Налоговые проверки

Оцениваем риск налоговых проблем

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплена основная функция налоговиков – контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Налоговики стремятся решать эту задачу не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика. Именно поэтому 30.05.2007 года Приказом ФНС России №ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок, которая предусматривает качественно новый подход к отбору объектов для проведения выездных контрольных мероприятий.

Налоговым кодексом Российской Федерации закреплена основная функция налоговиков – контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Налоговики стремятся решать эту задачу не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика. Именно поэтому 30.05.2007 года Приказом ФНС России №ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок, которая предусматривает качественно новый подход к отбору объектов для проведения выездных контрольных мероприятий.

На основании данной Концепции были разработаны и опубликованы 11 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Так, в зону пристального внимания налоговых органов попадут налогоплательщики, соответствующие одному или более из нижеприведенных критериев:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Декларируя процесс планирования как открытый процесс и публикуя критерии риска, по которым проводится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговой службой обозначены некие правила и ориентиры, при соблюдении которых плательщик получает зону налоговой стабильности.

Таким образом, систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит Вам своевременно оценить налоговые риски (взглянуть на свой бизнес глазами налогового инспектора) и уточнить свои налоговые обязательства.

По материалам ФНС.

Начать дискуссию