Налоговая консультация: Вопрос-Ответ

В данной статье содержатся три вопроса-ответа по налоговой тематике. В основном они заинтересуют бухгалтеров компаний на УСН и фирм, в которых работают иностранцы.

В данной статье содержатся три вопроса-ответа по налоговой тематике. В основном они заинтересуют бухгалтеров компаний на УСН и фирм, в которых работают иностранцы.

Вопрос: Организация планирует провести бесплатный семинар по теме своей деятельности для привлечения большего числа клиентов, для этого собирается арендовать здание. Какие документы требуются, чтобы эти расходы учитывались при исчислении единого налога (организация на УСН)?

Ответ: Следует отметить, что налоговое законодательство в целях исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не устанавливает перечень документов, которые могут служить документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком затрат для признания их расходами. Факт несения соответствующих затрат, их размер могут быть подтверждены различными документами, которые подлежат правовой оценке в совокупности (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 17.05.2006г. по делу № Ф09-3854/06-С1).
В силу п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, основанием для уменьшения в соответствии с пп.4 п.1 ст.346.16 НК РФ полученных доходов на расходы на арендные платежи за арендуемое имущество  в рассматриваемой ситуации могут служить договор аренды, акт приема-передачи, счета-фактуры, выставленные арендодателем, платежные поручения и др.

Вопрос: ИП применяет УСН, объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». По какой форме требуется подавать декларацию? Какие документы также следует подавать кроме декларации (например, выставленные ИП счета и платежные поручения)? Если налоговая база равна нулю, уплачивается ли налог в данном случае?

Ответ: Форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения утверждена Приказом Министерства финансов РФ от 17.01.2006г. №7н (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 19.12.2006г. №176н).
Так, налогоплательщики-организации в соответствии со ст.346.23 НК РФ по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения. Предоставление иных документов кроме налоговой декларации Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено.
Что касается исчисления и уплаты налога, то налогоплательщики, применяющие УСН и в качестве объекта налогообложения выбравшие доходы, уменьшенные на величину расходов (п.6 ст.346.18 НК РФ), по окончании налогового периода сталкиваются с необходимостью уплаты минимального налога.
Сумма минимального налога составляет 1% от налоговой базы, в которую включают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы (ст.346.15 НК РФ).

Минимальный налог уплачивается в двух случаях:
1) если за налоговый период сумма исчисленного минимального налога больше суммы исчисленного в общем порядке налога;
2) если сумма исчисленного в общем порядке налога равна нулю (т.е. налогоплательщиком получен убыток).
Суммы исчисленного минимального налога и исчисленного в общем порядке налога сравниваются налогоплательщиком по результатам работы за год и в конце налогового периода уплачивается минимальный налог.
В течение года, независимо от того, какие доходы и расходы имел налогоплательщик, уплачивать минимальный налог не требуется. Это значит, что за I квартал, полугодие и 9 месяцев нужно вносить в бюджет либо авансовые платежи по исчисленному в общем порядке налогу, либо, если получен убыток, то налог не уплачивается.
Также следует отметить, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового (отчетного) периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому (отчетному) периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Вопрос: Можно ли выплачивать заработную плату наличными из кассы иностранным работникам?

Ответ: Действующее законодательство не запрещает выплачивать работодателем – российской организацией заработную плату наличными денежными средствами своим работникам – нерезидентам. Основания таковы:

1) Валютная операция, осуществляемая работодателем – российской организации, не относится действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. Так, в ст.6 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ указано, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.ст. 7, 8 и 11 Закона №173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

2) Валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования (ч.2 ст.5 Закона №173-ФЗ). Т.е. поскольку порядок валютных операций не установлен органами валютного контроля, валютные операции осуществляются без ограничений.

3) Валютное законодательство, требующее при совершении резидентами валютных операций использовать банковские счета и устанавливающее перечень исключений из этого требования, лишь закрепляет права и обязанности резидентов при проведении валютных операций, а не законность таких операций.
Кроме того, согласно российскому трудовому законодательству (которое распространяется и на трудовые отношения с участием работников-иностранцев) заработная плата выплачивается работникам в рублях наличными (ст. ст. 11, 131, 136 Трудового кодекса РФ). Заработная плата может перечисляться и на банковские счета работников, но если такой вариант предусмотрен трудовым или коллективным договором (ст. 136 ТК РФ). При этом открытие банковского счета для получения заработной платы в безналичной форме является правом, а не обязанностью работника-нерезидента (ч. 1 ст. 13 Закона №173-ФЗ).
Данная позиция подтверждается также и судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2007г. по делу №Ф03-А51/07-2/3629).

Начать дискуссию