Налог на прибыль

Налог на прибыль "по новому": что ожидает налогоплательщиков.

24 мая 2002 г. наконец-то были приняты в третьем чтении поправки к Налоговому кодексу, которые позволят налогоплательщикам уже сейчас приступить к расчету налога на прибыль за полугодие 2002 г. Причем закон имеет обратную силу и применяется с 1 января 2002 г. (за некоторыми исключениями). Хотя законодателем и было заявлено, что внесенные поправки носят юридический характер, многие нормы изменили свое содержание по существу.

24 мая 2002 г. наконец-то были приняты в третьем чтении поправки к Налоговому кодексу, которые позволят налогоплательщикам уже сейчас приступить к расчету налога на прибыль за полугодие 2002 г. Причем закон имеет обратную силу и применяется с 1 января 2002 г. (за некоторыми исключениями). Хотя законодателем и было заявлено, что внесенные поправки носят юридический характер, многие нормы изменили свое содержание по существу.

Самые важные изменения коснулись четырех вопросов, постоянно будораживших бухгалтеров и налоговых консультантов.

Во первых, отменены какие-либо нормативы учету в целях налогообложения расходов на ремонт основных средств. Причем статья 260 НК РФ, ранее лимитирующая включение указанных расходов в расходы текущего периода, полностью переписана. Цитируем : "Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены в размере фактических затрат". Поэтому налогоплательщикам, которые в 1 квартале 2002 г. учли расходы на ремонт в ранее действующем порядке, могут уже сейчас принять их для целей налогообложения прибыли в полном размере.

Во вторых, изменен порядок учета санкций по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. В первой редакции НК РФ был предусмотрен порядок, обязывающий налогоплательщиков самостоятельно исчислять доходы (расходы) исходя из сумм санкций, предусмотренных договором и даты неисполнения какого-либо обязательства контрагентом, причем вне зависимости от того, предЪявлена ли соответствующая претензия контрагенту, признал ли он ее, есть ли судебное решение, присуждающее выплатить эти средства и т.п. В такой ситуации налогоплательщик должен был бы уплачивать налог с санкций по гражданско-правовым договорам, даже еще не признанных должником или присужденных судом. Согласно пп. 3 ст. 250 НК РФ и пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в новой редакции признаются внереализационными доходами или расходами суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также доходы и расходы в виде сумм возмещения причиненного ущерба, признанные должником или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.

В третьих, уточнен порядок постановки на налоговый учет обЪектов основных средств, приобретенных (созданных) до 1 января 2002 г., и расчета амортизации по таким основным средствам. Теперь в налоговом учете указанные обЪекты основных средств учитываются исходя из их восстановительной стоимости с учетом переоценок, а амортизация рассчитывается исходя из остаточной стоимости амортизируемого имущества по состоянию на 1 января 2002 г. и оставшегося срока полезного использования. Такой срок определяется как разница между фактическим сроком эксплуатации основного средства и сроком, установленным налогоплательщиком самостоятельно исходя из Классификации основных средств. Причем в случае, если вновь установленный срок меньше срока фактической эксплуатации обЪекта основных средств, налогоплательщику следует обЪединить такое имущество в отдельную амортизационную группу и установить собственный срок, в течение которого будет начисляться амортизация, но не менее семи лет.

В четвертых, определен алгоритм расчета налоговой базы переходного периода и сроков уплаты налога на прибыль, определенного по такой базе. Принципиально сохранены многие положения прежнего порядка перехода к новой системе налогообложения, однако внесена масса уточнений и изменений, которые направлены на то, чтобы как можно подробнее рассказать налогоплательщикам, как рассчитать налоговую базу переходного периода. Причем есть приятные изменения, например, стоимость остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженных (выполненных), но не реализованных товаров (работ, услуг), определяется по состоянию на 31 декабря 2001 г. в соответствии с ранее действующим порядком, то есть исходя из данных бухгалтерского учета (а не в сумме прямых расходов, как это предполагалось раньше).

В то же время не очень хорошей вестью является то, что налоговая база переходного периода рассчитывается отдельно от базы текущего налогового периода (в предыдущих редакциях, подготовленных к первому и второму чтению, их предполагалось обЪединить) и имеет свой собственный финансовый результат. Если при определении налоговой базы переходного периода будет получен убыток, налогоплательщики не смогут учесть его при налогообложении прибыли текущего периода (и вообще никогда). Особенно в плохое положение попадают те организации, которые ранее вели учет "по отгрузке", поскольку наверняка получат убыток (вследствие отсутствия достаточной суммы доходов переходного периода).

Если же при определении налоговой базы переходного периода результатом будет прибыль, налогоплательщикам следует уплачивать исчисленный по такой базе налог в следующем порядке:

  • 10% суммы налога - равными долями в течение 2002 г.;
  • часть налога в размере от 10 до 70% - равными долями в течение 2003 - 2004 г.г.;
  • оставшаяся часть налога - равными долями в течение 2005 - 2006 г.г.

Кроме того, произошли и другие важные изменения, в частности:

  • изменены сроки уплаты налога на прибыль, причем для всех категорий налогоплательщиков (кроме налоговых агентов при выплате некоторых доходов) установлен единый срок уплаты налога - 28 число (включая налогоплательщиков, уплачивающих любые авансовые платежи и платежи по итогам налогового периода);
  • для налогоплательщиков, перешедших на ежемесячную уплату авансовых платежей (по итогам предыдущего месяца) установлен новый налоговый период - месяц, поэтому теперь им придется отчитываться по налогу на прибыль ежемесячно (ранее они могли это делать ежеквартально);
  • уточнены нормы расходов на рекламу, причем нормируются только те расходы, которые специально не оговорены НК РФ. Одновременно в состав расходов на рекламу, учитываемых при налогообложении прибыли без ограничений, включены изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации;
  • введено два новых резерва: на ремонт основных средств и оплату отпусков и ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • изменен порядок определения прямых и косвенных расходов, а также порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных.

В данной статье автор не ставит целью прокомментировать все изменения, произошедшие в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль. Более подробную информацию об учете налога на прибыль всегда можно получить на личном сайте автора www.econ-profi.ru. Подробный алгоритм расчет налога на прибыль (с учетом происходящих изменений) всегда можно получить на семинарах, проводимых Консалтинговой группой "Экон-Профи".

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    к сожалению, мария анатольевна права. дума, приняв в третьем чтении поправку к 25 главе нк рф, которая не дает права налогоплательщикам учесть убытки так называемого переходного периода, совершила ошибку, приняв эту антиконституционную норму, ухудшив задним числом положение налогоплательщиков. остается надеяться на верхнюю палату и на правовое управление президента рф, неужели они (особенно правовое управление администрации президента) подставят президента, подсунув ему на подпись антиконституционный вариант закона?
    кузнец.