Изменение срока уплаты налога и сбора является одним из важнейших институтов налогового права. При финансовых затруднениях фирме без рассрочки, отсрочки по уплате налогов и сборов подчас просто не обойтись. Также налоговым законодательством предусмотрена и такая форма изменения сроков уплаты налогов, как инвестиционный налоговый кредит. Он направлен на поддержание инновационного развития экономики, на выполнение организациями ряда существенных социально-экономических задач.
Обосновать экономически
В соответствии с российским законодательством изменение сроков уплаты налогов может осуществляться по трем направлениям: отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст. 61 НК). В сущности, они представляют собой перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Однако в отсрочке, рассрочке или инвестиционном налоговом кредите фирме может быть отказано по основаниям, предусмотренным статьей 62 Налогового кодекса.
Изменение сроков уплаты налогов исключено, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, имеется производство по уголовным налоговым правонарушениям, административным налоговым правонарушениям и в других случаях, предусмотренных статьей 62 Налогового кодекса.
В чем же принципиальные отличия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита? Для наглядности приведем сравнение данных понятий.
Различия отсрочки/рассрочки и инвестиционного кредита
Отсрочка/рассрочка по уплате налогов | Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) |
---|---|
Определение | |
Отсрочка — перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более позднюю дату в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Рассрочка — поэтапное погашение задолженности перед бюджетами по налогам. | Изменение срока уплаты налога, при котором организации представляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. |
Срок предоставления | |
- до 1 года (п. 1 ст. 64 НК); - от 1 года до 3 лет по федеральным налогам по решению правительства (п. 1 ст. 64 НК). | от 1 года до 5 лет (п. 1 ст. 66 НК). |
Уплата | |
Поэтапная или единовременная. | Поэтапная уплата суммы кредита и начисленных процентов. |
Цель | |
Предотвращение банкротства фирмы. | Поддержка инновационного развития экономики или выполнения компаниями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности. |
Форма предоставления | |
Решение налоговой службы о предоставлении отсрочки (рассрочки), в отдельных случаях — договор (например, о залоге имущества). | Форма предоставления Решение налоговой службы о предоставлении ИНК, инвестиционный договор. |
Основания предоставления | |
1. Ущерб фирме в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (подп. 1 п. 2 ст. 64 НК). 2. Задержка предприятию финансирования из бюджета или оплаты за выполненный государственный заказ (подп. 2 п. 2 ст. 64 НК). 3. Угроза банкротства фирмы (подп. 3 п. 2 ст. 64 НК). 4. Сезонный характер осуществления деятельности компании (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК). 6. Иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом (подп. 6 п. 2 ст. 64 НК). | 1. Проведение фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) (подп. 1 п. 1 ст. 67 НК). 2. Осуществление организацией внедренческой и инновационной деятельности (подп. 2 п. 1 ст. 67 НК). 3. Выполнение фирмой особо важных заказов по развитию региона и предоставление особо важных услуг населению (подп. 3 п. 1 ст. 67 НК). |
Отсрочка, рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. В случае предоставления отсрочки (рассрочки) фирме по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 5 пункта 2 статьи 64 Налогового кодекса, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центробанка, действовавшей на период отсрочки (рассрочки) (п. 4 ст. 64 НК).
Ставка рефинансирования Центробанка устанавливается в размере 10,5% годовых с 29 апреля 2008 года (указание Центробанка от 28 апреля 2008 г. № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»).
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам (абз. 2 п. 1 ст. 66 НК). Фирмой может быть заключено несколько договоров об инвестиционном налоговом кредите по разным основаниям (п. 5 ст. 67 НК).
При проведении фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) ИНК предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов от стоимости приобретенного фирмой оборудования. По основаниям, указанным в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 67 Налогового кодекса, ИНК предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между налоговой службой и фирмой (п. 2 ст. 67 НК).
Не допускается устанавливать начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита проценты по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центробанка.
Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите. Форма договора об ИНК устанавливается Федеральной налоговой службой (Приказ ФНС от 29 ноября 2005 г. № САЭ-3-19/622@ «Об утверждении форм договоров об инвестиционном налоговом кредите»).
Разрешите обратиться
Для получения отсрочки, рассрочки по уплате налогов или инвестиционного налогового кредита фирме необходимо подать заявление и предоставить документы в налоговую службу (Приказ ФНС от 4 октября 2006 г. № САЭ-3-19/654@ «Об утверждении порядка рассмотрения ФНС заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов»). Документы, необходимые для оформления рассрочки, отсрочки уплаты налогов или инвестиционного кредита, утверждены приказом ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798.
Органы, уполномоченные рассматривать заявления об изменении сроков уплаты налогов, перечислены в статье 63 Налогового кодекса. Так, например, для решения вопроса об отсрочке федеральных налогов нужно обратиться в Федеральную налоговую службу. Если речь идет о региональных или местных налогах — в инспекцию ФНС по месту нахождения фирмы. В некоторых случаях налоговая служба не может принять решение самостоятельно без согласования с финансовыми органами соответствующих субъектов Федерации, муниципальных образований (решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2005 г. № А40-22438/05-127-189).
В заявлении о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов фирме необходимо указать одно из оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса. При этом основание изменения сроков уплаты налогов должно быть документально подтверждено (постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05.
Так, например, при получении фирмой отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в связи с выполнением сезонных видов работ (подп. 5 п. 2 ст. 64 НК) необходимо документально подтвердить осуществление работ такого рода. Перечень сезонных отраслей и видов деятельности утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382.
Согласно приказу ФНС № САЭ-3-19/654@, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в любом случае должно содержать:
- сумму задолженности;
- налог, по уплате которого предостав ляется отсрочка или рассрочка;
- сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
- документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.
К заявлению о получении ИНК также прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость приобретенного заявителем оборудования, бизнес-план инвестиционного проекта (приказ ФНС от 21 ноября 2006 г. № САЭ-3-19/798).
Работники налоговой и финансовых служб должны рассмотреть документы в течение месяца и вынести решение (ст. 64, ст. 67 НК). При отказе в изменении срока уплаты налога налоговая служба выносит мотивированное решение. В этом случае, а также в случае промедления принятия решения об изменении срока уплаты налога компания вправе обратиться с жалобой в суд (см., например, постановление ФАС Московского округа от 15 августа 2005 г. № КА-А40/7451-05).
Начать дискуссию