Налоговые проверки

Новая эра «фирменных» проверок

Прошедшее в конце марта в Тобольске заседание Госсовета может стать как предвестником радостных перемен в судьбе всего малого бизнеса страны, так и очередным его горьким разочарованием. Все зависит от того, исполнит ли на этот раз власть данные обещания по снижению административного давления на предпринимателей. Иными словами, сумеет ли избранный президент Дмитрий Медведев усилием политической воли заставить многочисленных госконтролеров отказаться от регулярного сбора денежного «оброка» с коммерсантов.
Прошедшее в конце марта в Тобольске заседание Госсовета может стать как предвестником радостных перемен в судьбе всего малого бизнеса страны, так и очередным его горьким разочарованием. Все зависит от того, исполнит ли на этот раз власть данные обещания по снижению административного давления на предпринимателей. Иными словами, сумеет ли избранный президент Дмитрий Медведев усилием политической воли заставить многочисленных госконтролеров отказаться от регулярного сбора денежного «оброка» с коммерсантов.

Контролеров оставят без «сладкого»

Прежде всего следует отметить, что готовящийся вступить в президентскую должность Дмитрий Медведев одно из первых заседаний Госсовета посвятил не чему-нибудь, а проблемам именно малого бизнеса. Это обнадеживает не только представителей делового сообщества, но и всех тех людей, которые давно призывают страну слезть с «нефтяной иглы» и видят альтернативу в диверсифицированной экономике. Впрочем, о ней можно и не мечтать, если не убрать с пути предпринимателей главного врага — чиновника-коррупционера. В полной мере осознавая это, Дмитрий Медведев сделал в Тобольске сенсационное предложение — запретить всем ведомствам, осуществляющим надзорно-контрольные мероприятия, заявляться с любыми проверками в малые фирмы. «Чтобы просто не ходили и денег не вытягивали», — назвал вещи своими именами новоизбранный глава государства. В подтверждение столь резких слов он привел ряд неопровержимых фактов.

— Сегодня, — начал действующий вице-премьер правительства, — надзор за предпринимателями производит 31 ведомство по 45 направлениям. Особое усердие проявляют «доблестные» сотрудники милиции. Они очень широко используют такие формы контроля, которые не основаны на процессуальных нормах.

Например, в областях санитарно-эпидемиологического благополучия, экологии, правил ведения кассовых операций существует более 20 составов административных правонарушений, благодаря чему лишь «белые» затраты малых предприятий составляют около 10 процентов от выручки. «И это только легальные платежи, а общие, естественно, выше», — акцентировал всеобщее внимание Дмитрий Медведев. Он также назвал существующий набор бюрократических препон, которые имеются как на федеральном и региональном, так и на местном уровнях, чудовищным, провоцирующим взяточничество и вымогательство. «Это, конечно, больнее всего бьет по самому малому бизнесу. Фактически людям сейчас бывает просто невыгодно открывать новое дело, налаживать выпуск нового продукта, выходить на рынок с новой услугой», — заявил докладчик. Между тем современная экономика дискредитировавших себя российских чиновников ждать не собирается. Дмитрий Медведев отметил, что скорость производственного цикла сейчас настолько высока, что требуется очень быстро и практически непрерывно обновлять бизнес на основе самых передовых технологий. «Ясно, что в условиях инновационной экономики это должно происходить в считанные дни, а не так, как сегодня это происходит — месяцами», — подытожил он свою речь.

На инспекционном перепутье

Как и следовало ожидать, тему проверок малого бизнеса в своих выступлениях с удовольствием затронули и другие участники Госсовета. Так, губернатор Липецкой области Олег Королев напомнил собравшимся, что Минэкономразвития уже подготовило проект внесения поправок в Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». Согласно данному документу, предлагается, в частности, ввести строгие квоты на проверки, предусмотреть недействительность результатов контроля, проведенного с грубыми нарушениями, а также установить, что результатом первого визита ревизоров для малых компаний должно стать предписание, а не штрафные санкции (в случае если нарушения не угрожают жизни и здоровью граждан). Руководитель самого МЭРТ Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заметила, что из инспекционного кризиса есть два возможных выхода — мягкий и радикальный. В первом случае, по ее словам, можно продолжать постепенное упорядочивание, ограничение и регламентирование проверок. Это и есть описанный Олегом Королевым путь, по признанию Эльвиры Набиуллиной, не слишком эффективный. Второй вариант — «безнадзорный» — был предложен Дмитрием Медведевым, и к нему, уверена глава министерства, мы должны перейти в среднесрочной перспективе.

— Проверяющие обязаны разбирать конкретные случаи, когда произошло нарушение прав, интересов третьих лиц, и в случае установления вины предприятие должно нести строжайшую ответственность, не сравнимую с ныне установленной, — заявила Эльвира Набиуллина.

Только без крайностей

Сами представители малого бизнеса инициативы, озвученные будущим главой государства и руководителем МЭРТ, воспринимают взвешенно. К примеру, член Президиума Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Александр Бречалов считает, что нельзя ударяться в крайности, даже решая столь милый деловому сердцу вопрос, как отмена проверок малого бизнеса. Он отметил, что власть, соглашаясь пойти на столь рискованный шаг, к сожалению, не сможет стопроцентно гарантировать порядочность коммерсантов по отношению к потребителям. В этом смысле Александр Бречалов согласился с директором Департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андреем Шаровым, заявившим, что эта проблема потребует тщательного подхода и всестороннего обсуждения:

— Условно говоря, первый же упавший кран на стройке вызовет бурю негодования у сторонников сохранения ныне существующего количества ревизий. Вот, мол, мы вас предупреждали. Поэтому какой-то уровень контроля надо сохранить, но, быть может, его осуществление можно будет поручить саморегулируемым отраслевым организациям или общественным бизнес-объединениям.

В любом случае государство не должно брать на себя слишком много, уверен эксперт. Нынешнее число проверок запредельно. Александр Бречалов, кстати, согласился с точкой зрения Медведева, что самые большие проблемы предпринимателям причиняют милиционеры, которые «вправе зайти куда и когда им угодно». По данным «ОПОРЫ», именно МВД занимает первое место среди контрольно-надзорных ведомств по объему инспектирования малых фирм, а этого быть не должно.

Чиновникам «подарят» статью

Рассуждая о перспективах совершенствования контрольной деятельности, Александр Бречалов отметил, что удовлетворяться озвученными в Тобольске инициативами ни бизнесменам, ни власть предержащим не стоит:

— Коррупция и взяточничество официальных лиц — глобальная проблема. Поэтому необходима полноценная и комплексная законодательная работа. Так, давно пришло время для принятия поправок в Уголовный кодекс, согласно которым должна быть введена строгая ответственность за преднамеренное нарушение контролерами прав фирм и индивидуальных предпринимателей. Этим периодически грешат представители почти всех надзорных ведомств. И ни для кого не секрет, что та же пресловутая милиция активно участвует в рейдерских операциях.

По мнению эксперта, надо понимать и значимость общественных объединений, которые своим участием в правительственных комиссиях и других структурах, где принимаются реальные решения, смогут обеспечить соблюдение прав «подзащитным» компаниям и коммерсантам.

«Первые ласточки»

Спустя всего пару дней после Госсовета в Тобольске генеральный прокурор Юрий Чайка подписал Приказ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».

Как сообщает пресс-служба госведомства, прокурорам на местах следует акцентировать внимание на пресечении действий представителей государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности, на соблюдении прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении госконтроля, на противодействии рейдерским захватам, рассмотрении заявлений и иных обращений хозяйствующих субъектов.

Генеральный прокурор потребовал также повысить эффективность мер прокурорского реагирования, в том числе уголовно-правового воздействия, по защите прав предпринимателей от поборов и вымогательства со стороны должностных и иных лиц, организованных групп либо преступных сообществ.

При выявлении фактов коррупции со стороны должностных лиц прокуроры должны направлять материалы в подразделения, уполномоченные надзирать за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Глас народа

Надежда на то, что отмена проверок позволит вздохнуть полной грудью малому бизнесу, живет и в сердцах рядовых предпринимателей. Так, по мнению консультанта компании «Сервис-Плюс» Татьяны Пчеляковой, можно лишь приветствовать предоставление предприятиям возможности расти и вставать на ноги, не становясь при этом невольным донором для проверяющих учреждений:

— На моих глазах из-за набегов контролеров был закрыт, к примеру, небольшой салон красоты, а ведь таких случаев море. Хозяину заведения просто не хватило выручки на то, чтобы покрыть еще и эти «накладные» расходы.

Подняла консультант и еще одну очень важную проблему. По ее словам, занимаясь сокращением объема ревизий, государству не стоит забывать, что контакт с представителями контрольно-надзорных учреждений неизбежен на самом первом этапе — открытии бизнеса. Татьяна Пчелякова считает важным, чтобы усеченные в правах инспекторы не перенесли свои усилия и материальные притязания на этот уровень.

— Иначе предложенная Дмитрием Медведевым мера останется лишь красивым, но бесполезным жестом, — отмечает она.

Комментарии

1
  • Рюречка
    И кто в это верит?