Результатом налоговой проверки, как правило, становится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Зачастую налогоплательщик не согласен с этим решением. В какие сроки можно обжаловать решение налоговиков? Какие надо предпринять действия и заготовить документы. Наконец, куда следует обращаться?
Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику широкие возможности по обжалованию решения налоговых органов о привелечении к ответственности. Так, статьи 137 и 138 НК РФ допускают как внесудебное обжалование, так и возможность обратиться с иском в суд.
Жалуемся начальству
Внесудебный порядок обжалования подразумевает подачу жалобы "по служебной лестнице" - в вышестоящую инстанцию.
По результатам выездной налоговой проверки составляется справка, на основании которой в течение двух месяцев издается акт налоговой проверки. Он подписывается должностным лицом инспекции и руководителем проверяемой организации. Заметим, что подписание руководителем акта проверки не означает согласия с отраженными в нем фактами. Акт вручается руководителю организации. В течение двух недель в налоговый орган можно представить возражения по акту в целом или его отдельным частям. Следует заметить, что непредставление возражений не препятствует обжалованию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности.
В возражениях налогоплательщику надо последовательно указать свое мнение по каждому пункту акта налоговой проверки, с которыми он не согласен, со ссылками на нормы права и конкретные документы. Необходимо максимально использовать все слабые стороны акта проверки (нарушение порядка оформления акта; исследование ИМНС материалов за рамками вопросов, указанных в решении о проведении выездной налоговой проверки; отсутствие ссылок на конкретные нормы законодательства; обоснование выводов нормами, не подлежащими применению в данной ситуации и т.д.). Возражения могут быть представлены налогоплательщиком лично либо его представителем непосредственно в канцелярию инспекции (для этого нужно составить в 2-х экземплярах письмо с описью подаваемых документов и один экземпляр - с отметкой канцелярии о принятии документов - оставить у себя), либо отправлены по почте с описью вложения.
Необходимо заметить, что сам по себе акт налоговой проверки обжаловать нельзя, поскольку он не нарушает прав налогоплательщика. В нем только перечисляются выявленные нарушения служащие основанием для принятия решения.
В дальнейшем материалы проверки, в том числе и возражения налогоплательщика рассматриваются руководителем инспекции или его заместителем с участием представителя проверяемого. По результатам рассмотрения акта руководитель инспекции может вынести решение о привлечении к ответственности и направить налогоплательщику требование об уплате налога, пеней и штрафа.
Что делать дальше?
Можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Сделать это надо в течении трех месяцев со дня со дня получения налогоплательщиком решения ИМНС. Но пропуск этого срока не является "катастрофой". Если это произошло по уважительной причине, то, по заявлению налогоплательщика вышестоящий налоговый орган может восстановить срок (ст. 139 НК РФ).
НК РФ не содержит обязательных требований к составлению жалобы. Мы рекомендуем указать в ней реквизиты: налогового органа, в чей адрес направляется жалоба; налогоплательщика, подающего жалобу; инспекции, чье решение обжалуется; обжалуемого решения. В жалобе также отражаются факты, с которыми налогоплательщик не согласен, факты, нарушающие процедуру привлечения к ответственности. Также в жалобе излагаете мотивированную позицию по фактам, с которыми вы не согласны. Жалоба должна быть подписана руководителем налогоплательщика (его представителем). К жалобе можно приложить обосновывающие ее документы. Например, решение о привлечении к налоговой ответственности; акт налоговой проверки; первичные документы, подтверждающие позицию налогоплательщика; иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы (фактически можно приложить материалы, поданные ранее вместе с возражениями к акту).
Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом в месячный срок со дня ее получения. По итогам рассмотрения жалобы в течении месяца выносится решение, о котором в течении трех дней с момента вынесения сообщается лицу, подавшему жалобу.
Если в удовлетворении вашей жалобы отказано вы в праве подавать жалобы дальше по вышестоящим инстанциям. Поскольку специальная процедура не установлена, следует сделать вывод, что жалоба подается в вышеописанном порядке.
Жалуемся в суд
Решение о привлечении к ответственности можно обжаловать и в судебном порядке. При этом существует три варианта судебного обжалования решения инспекции: сразу после принятия такого решения; одновременно с подачей жалобы в вышестоящий налоговый орган; после принятия решения по жалобе. Право выбора - за вами.
При защите своих прав в судебном порядке вы можете потребовать признать недействительным решение о привлечении к ответственности, либо обжаловать действия налоговиков по списанию денег со счета. А можно потребовать признать не подлежащим исполнению инкассовое поручение о списании в бесспорном порядке сумм недоимки и пени. Причем обжаловать можно как требование об уплате налогов, пеней и штрафов, так и решение налогового органа на основании которого вынесены эти требования. Срок для подачи искового заявления устанавливается в 3 года (п.9 постановления Президиума ВАС от 22.12.92 N23).
По содержанию иск практически аналогичен жалобе. Там указываются все доводы, которые налогоплательщику кажутся существенными, а также те, которые он уже использовал при обжаловании решения в административно порядке, если оно имело место. При этом к исковому заявлению нужно приложить копии всех документов, которые каким-либо образом имеют отношение к спору. В данном случае действуют принципы "чем больше, тем лучше" и "документы лишними не бывают". Обязательно надо приложить документы, подтверждающие уплату госпошлины и отправку копии иска в адрес налоговой, акт выездной проверки, возражения по акту, решение о привлечении к налоговой ответственности. Одним из плюсов судебного обжалования решения налоговиков является то, что налогоплательщик может подать в суд ходатайство о запрете списывать со счета организации спорные суммы налогов и пеней. Такое ходатайство можно заявить как при подаче иска, так и после этого.
В ходатайстве следует вкратце описать суть спора, возникшего с инспекцией, указать на незаконность требования об уплате доначисленных налогов. Также надо указать на "бедственное" положение предприятия, к которому, несомненно, приведет списание со счетов предприятия денежных средств, и просить приостановить исполнение решения до разрешения дела по существу. Тем самым налогоплательщик временно обезопасит себя от поползновений налогового органа.
В заключении хотелось бы отметить, что налогоплательщику не следует бояться защищать свои права всеми возможными законными способами. Ведь если вы правы, то свою правоту надо отстаивать
С.В. Рязанов,
налоговый консультант ЮБ "Родичев и партнеры" .
Комментарии
3