Точный текст уточняйте по предстоящим изменениям. (на основании выступления Миронина А.Н.)
Конспект прислала Эйвидж
Переходный период
Статья 10 будет поделена на 2 части: для перехода на метод начисления и кассовый метод.
Метод начисления не будет деления переходной базы на 2 части (до 10% и свыше 10%). База определяется единая, следовательно будет только один лист в декларации по базе переходного периода.
Налог по базе переходного периода будет уплачиваться в бюджет в различные сроки в зависимости от соотношения налога, исчисленного по базе переходного периода, и налога начисленного в 2001г. Если налог по расчету составит менее 10% налога начисленного в 2001г., то уплата будет производиться в течении 2х кварталов (по итогам 2 и 3 кварталов 2002г.). Если налог составит от 10 до 70% - уплата будет происходить ежемесячно (ежеквартально) равными долями в 2003, 2004. Если налог более 70% - уплата равными долями в 2003-2005 гг.
Расчет по базе переходного периода должен быть сдан не позднее 28 июля 2002г.
При отражении Доходов переходного периода необходимо:
1) Провести инвентаризацию дебиторской задолженности на 31.12.2002г., выделить ДЗ за реализованную, но не оплаченную продукцию, ранее не учтенную в целях налогообложения прибыли, и отразить ее в базе.
2) Отразить внереализационные доходы, которые раньше не были учтены для налога на прибыль.
Внимание: изменяется ситуация по штрафам, пеням, неустойкам за нарушение договрных обязательств. Теперь такие санкции будут отражаться в соответствии со ст.250, в которой будет указано, что отражаются в учете только признанные должником или подлежащие уплате по решению суда санкции.
Следовательно: в переходном периоде должны быть начислены только штрафы, пени, неустойки только те, которые не отражались ранее в учете у налогоплательщика в соответствии с Постановлением КС от 28.10.98 (номера не помню, помню только что речь шла о том, что отражать только реально полученные).
3) Добавлено: Включить в состав доходов суммы подлежащие восстановлению в связи с различием классификации обЪектов.
Такими например являются остатки неиспользованных резервов. По резервам тоже произошли изменения. Теперь будут начисляться еще и резервы на предстоящие расходы по ремонту, на предстоящую оплату отпускных и поощрения по итогам года. Если вы приняли решение начислять такие резервы, то вы не включаете суммы по остаткам таких резервов на 31.12.01 в переходную базу (или включаете только разницу, возникающую в результате отличий по расчету резерва, если они будут).
При отражении Расходов переходного периода необходимо:
1) Включить себестоимость реализованной, но не оплаченной продукции (см. п.1 Доходов).
2) Включить суммы, подлежащие единовременному списанию, вследствие различия в классификации обЪектов.
Внимание: не списывается разница в амортизационных начислениях. Изменяется порядок начисления амортизации. Остаточная стоимость по данным бухгалтерского учета берется как Первоначальная для налогового.
Пример: ОбЪект ОС приобретен 12.1997г. Стоимость 1000 руб.
Срок использования по Нормам ? 1072 - 10 лет.
В эксплуатации 1998-2001г. - 4 года.
Амортизация начисленная 40%
Остаточная стоимость 600 руб.
По Классификатору срок использования - 7 лет.
Оставшийся срок использования - 3 года (7-4)
Норма амортизации - 100% / 36 мес = 2,78%
Сумма амортизации - 600 руб. х 2,78% = 16,68 руб.
Единовременному списанию подлежит: сумма недоначисленной амортизации по НМА (которые по 25 главе не НМА); сумма недоначисленной амортизации по бывшим МБП, переданным в производство; отрицательные курсовые разницы по непогашенной кредиторской задолженности, которые ранее не были учтены для целей налогообложения.
3) Не нужно корректировать базу переходного периода на стоимость косвенных расходов, которые у вас находятся в составе НЗП, ГП, продукции отгруженной, но не реализованной на 31.12.2001г.
Такие остатки принимаются для налогового учета по данным бухгалтерского без изменений независимо от методики оценки затрат на производство.
Кассовый метод
Доходы:
1) Отразить суммы по авансам полученным, которые не учитывались ранее для налогобложения.
2) Отразить суммы подлежащие единовременному восстановлению: резервы.
Расходы:
1) Отразить суммы подлежащие единовременному списанию:
- Суммы недоначисленной амортизации по обЪектам ОС
- Суммы недоначисленной амортизации по НМА
- Суммы недоначисленной амортизации по МБП, переданным в производство
Все это ТОЛЬКО в части оплаченной по состоянию на 01.01.02.
Строго прописано в изменениях следующее: Если при определении налоговой базы переходного периода получен убыток, то база признается равной нулю, и такой убыток не переносится на будущее.
Кроме того, если в составе дебиторской задолженности сумма задолженности бюджетных организаций составляет более 30%, то уплата налога переходного периода растягивается на 5 лет.
25 глава
Доходы.
Доходы от реализации серьезно не изменились. Добавились правила отражения доходов, если они выражены в валюте или у.е. (такие условия добавились везде в доходах и расходах), т.е. прописано отражение суммовых разниц. Суммовые разницы отражаются во внереализационных доходах и расходах.
Доходы не учитываемые для целей налогообложения (ст.251). Добавилось имущество и имущественные права, полученные в форме залога или задатка под обеспечение обязательств.
Расходы.
В классификации расходов отдельно выделены внереализационные расходы. Теперь они не являются прочими и могут не полностью относиться на расходы текущего отчетного периода.
Из состава материальных расходов в п.3 исключены запчасти и расходные материалы, используемые для ремонта.
Расходы по оплате труда. Уточнено, что для расчета норматива по страхованию работников берутся расходы на оплату труда без учета расходов на страхование.
Дополнено: к расходам на оплату труда относятся отчисления в резервы на предстоящую оплату отпусков.
По основным средствам откорректированы все статьи (256-259, 322, 323).
К определению амортизируемого имущества добавлен временной критерий: срок полезного использования более 12 месяцев.
Некоторые добавления в части неамортизируемого имущества.
Будет подлежать амортизации имущество, полученное безвозмездно, при условии, что его стоимость была ранее учтена в составе внереализационных доходов.
Первоначальная (понимается как восстановительная) стоимость основных средств, приобретенных до 01.01.02г., для налогового учета берется с учетом произведенных переоценок по состоянию на 31.12.01. Таким образом, если предприятие произвело переоценку ОС в конце 2001 года, эта переоценка не будет принята для налогового учета.
Снимается ограничение по расходам на ремонт. Такие расходы берутся в фактических размерах, кроме того позволяется образовывать резерв на предстоящий ремонт, если таковой осуществляется более, чем в 2х налоговых периодах. Основа для расчета резерва: совокупная стоимость ОС и норматив, определяемый налогоплательщиком самостоятельно (в учетной политике). Установлен предел: предельный размер резерва не может превышать фактическую сумму расходов на ремонт за предыдущий налоговый период.
Даны два определения остаточной стоимости: по ОС приобретенным до вступления в силу 25 главы - разница между восстановительной стоимостью и начисленной амортизацией; по ОС приобретенным после - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией.
К налоговому учету ОС: Если фактический срок полезного использования ОС больше, чем срок полезного использования по Классификатору, ОС выделяются в отдельную группу и их остаточная стоимость включается в себестоимость (=амортизируется) равными долями в течение срока определенного самим налогоплательщиком, но не менее 7 лет.
Дан прямой запрет: Выбранный метод амортизации по обЪекту ОС не может быть изменен в течение срока эксплуатации ОС.
Прочие расходы.
Большей частью перефразировки, уточнения.
По рекламе, уточнено что 'иные расходы на рекламу, не указанные в п.2, 3, 4 абзацах настоящего пункта, нормируются:' Т.о. точно указано, что есть ненормируемые виды рекламы. Список ненормируемых видов расширен на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации.
В ст.268 термин 'имущество' везде заменен на термин 'товар'. Это просто приведение в соответствие со ст.38 НК. Т.е. не следует думать, что имеются ввиду только конкретно товары. Любое имущество, предназначенное для перепродажи, трактуется как товар.
При списании стоимости товаров к упомянутым ранее методам оценки ФИФО, ЛИФО и средняя, добавили себестоимость каждой единицы товаров.
Ст. 269 В определении долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, исключили группу кредитного риска.
Ст. 271 Для комиссионеров сделали уточнения по дате признания доходов: дата реализации - это дата указанная в извещении о реализации или в отчете комиссионера. Т.е. если он вам в октябре сообщил, что реализовал в апреле, то это реализация апреля.
Уплата налога и авансовых платежей.
Отчетный период для налогоплательщиков, уплачивающих авансовые взносы исходя из фактической прибыли, отчетный период месяц.
Все платежи должны будут вноситься до 28 числа.
Ежемесячные авансовые платежи в размере 1/3: до 28 текущего месяца.
Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли - до 28 числа месяца, следующего за месяцем, за который производились начисления налога.
Судя по всему налогоплательщики, уплачивающие налог исходя из фактической прибыли, будут сдавать декларации ежемесячно до 28 числа.
Все налогоплательщики будут сдавать декларации не позднее 28 дней после окончания отчетного периода. Годовую - не позднее 28 марта.
Уточнены правила расчета авансов, для организаций уплачивающих авансы по 1/3.
Налоговый учет.
Ст. 313 Указано, если в регистрах БУ, нет достаточной информации для определения налоговой базы, то налогоплательщик вправе самостоятельно дополнить эти регистры дополнительными регистрами, формирую таким образом регистры налогового учета, либо вести самостоятельные налоговые регистры. Т.о. исчезла обязательность необходимости ведения отдельного регистра НУ даже при незначительных отличиях БУ и НУ.
Кроме того, налоговые и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета.
Ст. 318 Классификация расходов. К прямым затратам отнесены: материальные затраты в соответствии с пп. 1 и 3 п.1 ст. 254 (возможно ошибка, т.к. в проекте изменений указаны пп. 1 и 4); расходы на оплату труда производственного персонала и ЕСН на нее начисленный; начисленная амортизация по ОС, используемым в производстве.
К косвенным относятся все иные расходы, за исключением внереализационных расходов.
Из ст. 319 исключен п.4, добавлены словесные формулы по расчетам. Кроме того изменена последовательность: было - применяется нормативно-плановый метод, а если нет, то доля в доле; теперь - применяется расчет по доле, а только для прочих - нормативно-плановая оценка.
Постскриптум: самое забавное из изменений планируемых в другие главы - это отмена печатей на счетах фактурах.
Комментарии
2оценку ставлю не миронину, а эвидж - не поленилась!