Интервью

Российский сервис - terra incognita

К сожалению, в России сервис пока не успевает за стремительным ростом бизнеса. Однако в условиях наметившейся конкуренции именно качественный сервис может стать преимуществом компании на своем рынке. О том, какие технологии для этого можно использовать, корреспонденту ИА «Клерк.ру» Александру Саполнову рассказала ведущий консультант консалтинг-центра «ШАГ» Екатерина Денисова.
Российский сервис - terra incognita
Ведущий консультант консалтинг-центра ШАГ Екатерина Денисова

К сожалению, в России сервис пока не успевает за стремительным ростом бизнеса. Однако в условиях наметившейся конкуренции именно качественный сервис может стать преимуществом компании на своем рынке. О том, какие технологии для этого можно использовать, корреспонденту ИА «Клерк.ру» Александру Саполнову рассказала ведущий консультант консалтинг-центра «ШАГ» Екатерина Денисова.

Екатерина, как вы думаете, проблема качественного отсроченного сервиса в нашей стране действительно настолько актуальна, как об этом говорят, или все-таки она преувеличена?

Эта проблема действительно в последнее время ощущается особенно остро. Производители и исполнители не успевают за отделами продаж и магазинами, научившимися достаточно неплохо продавать товары и услуги. В настоящее время выполнение многих услуг, в том числе и продаж, совершается в отсроченном режиме: после того как договор на услугу заключен или продажа товара совершена, задача компании – выполнить обещанное, то есть гарантировать ему некий сервис. Однако плохо отлаженные бизнес-технологии на фоне постоянно увеличивающихся масштабов операций проводят к «завалам» в работе компании по выполнению обещаний или, точнее, обязательств по договору с потребителем.

Но у клиента ведь могут быть какие-либо рычаги воздействия на «задумчивых» подрядчиков?

Дело в том, чтомногие услуги перед выполнением требуют 100% предоплаты  это практически лишает потребителя возможности отказаться от совершенной сделки, когда подрядчики не спешат с выполнением обязательств. Мы сами сталкивались с такими проблемами, когда покупали бытовую технику, мебель, оформляли кредитные и дебетовые карты, обслуживали гарантийные машины у официальных дилеров и так далее. Сегодня любой рядовой потребитель может продолжить список недобросовестных исполнителей.

Приведем показательный пример из нашей практики. Так, к нам обратился за помощью один из постоянных клиентов  владелец сервисной компании. Если честно, таким разъяренным мы его еще не видели. Оказалось, что после того, как крупномасштабная рекламная акция не дала ожидаемых результатов, он не поленился  и лично обзвонил десяток клиентов, которые обращались в компанию. Выяснилось, что все они глубоко разочарованы. Одного не соединили с нужным специалистом. Второму обещали уточнить и перезвонить – и не перезвонили. С третьим невежливо разговаривали. Четвертому показалось, что собеседник не знает ответов на его вопросы. И так далее.

Как же руководству бороться с таким обращением персонала с клиентами? Есть рецепты?

Во-первых, в компаниях должны быть прописаны простые и понятные стандарты общения с клиентами  прежде всего неудовлетворенными, разозленными. Во-вторых, эти стандарты должны максимально эффективно работать. Хорошую помощь в овладении регламентом способна оказать так называемая «личная книга сотрудника», где на немногочисленных простых картинках с лаконичными подписями (реверанс в сторону возможностей человеческой памяти) описаны правила взаимодействия с клиентами.

Однако простого знания специальных стандартов недостаточно  необходим контроль их выполнения. И если контроль фронт-офиса руководителями компаний уже более-менее налажен, то работа с жалобами – практически terra incognita.

Вместе с тем одним из действенных способов контроля может стать нехитрая автоматизированная система, с эффективностью которой мы впервые столкнулись, работая с одним из операторов связи. Ее механизм прост. Приходя на работу, сотрудник службы клиентской поддержки открывает страничку «книги», где прописаны его действия в случае обращения клиента. Система запускается, как только раздается телефонный звонок: оператор регистрирует в системе так называемый «Trouble ticket», и каждое следующее действие по решению проблемы абонента фиксирует в этом «билете». И так шаг за шагом, пока проблема клиента не будет решена, после чего «Trouble ticket» снимается с учета. Если срок решения проблемы абонента превышает допустимый нормативом, оператор получает выговор за темп работы; если скорость решения проблемы высока, оператор получает бонус. Сегодня такие системы зарекомендовали себя в интернет-магазинах, сервисных и инжиниринговых компаниях, даже в турагентствах.

Другим успешным механизмом борьбы с нерадивыми исполнителями сервиса может стать система «внутренний клиент», которая при кажущейся простоте подразумевает тонкую технологическую настройку. Ее преимущество в том, что при систематическом и правильном применении этот «инструмент» позволяет проследить динамику во взаимодействиях подразделений и выявить проблемные места, требующие более пристального внимания. Система «внутренний клиент» снимает большое число конфликтов, лечит отдельных руководителей от «звездной болезни», меняет корпоративную культуру организации  она становится более ориентированной на конечный результат и на тех сотрудников, которые его обеспечивают.

Исходя из вашего опыта, что главнее в работе с претензиями  стандарты общения или механизмы контроля?

Самое главное, чтобы в компании был человек, которому по-настоящему не безразлично горе простого потребителя. Раньше в организациях такими людьми были сами владельцы или иностранные менеджеры. Одних к качеству обслуживания клиентов подталкивало желание сделать компанию самой-самой, других – опыт работы в западных сетях и абсолютная уверенность в своих идеалах. Однако со временем первые лица были вынуждены передавать общение с клиентом в руки наемных отечественных менеджеров. Это очень сказалось на исполнении изначально высоких стандартов.

Как показывает наша практика, все механизмы будут давать сбой, если в компании нет человека, который очень сильно хочет, чтобы клиентов обслуживали хорошо и качественно. Этот сотрудник не должен бояться быть жестким, непопулярным и плохим в глазах своих подчиненных.

Одним словом, в любой компании качественного обслуживания клиента можно добиться исключительно при наличии в ней сильного руководителя, реально в этом заинтересованного. Только тогда начинают эффективно работать все механизмы и технологии, «заточенные» на успех компании.

Начать дискуссию

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

1
АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Интересные материалы

ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов