Вопрос: Адвокат осуществляет деятельность в адвокатском кабинете. Все расчеты, связанные с адвокатской деятельностью, производятся через открытый адвокатом расчетный счет в банке. Подлежит ли включению в состав расходов, связанных с осуществлением адвокатской деятельности, комиссия банка за ведение указанного банковского счета и за оформление расчетных документов о списании денежных средств со счета? Может ли адвокат включить в состав расходов сумму ЕСН, исчисленного и уплаченного за предыдущий год?
Каков порядок представления заявления о предполагаемом доходе?
По каким ставкам исчисляется ЕСН с налоговой базы адвокатов?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения ЕСН для адвокатов признаются доходы от профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Согласно пункту 3 статьи 237 Кодекса налоговая база по ЕСН налогоплательщиков-адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом должно быть документально подтверждено осуществление расходов именно в целях адвокатской деятельности, а не какой-либо иной деятельности или в личных целях.
Право адвоката, учредившего адвокатский кабинет, на открытие счетов в банках закреплено в пункте 4 статьи 21 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ).
Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Пунктом 2 статьи 54 Кодекса установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации. Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден совместным приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430.
Комиссия банка за ведение банковского счета, используемого для получения доходов от адвокатской деятельности, а также за оформление расчетных документов о списании денежных средств с указанного счета учитывается адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, в составе прочих расходов, связанных с осуществлением адвокатской деятельности.
Таким образом, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, в целях исчисления ЕСН вправе включить в состав расходов, связанных с извлечением доходов от адвокатской деятельности, затраты на оплату услуг банка в виде комиссии за ведение банковского счета, используемого для получения доходов от адвокатской деятельности, и за оформление расчетных документов о списании с него денежных средств.
Действующим законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено исключение из налоговой базы по конкретному налогу за текущий, отчетный (иной) период суммы этого налога, начисленной за предыдущие периоды времени, а также авансовых платежей по налогу.
Согласно пункту 3 раздела IV Порядка заполнения формы налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой (приказ Минфина России от 17.12.2007 № 132н), по строке 200 отражаются расходы налогоплательщиков, связанные с извлечением доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
Таким образом, при заполнении строки 200 налоговой декларации по ЕСН адвокатами в состав расходов, связанных с извлечением доходов, не включаются суммы ЕСН (авансовые платежи по налогу и сумма, причитающаяся к доплате за истекший налоговый период по сроку уплаты не позднее 15 июля следующего года), исчисленные и уплаченные в рамках профессиональной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 244 Кодекса расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период, указанной в налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту жительства адвоката не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 244 Кодекса, если адвокаты начинают осуществлять свою профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода, они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления своей деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период по установленной форме (приказ Минфина России от 17.03.2005 № 42н "Об утверждении формы заявления о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, и Рекомендаций по его заполнению"). При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Учитывая изложенное, заявление о предполагаемом доходе подлежит представлению в налоговый орган один раз при начале осуществления профессиональной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 241 Кодекса ставки налога, установленные в этом пункте, применяются в случае, если иное не предусмотрено пунктом 4 данной статьи.
Учитывая имеющуюся в пункте 3 статьи 241 Кодекса отсылочную норму, расчет авансовых платежей по ЕСН для адвокатов, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, должен производиться по ставкам, установленным для данной категории налогоплательщиков в пункте 4 указанной статьи.
Вопрос: Должен ли частнопрактикующий нотариус при исчислении единого социального налога исключать из налоговой базы по налогу неполученные им нотариальные тарифы за совершение нотариальных действий с льготными категориями юридических и физических лиц? Учитывается ли при налогообложении данным налогом Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 237 Кодекса налоговая база по ЕСН для нотариусов определяется как сумма доходов от профессиональной деятельности, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Кодекса.
Согласно статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом частью 4 статьи 22 Основ установлено, что льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
Льготы при обращении за совершением нотариальных действий в виде освобождения от уплаты государственной пошлины установлены статьей 333.38 Кодекса. Там же поименованы категории юридических и физических лиц, на которых распространяются данные льготы.
Денежные средства в виде нотариальных тарифов, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, за совершение нотариальных действий, являются доходом от его профессиональной деятельности.
С льготных категорий юридических и физических лиц за совершение нотариальных действий нотариальный тариф частнопрактикующим нотариусом не взимается. Поэтому от совершения указанных действий у нотариуса доход от профессиональной деятельности отсутствует.
Минфин России в письме от 18.03.2005 № 03-05-01-03/21 разъяснил, что сборы за совершение нотариальных действий устанавливаются в рамках публично-правовых отношений, предусматривающих, в частности, государственное регулирование ценообразования в нотариальной сфере. Размер тарифов, обеспечивающих финансирование деятельности нотариата, в том числе возмещение расходов частнопрактикующих нотариусов, уплату ими налогов и других обязательных платежей, устанавливается исходя из принципа, в соответствии с которым нотариальные действия с низкой стоимостью либо полностью освобожденные государством от уплаты тарифов, "субсидируются" за счет иных нотариальных действий с высокой стоимостью.
То, что для определенной категории налогоплательщиков нотариальные действия совершаются на льготных условиях, учитывалось государством при определении размеров нотариальных тарифов. То есть предусмотренные законодательством льготы по уплате нотариальных тарифов компенсируются государством при установлении размеров этих тарифов, взимаемых с остальной части плательщиков, или за иные нотариальные действия.
При расчете ЕСН частнопрактикующим нотариусом льготный тариф за совершение нотариальных действий также не может рассматриваться в качестве расходов, связанных с извлечением доходов от профессиональной деятельности. Такая норма в действующем законодательстве отсутствует.
Вместе с тем, при определении налоговой базы по ЕСН частнопрактикующих нотариусов наряду с расходами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусами получено вознаграждение, полностью принимаются к вычету те расходы, которые фактически произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины (нотариального тарифа).
Учитывая вышеизложенное, частнопрактикующий нотариус не вправе компенсировать неполученные доходы от совершения нотариальных действий в отношении льготных категорий физических и юридических лиц за счет уменьшения платежей по ЕСН путем включения в состав расходов от профессиональной деятельности суммы льготного нотариального тарифа при исчислении данного налога.
Что касается Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», то подпункт «а» пункта 3 данного документа определял порядок формирования расходов нотариуса, занимающегося частной практикой, при исчислении им подоходного налога. К расчету ЕСН данное Постановление отношения не имеет. Кроме того, подпункт «а» пункта 3 Постановления в соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 № 127-ФЗ утратил силу с 1 января 2005 года.
Вопрос: Организация эксплуатирует суда, принятые в аренду по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера), зарегистрированные в Российском международном реестре судов. Облагаются ли единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией – арендатором по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу членов экипажа этих судов, а также персонала, осуществляющего управление компанией?
Ответ: Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 236 Кодекса предусмотрено, что указанные в пункте 1 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно пункту 485 статьи 270 главы 25 «налог на прибыль организаций» Кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее – РМРС).
При этом в соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей главы 25 Кодекса под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
Глава 25 Кодекса не содержит определение «судовладельца». В этом случае, руководствуясь пунктом 1 статьи 11 Кодекса, необходимо использовать определение, которое дано в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ).
Согласно статье 8 КТМ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Как указано в вопросе, организация эксплуатирует теплоходы, принятые в аренду по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера). На основании статьи 8 КТМ организация, эксплуатирующая теплоходы от своего имени по договору бербоут-чартера, признается для целей налогообложения судовладельцем.
Таким образом, в части деятельности организации, связанной с эксплуатацией арендованных по договору бербоут-чартера теплоходов, зарегистрированных в РМРС, налоговая база по налогу на прибыль организаций не формируется.
В этой связи, на суммы выплат и иных вознаграждений, начисляемых по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу членов экипажа и персонала, осуществляющего управление компанией, пункт 3 статьи 236 Кодекса не распространяется, и такие выплаты подлежат обложению ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
Вопрос: Каков порядок налогообложения ЕСН компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выплачиваемых вместо выдачи молока?
Ответ: Пунктом 2 статьи 238 Кодекса установлено, что не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
С 14.10.2007 в соответствии со статьей 222 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.10.2007 № 224-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 Трудового кодекса Российской Федерации) (далее – ТК РФ) выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Выплата данной компенсации осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Поскольку статья 222 ТК РФ допускает замену выдачи молока выплатой соответствующей денежной компенсации, то такая выплата единым социальным налогом не облагается.
Вопрос: Каков порядок налогообложения ЕСН выплат, производимых педагогическим работникам в целях содействия их обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, если целевое использование данных выплат не подтверждено документально?
Ответ: В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (далее – Закон № 3266-1) установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. При этом педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа местного самоуправления в устанавливаемом им размере.
На основании изложенного, ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая педагогическим работникам для обеспечения книгоиздательской продукцией в пределах норм, установленных Законом №3266-1, не подлежит обложению ЕСН. При этом работник должен представлять соответствующие документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий.
При отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат теряется их компенсационный характер, и они подлежат налогообложению ЕСН на общих основаниях.
По материалам ФНС.
Начать дискуссию