Налоговые органы ведут активную борьбу с индивидуальными предпринимателями, отказавшимися предоставить им необходимые документы для камеральной налоговой проверки.
Отвечая на вопрос о том, следует ли предоставлять индивидуальному предпринимателю первичные документы вместе с декларацией по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ для подтверждения им профессионального налогового вычета, необходимо рассмотреть ситуации, когда:
1) Налогоплательщик предоставляет налоговую декларацию по окончании налогового периода;
2) Налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку и истребует документы.
1) В Налоговом Кодексе РФ за каждым налогоплательщиком закреплено право на возврат части налога на доходы физических лиц, уплаченного им в бюджет, размер которого зависит от фактически произведенных расходов.
Так, индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты в соответствии с п.1 ст.221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Однако в том случае, если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве ИП, профессиональный вычет будет производиться в размере 20% общей суммы доходов, полученный им от предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что Налоговый Кодекс РФ не предусматривает представление индивидуальным предпринимателем вместе с налоговой декларацией первичных документов, подтверждающих расходы.
В арбитражной практике встречаются споры о том, имеет ли налогоплательщик право на применение профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ, если налоговому органу не были предоставлены документы, подтверждающие понесенные расходы. Суды в данном случае поддерживают позицию налогоплательщиков и при этом указывают, что право налогоплательщика на производство профессиональных налоговых вычетов обусловлено наличием у него соответствующих документов, а не фактом их представления в налоговый орган, т.к. НК РФ не установил обязанности налогоплательщика представлять одновременно с налоговыми декларациями по НДФЛ документы, подтверждающие право на налоговые вычеты. Следовательно, непредставление налогоплательщиком документов не может свидетельствовать о неправомерности применения им вычетов (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.06.2006г. №Ф04-3238/2006(23118-А70-7) по делу №А70-13268/29-05, Постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2006г. №Ф09-3866/06-С2 по делу №А50-47635/05).
Какова же позиция финансовых и налоговых органов?
Минфин России в Письме от 26.01.2007г. №03-04-07-01/16 сделал следующий вывод: право налогоплательщика на получение профессионального налогового вычета не ограничено какими-либо условиями и не требует особого подтверждения.
Таким образом, налогоплательщик для реализации своего права на получение профессиональных налоговых вычетов не обязан подавать документы одновременно с подачей налоговой декларации, это всего лишь его право.
2) В указанном Письме Минфином России было отмечено: поскольку данный налоговый вычет предоставляется налогоплательщикам в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, исчисление размера вычета производится на основании представляемых налогоплательщиком соответствующих документов. И такими документами являются только первичные учетные документы.
По смыслу данного Письма Минфина России следует, что подтверждающие документы подаются при проведении камеральной проверки.
В сопровождающем Письме «О предоставлении профессиональных вычетов» от 09.02.2007г. №ГИ-6-04/100@ ФНС подчеркнуло, что, если при проведении камеральной налоговой проверки деклараций по НДФЛ у налогового органа отсутствуют первичные учетные документы, подтверждающие фактические произведенные налогоплательщиком расходы, то нет оснований предоставлять налогоплательщику заявленные им профессиональные налоговые вычеты.
Правомерна ли такая позиция финансовых и налоговых органов, попробуем разобраться далее.
Ранее ст.88 НК РФ, по своей сути, допускала истребование у налогоплательщиков неограниченного числа документов, тем самым приравнивая камеральную налоговую проверку к выездной проверке.
В новой редакции Налогового Кодекса РФ достаточно четко прописаны правила, в соответствии с которыми налоговые органы при проведении камеральной проверки могут истребовать у налогоплательщика документы. В частности, это такие основания:
1) использование налогоплательщиком налоговых льгот (п.6 ст.88 НК РФ);
2) представление налоговых деклараций по НДС (п.8 ст.88 НК РФ);
3) исчисление и уплата налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п.9 ст.88 НК РФ).
Данный перечень является исчерпывающим. Следовательно, у налогоплательщиков есть полное право отказывать в представлении документов.
Между тем, у арбитражных судов иной подход. Существует несколько судебных прецедентов, принятых не в пользу налогоплательщика.
Так, суды указывают, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей и если представление таких документов вместе с декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ. Из нормы п.7 ст.88 НК РФ следует, что необходимыми для представления налоговым органом считаются не любые документы и сведения, а только те, которые имеют целевое значение и предназначены для налогового контроля (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2008г. №Ф09-3312/08-С2 по делу №А76-24416/07, Постановление ФАС Уральского округа от 07.05.2008г. №Ф09-3234/08-С2 по делу №А76-24417/07, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.03.2008г. №Ф03-А24/08-2/433 по делу №А24-4000/07-13).
Таким образом, исходя из судебной практики, налоговый орган при проведении камеральной проверки декларации по НДФЛ вправе затребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения профессиональных налоговых вычетов.
По мнению экспертов, представление налоговому органу документов лежит в интересах налогоплательщика, поскольку это экономит время и средства на судебное разбирательство, а также освобождает его от ответственности. В связи с этим, налогоплательщику разумнее было бы представить документы и не создавать искусственный спор с налоговым органом.
В том числе следует отметить, что запрашиваемые документы должны быть четко конкретизированы, т.е. в требовании налогового органа должны быть указаны и наименование документов и их количество.
Начать дискуссию