. Ничего себе контроль! Обидно, что придется менять кассы, у нашей фирмы они почти новые. Может, разрешат еще ими попользоваться?

Татьяна Пивоварова, бухгалтер коммерческого банка «Первый Инвестиционный»:

Я в курсе, о чем вы спрашиваете. И я, и другие бухгалтеры озабочены повышенным вниманием властей. Все идет к тому, что скоро шагу нельзя будет ступить без контроля. Конечно, тем, кто работает в открытую, можно не переживать. Зато всем остальным придется попотеть. Двойная фискалка – это очень серьезно. Думаю, что неплохо заработают фирмы, продающие ККМ: новые модели стоят не дешево...

Инна Джергович, главный бухгалтер фирмы «Акватоник»:

Вы не представляете, сколько эмоций вызвало у меня это известие. Сколько же можно все менять и переделывать! Я общалась в налоговой с бухгалтерами – все обсуждают «черные ящики». Кто-то пытается зарегистрировать старые модели. Но в большинстве налоговых огромные очереди, поэтому успеть это сделать невозможно. Я читала в интернете, что со старыми кассами можно работать, пока их не вычеркнут из реестра. Хоть это радует.

Галина Никитенко, главный бухгалтер фирмы «МелРос»:

Я не представляю, как наша фирма будет менять все ККМ, у нас их несколько десятков. Это огромные деньги! Неважно, что на старых машинах еще можно работать. Когда-нибудь из реестра выкинут все аппараты, у которых нет «ящиков». Похоже, что новое веяние коснется всех рано или поздно.

У меня неприятное ощущение, что контроль с каждым годом усиливается. И, как всегда, пострадают честные люди. А тот, кто нечист на руку, всегда найдет лазейку. Сами знаете, как богата талантами наша земля. Умельцы что-нибудь придумают и найдут способ справиться с этой «суперпамятью».

Начать дискуссию